Особенности внимания у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — выявить особенности внимания у детей с ОНР.
Объектами исследования являются дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня.
Предметом исследования является функции внимания детей с ОНР.

Вложенные файлы: 1 файл

Tanyakursovik.docx

— 101.82 Кб (Скачать файл)

Процедура исследования:

Прохождение данной практики вызвало ряд затруднений в связи с тем, что практическую работу нужно было осуществить в ограниченное время, а это время совпало с волной соматических заболеваний у детей, поэтому приходилось довольно часто переносить запланированные встречи с детьми. Еще одним затруднением стало то, что руководитель-методист тоже заболел, и ожидаемой помощи в прохождении практики не оказалось.  Но были и положительные моменты. Воспитатели групп, в которых осуществлялась практическая работа, оказывали существенную помощь, так как у некоторых из них было психологическое образование, они рекомендовали и одалживали необходимую литературу, шли на уступки в огранизации времени встреч с детьми.

 

2.2 Результаты  исследования внимания у дошкольников  с ОНР и нормы

Выбранные методики направлены на изучение внимания детей экспериментальной и контрольной групп, с оценкой таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость, распределение.

Сводная таблица №1

Результаты диагностики концентрации внимания (по корректурной пробе) и результаты диагностики переключаемости и распределения внимания методика «Проставь значки» (в баллах). Экспериментальная группа.

 

 

 

   код

Возраст

лет, мес.)

Показатели

Концентрация внимания

баллы,(+)

переключаемость внимания,

баллы,(+)

Распределение внимания,

Баллы, (+)

1.Р.Н

5л.9м

0,8

0,7

0,8

2.Р.С

0,4

0,5

0,7

3.У.П.

6л.1м

1

0,9

1

4.Д.П.

6л.1м

0,9

0,9

1

5.Д.Н

6л.

0,9

0,8

0,6

6.В.К

5л.8м

0,8

0,8

0,6

7.М.Р.

6л.

0,9

1

0,9

8.К.Т

6л.3м

0,4

0,3

0,5

9.Д.А

6л.2м

0,9

0,7

0,4

10.М.С

6л.

0,8

0,8

0,6

11.К.П.

5л.8м

0,7

0,8

0,7

12.М.С

5л.7м

0,6

0,7

0,5

13.С.И

5л.8м

0,8

0,7

0,7

14.В.К

6л.

0,9

0,8

0,7

15.А.Д

6л.

0,8

0,7

0,6

16.К.В

5л.9м

0,7

0,8

0,7

17.К.Ж

5л.7м

0,6

0,7

0,5

18.К.Р.

6л.2м

0,8

0,7

0,8

Среднегрупповые значения (Хср)

 

0,7

0,7

0,6

Стандартное отклонение(σ)

 

0,17

0,15

0,16




 

По итогам диагностики концентрации внимания, представленных  в сводной таблице №1, видно, что у четырёх исследуемых низкий уровень концентрации внимания. Это говорит о трудности долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. А также о недостаточной избирательности внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. У восьми детей средний уровень концентрации внимания. Внимание у них удерживается несколько секунд, они быстро отвлекаются. У шести исследуемых выявлен высокий уровень концентрации внимания. Они удерживают внимание на объекте достаточно длительное время.

Что касается переключаемости внимания, выявлено, что у  трёх детей высокий уровень переключения  внимания, у тринадцати средний, у двух низкий. При исследовании результатов методики «Проставь значки» у детей наблюдались сложности. Дошкольники делали много ошибок. Также были трудности с тем, что каждой фигуре соответствовал определенный значок, дети их путали. Многие фигуры были просто пропущены. Но при прохождении данного теста наблюдается положительная динамика: у трёх дошкольников  высокий показатель.

По итогам диагностики распределения внимания видно, что у трёх детей высокий уровень распределения внимания, у семи средний, и у восьми детей низкий уровень распределения внимания.

Таким образом, можно провести внутригрупповой анализ функций внимания. В целом по группе уровень внимания находится на среднем уровне, но у 30% детей все диагностируемые функции внимания сформированы на низком уровне. Это может быть связано с тем, что несмотпя на то что все участники исследования посещают группу ОНР 3 уровня, у них разная специфика речевых и мнестических нарушений, разные причины возникновения речевых нарушений, что в свою очередь ведет к различным вторичным нарушениям разной степени тяжести.

