Особенности дружеских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества. Важнейшая черта- их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувст, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.

Содержание

Введение……….…………….……................................................................................3
1 Понятие дружбы и её значения……………………………………………………..4
2.Типы дружбы ……………………………………………………………………......5
3.Возникновение дружбы, встреча ………………………………………………….6
4.Нравственная сторона дружбы …………………………………………………….9
Библиографический список ……………………………………………..………...….11

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.docx

— 32.67 Кб (Скачать файл)

Не ревновать и не критиковать  прочие личные отношения другого** Взаимная координация 
 
    Не быть назойливым, не поучать* 
    Уважать внутренний мир и автономию друга**

Самыми важными представляются шесть правил, не отмеченных звездочками, так как они отвечают всем четырем  критериям: 
 
    - единодушно признаются важными для дружбы; 
    - отличают продолжающуюся дружбу от распавшейся;

- отличают высоко оцениваемые  отношения от низко оцениваемых; - несоблюдение этих правил считается  вероятной и уважительной причиной  прекращения дружбы.

Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям, но не позволяют  отличить близких друзей от менее интимных. Иными словами, они важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость.

Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям: они считаются  важными и их нарушение может  способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских  отношений от них не зависит. Эти  правила - избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать  к третьим лицам и уважать  личный мир другого - неспецифичны для  дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях. Нарушение некоторых правил воспринимается как естественная причина прекращения  дружбы; например, несоблюдение норм доверия  и взаимного уважения ведет к  ухудшению отношений, а нарушение  правил, предотвращающих конфликты, вроде запрета вторгаться во внутренний мир партнера, - к разрыву.

Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз: 
 
    1. Атракция, предшествующая зарождению отношения. 
    2. Период формирования отношения. 
    3. Продолжение отношения, означающее либо: 
    а) его рост и укрепление, 
    б) поддержание достигнутого уровня, 
    в) снижение уровня неустойчивости. 
    4. Ослабление или ухудшение отношения.

5. Прекращение отношения в результате  смерти одного из партнеров  или разрыва.

Дружба - это этическая форма  любви. В отличие от других форм любви  она выбирает свой предмет пользуясь  нравственным критериями, и строит свое orношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.

Дружба - это отношения между  двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью друга. Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров: как они определяют природу своих отношений (видят ли в них дружбу, любовь или простое знакомство), какие цели преследуют, как направляют настоящее и будущее дружеских отношений - стараются поддерживать, углублять их или пускают на самотек.

Дж. Аллан например, утверждает, что дружба - это качественная характеристика отношений, а не сам по себе объективно существующий вид отношений. Если два человека, независимо от своего социального положения, испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправе считать их друзьями. Даже двое возлюбленных могут быть друзьями. Они становятся ими тогда, когда, забыв об эротических наслаждениях, каждый из них начинает желать добра другому бескорыстно, отказавшись от всяких задних мыслей, искренне. 
 
    

 
 
4.Нравственная сторона дружбы

Люди Древнего мира, а в особенности  мира античного, не верили в абстрактные  идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому  так высоко ставили дружбу. Ибо  в дружбе расстояние между идеалом  и реальностью предельно короткое. В дружбе нельзя провозглашать одно, а делать другое. Дружба соблюдает  договоры и считает, что получить доверие друга можно, только заслужив его. Дружба может быть только честной, искренней, откровенной. Друг хочет  нам добра не на словах, а на деле, он всегда рядом в трудную минуту. А тот, кому друг помогает, не должен пользоваться этим в корыстных целях  или надоедать изъявлениями своей  благодарности. Дружба не терпит обмана, не допускает злонамеренных поступков. Никогда, ни при каких условиях. В  дружбе нужно уметь увидеть достоинства  другого и оценить их. Друг - всегда человек открытый, жизнелюбивый, веселый. Он не может быть занудой, приставалой. Друг не должен быть и слишком щедрым, осыпать нас подарками, иначе он вызывает в нас потребность постоянно отвечать ему тем же, а в результате над нами постоянно тяготеет чувство неоплаченного долга. Дружба должна быть естественной и легкой даже тогда, когда совершаются героические поступки. Друг всегда говорит в ответ на благодарность: "Не за что". Даже если он рисковал жизнью. Таковы идеалы дружбы. Она не требует, чтобы ей отдали всё, не заставляет целовать прокаженных, лжесвидетельствовать в суде. Для нее не обязательно даже, чтобы друзья жили вместе. Но то, что она требует, должно быть выполнено неукоснительно. Если же требования дружбы не выполняются, она выносит осуждающий приговор. А осудив однажды, вряд ли уже когда-нибудь простит. Дружба не наказывает, не угрожает, не прибегает к репрессиям или шантажу. Она просто исчезает. Если её идеал не осуществляется, дружба уходит. Может быть, ни в одном типе человеческих отношений реальное не приближается настолько к идеальному, как в дружбе. Теперь вы понимаете, почему дружба так ранима и почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят принимать правила её игры.

Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком  прошлом, исчезла в современном  мире. Дружба существовала в эпоху  Конфуция и продолжает существовать поныне. У нас нет никаких оснований  думать, что в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная  модель, которой обязательно нужно  следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем следовать  этой модели, мир будет наполняться  для нас друзьями, которые всегда будут дарить нам радость.

Чем многограннее человек, тем труднее  ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой.

Существуют пределы, существует некий  порог, который никто не должен переступать. Мы не можем требовать от нашего друга, чтобы он ради нас совершил что-нибудь недостойное, например лжесвидетельствовал бы в нашу пользу в суде. Если мы требуем этого, то нарушаем основные правила дружбы и перестаем вести себя так, как подобает другу. Дружба целиком базируется на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются, от дружбы ничего не остается.

Утверждение единственности, несравненности друга равносильно признанию  его абсолютной ценности. И в том  одновременно - нравственный императив  и психологическая сущность дружбы. 
 
    У меня есть друг, я люблю 
    значит, я существую. 
    М. Пришвин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Библиографический список

 

1. Гаврилова Т. П. , Понятие эмпатии в зарубежной психологии, ВП-75 №2 2. Гозман Л. Я. , Психология эмоциональных отношений, МГУ 1987. 3. Дубовская Е. М. , Улановская И. М. , К вопросу о роли при различных условиях взаимодействия в паре. , В кн. Психологические проблеммы обучения. 4. Кон И. С. , Дружба. (психолого-этический очерк), М 1987. 
 
    5. Кон И. С. , Психология ранней юности. , М 1989. 
    6. Кон И. С. , Психология юношеской дружбы. , М 1973.

7. Покровский (под ред. ), Лабиринты  одиночества. , Сборник американских статей. 8. Пушкин А. С. , Собр. соч. В 10-ти т. , М. -Л. 1949, т. 2.

9. Фридман Л. М. , Кулагина И.  Ю. , Психологический справочник  учителя. , М 1991. 10. Francesco Alberoni, Дружба и Любовь. , М 1991.

 


Информация о работе Особенности дружеских отношений