Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:03, курсовая работа
Цель данной работы — выявить особенности внимания у детей с ОНР.
Объектами исследования являются дети 6-7 лет с ОНР 3 уровня.
Предметом исследования является функции внимания детей с ОНР.
Процедура исследования:
Прохождение данной практики вызвало ряд затруднений в связи с тем, что практическую работу нужно было осуществить в ограниченное время, а это время совпало с волной соматических заболеваний у детей, поэтому приходилось довольно часто переносить запланированные встречи с детьми. Еще одним затруднением стало то, что руководитель-методист тоже заболел, и ожидаемой помощи в прохождении практики не оказалось. Но были и положительные моменты. Воспитатели групп, в которых осуществлялась практическая работа, оказывали существенную помощь, так как у некоторых из них было психологическое образование, они рекомендовали и одалживали необходимую литературу, шли на уступки в огранизации времени встреч с детьми.
Выбранные методики направлены на изучение внимания детей экспериментальной и контрольной групп, с оценкой таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость, распределение.
Сводная таблица №1
Результаты диагностики концентрации внимания (по корректурной пробе) и результаты диагностики переключаемости и распределения внимания методика «Проставь значки» (в баллах). Экспериментальная группа.
код |
Возраст лет, мес.) |
Показатели | ||
Концентрация внимания баллы,(+) |
переключаемость внимания, баллы,(+) |
Распределение внимания, Баллы, (+) | ||
1.Р.Н |
5л.9м |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
2.Р.С |
6л |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
3.У.П. |
6л.1м |
1 |
0,9 |
1 |
4.Д.П. |
6л.1м |
0,9 |
0,9 |
1 |
5.Д.Н |
6л. |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
6.В.К |
5л.8м |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
7.М.Р. |
6л. |
0,9 |
1 |
0,9 |
8.К.Т |
6л.3м |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
9.Д.А |
6л.2м |
0,9 |
0,7 |
0,4 |
10.М.С |
6л. |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
11.К.П. |
5л.8м |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
12.М.С |
5л.7м |
0,6 |
0,7 |
0,5 |
13.С.И |
5л.8м |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
14.В.К |
6л. |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
15.А.Д |
6л. |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
16.К.В |
5л.9м |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
17.К.Ж |
5л.7м |
0,6 |
0,7 |
0,5 |
18.К.Р. |
6л.2м |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
Среднегрупповые значения (Хср) |
0,7 |
0,7 |
0,6 | |
Стандартное отклонение(σ) |
0,17 |
0,15 |
0,16 |
По итогам диагностики концентрации внимания, представленных в сводной таблице №1, видно, что у четырёх исследуемых низкий уровень концентрации внимания. Это говорит о трудности долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. А также о недостаточной избирательности внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. У восьми детей средний уровень концентрации внимания. Внимание у них удерживается несколько секунд, они быстро отвлекаются. У шести исследуемых выявлен высокий уровень концентрации внимания. Они удерживают внимание на объекте достаточно длительное время.
Что касается переключаемости внимания, выявлено, что у трёх детей высокий уровень переключения внимания, у тринадцати средний, у двух низкий. При исследовании результатов методики «Проставь значки» у детей наблюдались сложности. Дошкольники делали много ошибок. Также были трудности с тем, что каждой фигуре соответствовал определенный значок, дети их путали. Многие фигуры были просто пропущены. Но при прохождении данного теста наблюдается положительная динамика: у трёх дошкольников высокий показатель.
По итогам диагностики распределения внимания видно, что у трёх детей высокий уровень распределения внимания, у семи средний, и у восьми детей низкий уровень распределения внимания.
Таким образом, можно провести внутригрупповой анализ функций внимания. В целом по группе уровень внимания находится на среднем уровне, но у 30% детей все диагностируемые функции внимания сформированы на низком уровне. Это может быть связано с тем, что несмотпя на то что все участники исследования посещают группу ОНР 3 уровня, у них разная специфика речевых и мнестических нарушений, разные причины возникновения речевых нарушений, что в свою очередь ведет к различным вторичным нарушениям разной степени тяжести.
Сводная таблица №2
Результаты диагностики концентрации внимания (по корректурной пробе) и результаты диагностики переключаемости и распределения внимания методика «Проставь значки» (в баллах).