 

Сводная таблица №2

Результаты диагностики концентрации внимания (по корректурной пробе) и результаты диагностики переключаемости и распределения внимания методика «Проставь значки» (в баллах).

Контрольная группа

 

 

 

 

Код

Возраст

(лет,мес)

Концентрация внимания

баллы(+)

переключаемость внимания,

баллы(+)

Распределение внимания,

Баллы(+)

1.Б.С

6л.2м

0,7

0,8

0,7

2.Б.Д

6л.1м

0,8

0,8

0,8

3.Г.И

5л.8м

0,9

0,8

0,8

4.Д.А

6л.8м

1

0,9

0,8

5.К.С

6л.4м

1

0,9

1

6.К.Д

5л.8м

1

1

0,9

7.Л.М

5л.7м

0,6

0,6

0,8

8.М.Я

6л.4м

0,9

1

0,9

9.С.К

6л.6м

0,9

0,8

1

10.К.А

6л.5м

1

1

0,9

11.С.Н

5л.6м

0,7

0,8

0,9

12.П.В

6л.

0,6

0,6

0,8

13.Ф.Н

7л.1м

0,9

0,7

0,8

14.В.К

6л.7м

0,8

0,8

0,9

15.С.П

5л.8м

0,7

0,8

0,7

16.С.Ф

6л.1м

0,8

1

1

17.Н.Ж

6л.7м

1

1

1

18.В.П

6л3м

1

0,8

0,9

Среднегрупповые значения

(Хср)

 

0,8

0,8

0,9

Стандартное отклонение( σ)

 

0,15

0,14

0,1




 

 По итогам диагностики концентрации внимания, представленных  в сводной таблице №2, видно, что у двух исследуемых низкий уровень концентрации внимания, у шести средний уровень и у десяти высокий. По итогам диагностики переключаемости внимания выявлено, что у двух детей низкий уровень, у девяти средний, и у семи высокий уровень переключаемости внимания. Из результатов диагностики распределения внимания получаем следующие результаты: у восьми детей средний уровень у десяти детей высокий уровень распределения внимания. Низкий уровень диагностируемых свойств внимания говорит о быстрой утомляемости и слабом развитии самоконтроля. Средний уровень концентрации, распределения и переключаемости внимания показывает, что у детей сформировано  сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие. Дети с высоким уровнем концентрации внимания совершают одновременно несколько видов действий и следят за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Полученные оценки свидетельствуют о достаточной сформированности  диагностируемых функций внимания у детей КГ.

Сравнительная таблица функций внимания. Таблица №3

 

Код

Возраст

(лет, мес.)

 

Внимание

 

Код

Возраст

(лет, мес.)

 

Внимание

эг

 

Концентрация

переключаемость

распределение

Кг

 

Концентрация

переключаемость

распределение

1.Р.Н

5л.9м

II

II

II

1.Б.С

6л.2м

II

II

II

2.Р.С

III

III

II

2.Б.Д

6л.1м

II

II

II

3.У.П.

6л.1м

I

I

I

3.Г.И

5л.8м

I

II

II

4.Д.П.

6л.1м

I

I

I

4.Д.А

6л.8м

I

I

II

5.Д.Н

6л.

I

II

III

5.К.С

6л.4м

I

I

I

6.В.К

5л.8м

II

II

III

6.К.Д

5л.8м

I

I

I

7.М.Р.

6л.

I

I

I

7.Л.М

5л.7м

III

III

II

8.К.Т

6л.3м

III

III

III

8.М.Я

6л.4м

I

I

I

9.Д.А

6л.2м

I

II

III

9.С.К

6л.6м

I

II

I

10.М.С

6л.

II

II

III

10.К.А

6л.5м

I

I

I

11.К.П.

5л.8м

II

II

II

11.С.Н

5л.6м

II

II

I

12.М.С

5л.7м

III

II

III

12.П.В

6л.

III

III

II

13.С.И

5л.8м

II

II

II

13.Ф.Н

7л.1м

I

II

II

14.В.К

6л.

I

II

II

14.В.К

6л.7м

II

II

I

15.А.Д

6л.

II

II

III

15.С.П.

