Основные этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Эти методы адекватны задаче не только воссоздания истории развития отдельного психологического направления, но и включения его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры. Так, в истории психологии используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

Содержание

Введение…3
Личность ученого как фактор влияющий на развитие науки…4
Основные этапы развития психологии…5
Заключение…26
Литература…27
Приложение…28

Вложенные файлы: 1 файл

рефистпси.docx

— 80.45 Кб (Скачать файл)

Представители Гуманистической психологии: Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, А. Маслоу.

Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, рассматриваемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. А.Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

 

Современная психология, 60-е годы - конец XX в.

Развитие предметапсихологии в рамках отдельных психологических школ. Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик. Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Представители современных  направлений психологии

Транзактный анализ Э. Берна 1910 – 1970гг.

Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной  позиции. Он проживает свою жизнь  по «сценарию», написанному при самом  активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения  в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для  его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны.  Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок (Археопсихе), Взрослый (Неопсихе). Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. [5]

Психодрамма и социометрия Я.Л. Морено 1889 – 1974гг.

Психодрама - это терапевтический метод, в котором психические и психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама - это групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет глубинную психологию и терапию поведения. Социометрия — это способ измерения межличностных отношений, призванный обнаружить глубинную, основанную на телеотношениях структуру группы, в отличие от формальной ее структуры. [5]

Нейролингвистическое программирование 1960 – 1970гг.

Базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксонa (Erickson M. H.), Сатир (Satir V.) (семейная психотерапия), Перлса (Perls F. S.) (гештальт-терапия) и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии — различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона (Bateson G.), посвященных «экологии разума», со ссылкой на зоопсихологические данные формирования нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского (Chomsky N.), выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 1950-1960-х гг., стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела (Rassel В.). Таким образом, Н.п. является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зключение

 

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г., История и теория психологии — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 416 с.

 

  1. Марцинковская Т.Д., М29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
  2. Ярошевский Михаил Григорьевич, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

 

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/65634/Ассоцианизм
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Основные этапы развития психологии4

Этап и

время

Предмет психоло-

гии, его содержание

Методы исследо-

вания психики

Основные

достижения

Донаучный,

до VIIVI

вв. до н.э.

Душа - без раскры-

тия ее конкретного

содержания и

функций

Нет

Общее представле-

ние об охранитель-

ной и активной роли

души

Философ-

ский, VII—

VI вв. до

н.э. - конец

XVIII-на-

чало XIX в.

Антич-

ная

психо-

логия

Душа-

источник

активности

тела, обла-

дает функ-

циями по-

знания и

регуляции

поведения

Специальных ме-

тодов нет, исполь-

зуются методы

других наук - фи-

лософии, медици-

ны, математики -

при исследовании

содержания и

функций души

Определение основ-

ных проблем психо-

логии, связанных с

исследованием по-

знания, активности

тела, способов регу-

ляции поведения и

пределов свободы

человека

Психо-

логия

Средне-

вековья

Душа, ис-

следование

видов ак-

тивности

тела и осо-

бенностей

познания,

прежде все-

го чувствен-

ного позна-

ния мира

Появление собст-

венно психологи-

ческого метода -

интроспекции

Развитие психофи-

зических исследова-

ний и первых работ

по психологии масс

Психо-

логия

Возрож-

дения и

Нового

времени

Сознание -

его содер-

жание и

пути его

формиро-

вания

Интроспекция и

частично логика -

методы индукции,

дедукции,анализа

и т. д.

Развитие рационали-

стического и сенсуа-

листического (эмпи-

рического) подхода

к психике, появление

первых теорий эмо-

ций и теории рефлек-

са, а также первой

попытки ввести в

предмет психологии

бессознательное

Ассоцианистическая

психология,

конец

XVIII-на-

чало XIX в. -

середина

XIX в.

Сознание, состоя-

щее из ощущений,

представлений и

чувств. Таким обра-

зом, предмет психо-

логии - прежде все-

го познавательные

процессы, а также

(в конце этого пе-

риода) поведение

Интроспекция,

логика, начало ис-

пользования мето-

дов естественных

наук, в частности

метода проб и

ошибок (при фор-

мировании пове-

дения)

Появление первой

психологической школы, новых подходов к

предмету и методам

психологии, концеп-

ции об адаптацион-

ной функции психи-

ки, развитие теории

рефлекса, естественно-

научного подхода к

изучению психики,

дальнейшее развитие

концепций бессозна-

тельного

Эксперимен-

тальная

психология,

середина

XIX - нача-

ло XX в.

Элементы психики,

отождествляемой

главным образом с

сознанием, их связи

и законы

Эксперименталь-

ный метод, а также

интроспекция и

анализ результатов

творческой дея-

тельности как че-

ловека, так и на-

рода в целом,по-

явление первых

тестов

Появление экспери-

ментальной психо-

логии, первых тео-

рий ≪психологии на-

родов≫, новых дан-

ных о психических

процессах (прежде

всего памяти). По-

явление новых под-

ходов к психологии,

первых симптомов

методологического

кризиса

Методоло-

гический

кризис и

разделение

психологии

на отдель-

ные школы,

10-30-е го-

ды XX в.

Появление несколь-

ких предметов пси-

хологии. Вначале -

элементы психики

(структурализм),

функции психики,

≪поток сознания≫

(функционализм).

Затем - глубинные

структуры психики

(глубинная психо-

логия), поведение

(бихевиоризм),

структуры психики

(гештальтпсихоло-

гия), высшие психи-

ческие функции и

деятельность (со-

ветская психология)

Появление новых

методов, важней-

шие из которых -

психоанализ и

проективные мето-

ды (глубинная

психология), экспе-

риментальное изу-

чение процесса

научения, формиро-

вание связи между

стимулом и реак-

цией (бихевиоризм),

экспериментальное

исследование по-

знавательных про-

цессов и потреб-

ностей (гештальт-

психология), инст-

рументальный ме-

тод (советская пс.)

Появление первых

концепций лично-сти, теории созна-

ния, в том числе и

измененного созна-

ния, теорий науче-

ния и развивающего

обучения, творче-

ского мышления.

Появление первых

экспериментальных

исследований лич-

ности, введение в ее

исследование куль-

туры и социального

окружения как но-

вых парадигм. Раз-

витие отраслей пси-

хологии

Дальнейшее

развитие

психоло-

гических

школ, 40-

60-е годы

XX в.

Появление новых

направлений, для

которых предмет

психологии связы-

вается с внутренней

сущностью лично-

сти (гуманистиче-

ская, экзистенци-

альная психология),

познавательными

процессами, разви-

тием интеллекта и

этапов переработки

информации (гене-

тическая и когни-

тивная психология)

Появление опрос-

ников, новых экс-

периментальных

методов изучения

интеллекта, в том

числе и искусст-

венного интеллекта

Дальнейшее разви-

тие теоретических

концепций в русле

основных проблем

психологии,разви-

тие и совершенство-

вание психотерапев-

тических технологий

Современная

психология,

60-е годы -

конец XX в.

Развитие предмета

психологии в рам-

ках отдельных пси-

хологических школ

Совершенствование

методов экспери-

ментального иссле-

дования психики,

появление разно-

образных диагно-

стических методик

Появление тенден-

ции к объединению,

синтезу наиболее

значительных до-

стижений отдельных

школ


1 «Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423

2 «Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400

3 Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциации идей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917—18, кн. 2, 7—9, 10—12; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, М., 1959; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.

 

4 Марцинковская Т.Д., М29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с. Стр. 8-10

 


Информация о работе Основные этапы развития психологии