Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:42, курсовая работа
Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Характер предъявления – возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.
Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов.
Тест состоит из 4х субтестов, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.
Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитывать как психолог, так и дети могут читать про себя. Возможно комбинированное предъявление задания – сначала психолог читает вслух задание, затем дети повторно про себя. Обычно третий субтест вызывает наибольшие сложности, поэтому стоит пояснить инструкцию к нему на разнообразных тренировочных заданиях.
Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.
В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.
Инструкции ко всем субтестам.
I субтест
"Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните".
задание |
оценка выполнения в баллах |
|
1,9 |
|
2,8 |
|
2,7 |
|
2,3 |
|
2,6 |
|
2,2 |
|
2,8 |
|
3,4 |
|
2,8 |
|
2,6 |
II субтест
Инструкция испытуемому: "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему? Правильный ответ подчеркните".
задание |
оценка выполнения в баллах |
|
2,6 |
|
2,3 |
|
2,7 |
|
2,6 |
|
2,4 |
|
2,5 |
|
2,5 |
|
2,3 |
|
3,0 |
|
2,7 |
III субтест
Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ... Правильный ответ подчеркните ".
задание |
Оценка выполнения в баллах | ||
1 |
Огурец |
Роза |
2,0 |
Овощ |
сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
2 |
Огород |
Сад |
2,4 |
Морковь |
забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
3 |
Учитель |
Врач |
2,2 |
Ученик |
очки, больница, палата, больной, термометр | ||
4 |
Цветок |
Птица |
2,6 |
Ваза |
клюв, чайка, гнездо, перья | ||
5 |
Перчатка |
Сапог |
2,4 |
Рука |
чулки, подошва, кожа, нога, щетка | ||
6 |
Темный |
Мокрый |
2,1 |
Светлый |
солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | ||
7 |
Часы |
Термометр |
2,5 |
Время |
стекло, температура, кровать, больной, врач | ||
8 |
Машина |
Лодка |
2,2 |
Мотор |
река, маяк, парус, волна | ||
9 |
Стол |
Пол |
2,2 |
Скатерть |
мебель, ковер, пыль, доски, гвозди | ||
10 |
Стул |
Игла |
2,1 |
деревянный |
острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
IV субтест
Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать ... ? Правильный ответ запишите".
Задание |
Оценка выполнения в баллах |
1. Метла, лопата (инструменты) |
2,6 |
2. Лето, зима (времена года) |
2,1 |
3. Окунь, карась (рыбы) |
3,0 |
4. Огурец, помидор (овощи) |
2,2 |
5. Сирень, шиповник (кустарники) |
2,6 |
6. Шкаф, диван (мебель) |
3,0 |
7. Июнь, июль (месяцы) |
2,4 |
8. День, ночь (время суток) |
2,8 |
9. Слон, муравей (животные) |
2,2 |
10. Дерево, цветок (растения) |
2,2 |
Обработка результатов.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.
Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.
Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:
100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;
79-60 баллов - средний уровень;
59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39-20 баллов - низкий уровень развития;
меньше 20 баллов - очень низкий уровень.
Анализ и предоставление результатов.
При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.
Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице, в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник (см. Приложение).
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:
2.2 Анализ результатов исследования
Исследование проходило
в Нижегородской областной
Список детей 3 класс
Имя |
Окулист |
Педиатр |
Аня Д. |
Миопия, дальтонизм |
Здорова |
Илья З. |
Миопия |
Синдром дефицита внимания и гиперактивности |
Аня Г. |
Прогрессирующая миопия с нистагмом |
ММД |
Егор М. |
Миопия, глаукома |
Здоров |
Виолетта Б |
Катаракта |
Синдром дефицита внимания и гиперактивности |
Толя Л. |
Слепота |
Здоров |
Анализ результатов показывает, что развитие логического мышления слепых и слабовидящих находится на среднем и высоком уровне. Задания на составление умозаключений вызывают большие трудности, но согласно результатам исследования Э.Ф. Замбацявичене задания 3 субтеста также сложны и для детей с нормальным зрением. Также непросто вычленяются существенные признаки предметов. Объем знаний испытуемых соответствует возрасту. Наиболее хорошо развито умение обобщения. Характерная особенность всех испытуемых – ограниченное знание растительного мира. Это может быть связано с недостаточным чувственным опытом, либо с ограниченным объемом знаний по данной теме.
ВЫВОД: Результаты исследования свидетельствуют о том, что в классе преобладает средний уровень понятийного мышления. Что в свою очередь говорит о том, что дефект зрения не влияет на развитие мышления.
Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям, схематизму. Чтобы этого не произошло надо умело организовывать и управлять процессом познания, формировать адекватные образы. Слабовидение не может быть непреодолимым препятствием для полноценного развития мышления.
Успешность мыслительной деятельности предполагает необходимость целенаправленной разработки программы и способов управления, реализации программы в ходе формирования мышления. В ходе формирования системы представлений различного предметного содержания и сложности при правильной организации и управлении процессом формируется объективно закономерные предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной деятельности. Главное у слабовидящих детей – скорость выполнения операций. Скорость выполнения операций – одна из важнейших особенностей мышления. Ею определяются широта охвата анализируемой ситуации, умение рассматривать признаки объектов и ситуации как бы одновременно, за счет способности оперировать не единичными, а крупными блоками информации. Скорость оперирования связана с возможностью формирования понятийного мышления – главного инструмента познания.
У детей с нарушением зрения скорость операций убывает, так как все сформированные при обучении мыслительные блоки разукрупняются и вновь становятся самостоятельными блоками. Каждый из элементов вновь, как и вначале обучения, требует к себе особого внимания и усилий для удержания в памяти. Чтобы прийти к логически непротиворечивому заключению или правильно выполнить действие, скорость мышления понижается. Обнаруживается как бы возврат к элементам детской логики. Вследствие развивающейся инерционности наблюдается использование вместо индукции и дедукции, то есть вместо переходов от частного к общему и наоборот, ребенок переходит в рассуждениях от частного к частному, что порождает несогласованность объема и содержания.
В норме ребенок сначала принимает во внимание только один признак предмета, затем переносит внимание на другой, забывая о первом. Со временем, по мере автоматизации мыслительных операций, их укрепления и овладения операциями с блоками, осуществляет перенос все быстрее. А при нарушении зрения процесс прогрессирующей инерционности нарушает эти связи и тем самым замедляет операцию синтеза в мышлении.
Развитие мыслительных операций в норме идет поэтапно, образуя иерархическую систему. Сначала мышление осуществляется как структура внешних конкретных операций. Это процесс замедленный, поскольку он опосредован внешними операциями. Затем формируются системы действий в уме с представлениями и образами, но с опорой на непосредственное восприятие. Мышление протекает быстрее, и только потом возникают логические операции. Использование в качестве блоков автоматизированных операций, целостных цепочек умозаключений знаменует следующий этап – дальнейшее ускорение мышления. Высокая скорость базируется на восприятии большой и малой посылок не изолированно, а в единстве. В противном случае правильный вывод принципиально не возможен. Для того чтобы это было сформировано надо много работать – упражняться в задачах, головоломках.
Информация о работе Особенности мышления детей младшего школьного возраста с нарушением зрения