5л.8м

II

II

II

16.К.В

5л.9м

II

II

II

16.С.Ф

6л.1м

II

I

I

17.К.Ж

5л.7м

III

II

III

17.Н.Ж

6л.7м

I

I

I

18.К.Р.

6л.2м

II

II

II

18.В.П.

6л3м

I

II

I


 

 

 

 

I-высокий уровень

II- средний уровень

III- низкий уровень

ЭГ- экспериментальная группа

КГ- контрольная группа

 

В ходе сравнительного анализа полученных результатов диагностируемых функций внимания у детей с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием, можно сделать следующие выводы:

  1. при  исследовании концентрация внимания из 18 детей ЭГ выявлено, что 12 обследуемых имеют высокий уровень, двое средний уровень, четверо низкий уровень, тогда как дошкольники КГ показали следующие результаты: двенадцать детей — высокий уровень, четверо — средний уровень и двое — низкий уровень концентрации внимания;
  2. по переключаемости внимания из 18 детей ЭГ девять обследуемых имеют высокий уровень, семь — средний уровень и двое — низкий уровень;  дошкольники КГ показали следующие результаты: десять детей — высокий уровень,  шестеро — средний уровень и двое низкий уровень переключаемости внимания;
  3. при исследовании распределения внимания из 18 детей ЭГ выявлено, что четверо обследуемых имеют высокий уровень, десять — средний уровень и четверо — низкий; дошкольники КГ показали следующие результаты: шестеро детей — высокий уровень, двенадцать — средний уровень распределения внимания, с низким уровнем детей не обнаружилось;
  4. исходя из вышесказанного видно, что средний уровень сформированности функций внимания детей ЭГ ниже, чем у детей КГ.  У детей с ОНР быстрее наступает утомляемость и истощаемость внимания, они нуждаются в более частой смене деятельности, чем дети с нормальным речевым развитием;
  5. из количественного анализа видно, что разница между детьми ЭГ и детьми КГ оказалась не очень значительной. Средние показатели сформированности функций внимания у детей с нормальным речевым развитием выше, чем у детей с ОНР, но столь незначительные отличия могут быть связаны с тем, что с детьми, посещающими речевую группу, занимается ряд специалистов: логопед, психолог, которые проводят коррекционную работу по всем мнестическим функциям.   

  Таким образом, выявляем, что внимание у дошкольников с ОНР имеет ряд особенностей:

- неустойчивость внимания, которая ведет к низкой продуктивности выполняемой работы;

- неспособность долго сосредоточиться на выполнении какого-либо задания;

- максимальная концентрация внимания 5-10 минут;

- дети быстро утомляются, любой раздражитель может отвлечь их от выполняемой работы

- детям также трудно переключиться с одного вида деятельности на другой;

- наблюдаются сложности в одновременном выполнении нескольких действий.

Гипотеза подтверждена.

Заключение

Данная работа была направлена на выявление особенностей функций внимания у детей ОНР, с помощью изучения научной литературы и проведения самостоятельного практического эксперимента. По результатам проведенной работы было сделаны следующие выводы:

  1. Общее недоразвитие речи — это речевая патология, при которой нарушены все компоненты речевой системы (фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Нарушение речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, волевой и сенсорной сфер. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания.
  2. Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения. Таким образом, от внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной системы.
  3. У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы речь, словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, пространственные представления, координация движений, память. Внимание характеризуется неустойчивостью, быстрой истощаемостью, снижением объема, трудностями переключения и распределения.
  4. Функции внимания детей НР ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.  У детей с ОНР быстрее наступает утомляемость и истощаемость внимания, они нуждаются в более частой смене деятельности, чем дети с нормальным речевым развитием.
  5. Разница между детьми ОНР и детьми  с нормальным речевым развитием оказалась  не очень значительной. Средние показатели сформированности функций внимания у детей с нормальным речевым развитием выше, чем у детей с ОНР, но столь незначительные отличия могут быть связаны с тем, что с детьми, посещающими речевую группу, занимается ряд специалистов: логопед, психолог; которые проводят коррекционную работу по всем мнестическим функциям. И также стоит обратить внимание, что в эксперименте принимали участие дети ОНР 3 уровня, который характеризуется тем, что обиходная речь детей более развернутая, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, в связи с чем и проявление вторичных нарушений становится менее выраженным.

Информация о работе Особенности внимания у детей с ОНР