Контрольная группа
Код |
Возраст (лет,мес) |
Концентрация внимания баллы(+) |
переключаемость внимания, баллы(+) |
Распределение внимания, Баллы(+) |
1.Б.С |
6л.2м |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
2.Б.Д |
6л.1м |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
3.Г.И |
5л.8м |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
4.Д.А |
6л.8м |
1 |
0,9 |
0,8 |
5.К.С |
6л.4м |
1 |
0,9 |
1 |
6.К.Д |
5л.8м |
1 |
1 |
0,9 |
7.Л.М |
5л.7м |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
8.М.Я |
6л.4м |
0,9 |
1 |
0,9 |
9.С.К |
6л.6м |
0,9 |
0,8 |
1 |
10.К.А |
6л.5м |
1 |
1 |
0,9 |
11.С.Н |
5л.6м |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
12.П.В |
6л. |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
13.Ф.Н |
7л.1м |
0,9 |
0,7 |
0,8 |
14.В.К |
6л.7м |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
15.С.П |
5л.8м |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
16.С.Ф |
6л.1м |
0,8 |
1 |
1 |
17.Н.Ж |
6л.7м |
1 |
1 |
1 |
18.В.П |
6л3м |
1 |
0,8 |
0,9 |
Среднегрупповые значения (Хср) |
0,8 |
0,8 |
0,9 | |
Стандартное отклонение( σ) |
0,15 |
0,14 |
0,1 |
По итогам диагностики концентрации внимания, представленных в сводной таблице №2, видно, что у двух исследуемых низкий уровень концентрации внимания, у шести средний уровень и у десяти высокий. По итогам диагностики переключаемости внимания выявлено, что у двух детей низкий уровень, у девяти средний, и у семи высокий уровень переключаемости внимания. Из результатов диагностики распределения внимания получаем следующие результаты: у восьми детей средний уровень у десяти детей высокий уровень распределения внимания. Низкий уровень диагностируемых свойств внимания говорит о быстрой утомляемости и слабом развитии самоконтроля. Средний уровень концентрации, распределения и переключаемости внимания показывает, что у детей сформировано сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие. Дети с высоким уровнем концентрации внимания совершают одновременно несколько видов действий и следят за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Полученные оценки свидетельствуют о достаточной сформированности диагностируемых функций внимания у детей КГ.
Сравнительная таблица функций внимания. Таблица №3
Код |
Возраст (лет, мес.) |
Внимание |
Код |
Возраст (лет, мес.) |
Внимание | ||||
эг |
Концентрация |
переключаемость |
распределение |
Кг |
Концентрация |
переключаемость |
распределение | ||
1.Р.Н |
5л.9м |
II |
II |
II |
1.Б.С |
6л.2м |
II |
II |
II |
2.Р.С |
6л |
III |
III |
II |
2.Б.Д |
6л.1м |
II |
II |
II |
3.У.П. |
6л.1м |
I |
I |
I |
3.Г.И |
5л.8м |
I |
II |
II |
4.Д.П. |
6л.1м |
I |
I |
I |
4.Д.А |
6л.8м |
I |
I |
II |
5.Д.Н |
6л. |
I |
II |
III |
5.К.С |
6л.4м |
I |
I |
I |
6.В.К |
5л.8м |
II |
II |
III |
6.К.Д |
5л.8м |
I |
I |
I |
7.М.Р. |
6л. |
I |
I |
I |
7.Л.М |
5л.7м |
III |
III |
II |
8.К.Т |
6л.3м |
III |
III |
III |
8.М.Я |
6л.4м |
I |
I |
I |
9.Д.А |
6л.2м |
I |
II |
III |
9.С.К |
6л.6м |
I |
II |
I |
10.М.С |
6л. |
II |
II |
III |
10.К.А |
6л.5м |
I |
I |
I |
11.К.П. |
5л.8м |
II |
II |
II |
11.С.Н |
5л.6м |
II |
II |
I |
12.М.С |
5л.7м |
III |
II |
III |
12.П.В |
6л. |
III |
III |
II |
13.С.И |
5л.8м |
II |
II |
II |
13.Ф.Н |
7л.1м |
I |
II |
II |
14.В.К |
6л. |
I |
II |
II |
14.В.К |
6л.7м |
II |
II |
I |
15.А.Д |
6л. |
II |
II |
III |
15.С.П. |
5л.8м |
II |
II |
II |
16.К.В |
5л.9м |
II |
II |
II |
16.С.Ф |
6л.1м |
II |
I |
I |
17.К.Ж |
5л.7м |
III |
II |
III |
17.Н.Ж |
6л.7м |
I |
I |
I |
18.К.Р. |
6л.2м |
II |
II |
II |
18.В.П. |
6л3м |
I |
II |
I |
I-высокий уровень
II- средний уровень
III- низкий уровень
ЭГ- экспериментальная группа
КГ- контрольная группа
В ходе сравнительного анализа полученных результатов диагностируемых функций внимания у детей с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, выявляем, что внимание у дошкольников с ОНР имеет ряд особенностей:
- неустойчивость внимания, которая ведет к низкой продуктивности выполняемой работы;
- неспособность долго сосредоточиться на выполнении какого-либо задания;
- максимальная концентрация внимания 5-10 минут;
- дети быстро утомляются, любой раздражитель может отвлечь их от выполняемой работы
- детям также трудно переключиться с одного вида деятельности на другой;
- наблюдаются сложности в одновременном выполнении нескольких действий.
Гипотеза подтверждена.
Данная работа была направлена на выявление особенностей функций внимания у детей ОНР, с помощью изучения научной литературы и проведения самостоятельного практического эксперимента. По результатам проведенной работы было сделаны следующие выводы: