Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 18:43, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность данной курсовой работы состоит том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.
Содержание
Введение Глава I Теоретические основы особенностей воображения младших школьников 1.1 Воображение, как высшая психическая функция 1.2 Психологические особенности младших школьников 1.3 Особенности воображения младших школьников Глава II Практическая экспериментальная работа по выявлению особенностей воображения младших школьников 2.1 Диагностическая программа исследования особенностей воображения младших школьников 2.2 Анализ результатов исследования особенностей воображения в младшем школьном возрасте 2.3 Программа развития воображения у младших школьников Заключение Список литературы
Данная курсовая работа может использоваться
педагогами, как методический материал
для изучения особенностей воображения
детей. Если педагог будет знать особенности
воображения и творческого мышления, будет
знать в какой период происходит интенсивное
развитие, то сможет влиять на правильное
развитие этих процессов.
Большое значение для развития творческого
воображения имеют кружки: художественные,
литературные, технические. Но работа
кружков должна быть организована так,
чтобы ученики видели результаты своего
труда.
младших школьников воображение развивается
интенсивнее, чем у дошкольников и важно
не упустить этот момент. Важно играть
с ними в развивающие воображение игры,
водить в кружки и помогать развивать
творческое мышление.
Творчески мыслящий человек способен
быстрее и экономичнее решать поставленные
перед ним задачи, эффективнее преодолевать
трудности, намечать новые цели, то есть,
в конечном счете - наиболее эффективно
организовать свою деятельность при решении
задач, поставленным перед ним обществом.
Заключение
Воображение является особой формой
человеческой психики, стоящей отдельно
от остальных психических процессов и
вместе с тем занимающей промежуточное
положение между восприятием, мышлением
и памятью. Специфичность данной формы
психического процесса заключается в
том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом
связано с деятельностью организма, будучи
в то же самое время самым "психическим"
из всех психических процессов и состояний.
Воображение представляет собой особую
форму отражения, которая заключается
в создании новых образов и идей путем
переработки имеющихся представлений
и понятий.
Развитие воображения идет по линиям
совершенствования операций замещения
реальных предметов воображаемыми и воссоздающего
воображения. Воображение из-за особенностей
ответственных за него физиологических
систем в определенной мере связано с
регуляцией органических процессов и
движения. Творческие способности определяются
как индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности
различного рода.
Проведено исследование воображения
как творческого процесса. Воображение
является особой формой человеческой
психики, стоящей отдельно от остальных
психических процессов и вместе с тем
занимающей промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью. Специфичность
данной формы психического процесса заключается
в том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом
связано с деятельностью организма, будучи
в то же самое время самым "психическим"
из всех психических процессов и состояний.
Последнее означает, что ни в чем другом,
кроме воображения, не проявляется идеальный
и загадочный характер психики. Можно
предполагать, что именно воображение,
желание его понять и объяснить, привлекло
внимание к психическим явлениям в древности,
поддерживало и продолжает его стимулировать
в наши дни. Воображение представляет
собой особую форму отражения, которая
заключается в создании новых образов
и идей путем переработки имеющихся представлений
и понятий. Развитие воображения идет
по линиям совершенствования операций
замещения реальных предметов воображаемыми
и воссоздающего воображения. Воображение
из-за особенностей ответственных за него
физиологических систем в определенной
мере связано с регуляцией органических
процессов и движения.
Раскрыты особенности воображения младших
школьников. Школьный период характеризуется
бурным развитием воображения, обусловленным
интенсивным процессом приобретения разносторонних
знаний и их использования на практике.
Старший дошкольный и младший школьный
возраст квалифицируются как наиболее
благоприятные, сенситивные для развития
творческого воображения, фантазии. В
младшем школьном возрасте, кроме того,
происходит активное развитие воссоздающего
воображения. У детей младшего школьного
возраста различают несколько видов воображения.
Оно может быть воссоздающим (создание
образа предмета по его описанию) и творческим
(создание новых образов, требующих отбора
материала в соответствии с замыслом).
В процессе учебной деятельности школьников,
которая идет в начальных классах от живого
созерцания, большую роль, как отмечают
психологи, играет уровень развития познавательных
процессов: внимания, памяти, восприятия,
наблюдения, воображения, памяти, мышления.
Развитие и совершенствование воображения
будет более эффективным при целенаправленной
работе в этом направлении, что повлечет
за собой и расширение познавательных
возможностей детей.
По результатам проведенного исследования
были сделаны следующие выводы об особенностях
развития воображения детей младшего
школьного возраста:
- уровень развития воображения
в данной группе на среднем
уровне развития.
- творческое мышление (дивергентное)
младших школьников ещё не
сформировано, т.к. младший школьный
возраст не является сенситивным
для данного вида мышления.
В результате проведённой работы её цели
и задачи достигнуты, гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Брушлинский А.В. Воображение
и творчество // Научное твор. М., 1969.
2. Гречко С.А. Развитие воображения
младшего школьника. // [Электронный
ресурс].
3. Давыдов В. Психологическое развитие
в младшем школьном возрасте //
Возрастная и педагогическая
психология. - М., 1973.
4. Дружинин В.Н. Психология общих
способностей. - М., 2007.
5. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы
воображения и творчества. - Смоленск,
1974.
6. Дьяченко О.М. Развитие воображения.
- М., 1996.
7. Завалишина Д.Н. Психологическая
структура способностей // Развитие
и диагностика способностей. М: Наука.
1991.
8. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология
детей дошкольного возраста: развитие
познавательных процессов. - М., 1964.
9. Коршунова Л.С. Воображение и
его роль в познании. М., 1979.
10. Ю. Кудрявцев В.Т. Воображение
ребёнка: природа и развитие. // Психологический
журнал. 2001. №5.
11. П. Лазарева СЮ. Развитие творческих
способностей ребенка младшего
школьного возраста. // [Электронный
ресурс].
12. Маклаков А.Г. Общая психология.
- М., 2005.
13. Миронов Н.П. Способность и
одаренность в младшем школьном
возрасте. // Начальная школа. - 2004 г.
- № 6. - с.33-42.14. Мухина В.С. Возрастная
психология. - М., 2007.
14. Натадзе Р.Г. Воображение как
фактор поведения Хрестоматия
по психологии. М., 1987.
15. Немов Р.С. Психология. Учебник
для студ. высш. пед. учеб. заведений.
- М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: "Общие основы
психологии". - 688 с.
16. Пакша Л.М. Развитие творческого
воображения детей. Занятия изобразительной
деятельностью. // Начальная школа. 2005.
№ 12. с.40-44.
17. Полуянов Ю.А. Воображение и
способности. - М.: Знание, 2003.
18. Психология. Курс лекций: В 2 ч. / Под
общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской,
Л.А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч.1 20. Развитие
творческой активности школьника
/ Под ред.А.М. Матюшкина. - М: Педагогика,
1991.
Приложение
Приложение к методике №1.
Исследование индивидуальных особенностей
воображения (по Торренсу).
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без
клеток или линеек. На первом листке в
середине изображен контур круга диаметром
2,5 см. На втором листке также в середине
изображен контур равностороннего треугольника
с длиной стороны 2,5 см. На третьем - контур
квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш
и секундомер.
Процедура исследования Данное исследование проводят как с одним
испытуемым, так и с группой. Но лучше,
чтобы группа была небольшой, до 15 человек.
В последнем случае экспериментатору
нужно следить, чтобы никто из испытуемых
до конца тестирования не разговаривал
и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа.
На первом этапе испытуемому дают листок
с изображенным на нем контуром круга,
на втором - треугольника и на третьем
- квадрата. Каждый этап исследования предваряется
повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемым: "Используя изображенный на этом листке
контур геометрической фигуры, нарисуйте
рисунок. Качество рисунка значения не
имеет. Способ использования контура применяйте
по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!"
рисование прекращайте". Время рисования
на каждом этапе экспериментатор определяет
по секундомеру. В каждом случае оно должно
быть равным 60 секундам.
Оценка результатов.
уровень 1 - работам свойственна чрезвычайная
схематичность, практически полное отсутствие
деталей. Дети изображают единичные предметы,
контуры которых, как правило, совпадают
с контурами предложенных геометрических
фигур.
уровень 2 характеризуется меньшей схематичностью
изображения, появлением большего числа
деталей как внутри основного контура,
так и за его пределами.
уровень 3 - характерно возникновение
вокруг основного изображения "поля
вещей", т.е. предметной оформленности
окружающей среды (так, трапеция - уже не
просто тарелка, а ваза, стоящая на столе,
или круг - не просто яблоко, а на тарелке).
На этом уровне наблюдается также изменение
масштабов изображения за счет использования
заданной тест-фигуры в качестве какой-либо
крупной детали целостного изображения
(например, круг - уже не мяч или воздушный
шар, а голова человека, животного, колесо
машины; квадрат - не зеркало или шкаф,
а корпус робота, кузов грузовика и т.п.).
Вместе с тем, выступая в качестве деталей
изображения, геометрическая фигура продолжает
занимать в нем центральное положение.
уровень 4 - в работах отмечается широко
развернутая предметная среда, дети, превратив
тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют
к рисунку все новые и новые элементы,
организуя целостную композицию согласно
воображаемому сюжету.
уровень 5 - для работ характерно многократное
использование заданной фигуры при построении
единой смысловой композиции. Тест-фигуры
в таких композициях получают известную
маскировку за счет уменьшения их масштабов,
изменения пространственного положения,
усложнения композиции. Возможность многократного
использования теста-фигуры, как внешнего
стимула при создании образа воображения,
свидетельствует о пластичности воображения,
более высоком уровне сформированности
его операциональных компонентов.
уровень 6 - качественное отличие данного
уровня от предшествующих заключается
в характере использования тест-фигуры,
которая уже не выступает как основная
часть композиции, а включается в ее сложную
целостную структуру в качестве мелкой
второстепенной детали. Такой способ изображения
принято называть "включением". На
этом уровне отмечается наибольшая свобода
использования внешних данных лишь как
"материала", толчка к воображению
и творчеству.
Использование при создании идей и продуктов
воображения действия "включения",
обеспечивая в сторону поиска оптимального
решения, что соответствует вероятностному
характеру отражения действительности,
составляющему специфику процесса воображения.
Приложение к методике №2. «Тест
дивергентности мышления» (задачи Гилфорда).
Инструкция испытуемым: детям раздаются бланки, и даётся объяснение:
«на выданном бланке, вверху написано
слово «кирпич». Ребята, вы знаете, что
каждую вещь можно использовать для разных
целей. Придумайте и напишите как можно
больше вариантов, для чего можно использовать
обыкновенные кирпичи. Разговаривать
и советоваться нельзя. Работайте молча
и самостоятельно. Можно писать шутливые
ответы. Пофантазируйте и постарайтесь
придумать как можно больше вариантов
применение обыкновенных кирпичей. На
работу даётся 2 минуты. Начинайте».
Важно следить за тем, чтобы дети не обсуждали
придуманные ими ответы друг с другом.
Через 2 минуты говорите: «стоп, с кирпичом
работать закончили. Ниже написано слово
«консервная банка». Представьте: были
консервы, их открыли, съели, остались
пустые жестяные консервные банки. Для
чего их ещё можно использовать? Придумайте
как можно больше вариантов. Можно писать
шутливые ответы. На работы даётся 2 минуты.
Начинайте».