Особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Выявить особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии.
Для решения данных проблем поставлены задачи:
1) Проанализировать особенности рефлексии у подростков;
2) Рассмотреть проблему профессионального самоопределения подростков в трудах современных исследователей

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ "…………………………………………………… 5
1.1 Особенности рефлексии у подростков…………………………………… 5
1.2 Проблема профессионального самоопределения подростков в трудах современных исследователей……………………………………………… 8
1.3 Особенности профориентационной работы с подростками……………. 12
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ…………………………………………………….. 17
2.1 Организация и методы исследования……………………………………. 17
2.2 Анализ данных эмпирического исследования…………………………. 27
Педагогические рекомендации………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ.docx

— 74.11 Кб (Скачать файл)

10.Журналистика 22.Легкая промышленность

11 .История 23 .Техника

12.Искусство 24. Электротехника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ данных  эмпирического исследования

 

 

Показатели по методики диагностики уровня развития рефлексии А.В Карпова сведены в таблице 2.

Таблица 2. Количество испытуемых, имеющих низкий, средний, высокий уровень рефлексии по методике А.В. Карпова

Уровень развития рефлексии

Колличество исспытуемых

Низкий

6 человек (22%)

Средний

18 человек (64%)

Высокий

4 человека(14%)


 

Анализируя результаты по проведенной методики, мы можем сказать, что развитие рефлексии в подростковом возрасте имеет средний уровень. У 64% испытуемых рефлексия имеет средний уровень развития. Это говорит о том, что человек умеет анализировать и обдумывать свои поступки и при желании тщательно продумывать свою деятельность. Так же может посмотреть на себя со стороны, и при желании оценить себя и свои поступки в глазах другого человека. Но не всегда пользуется всем этим, или пользуется не в полной мере.

У 14% испытуемых был выявлен высокий уровень рефлексии, это говорит о том, что человек в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.

И у 22% был диагностирован низкий уровень, это говорит о том, что испытуемому в меньшей степени свойственно задумываться над собственной деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Он редко обдумывает свою деятельность в мельчайших деталях, ему сложно прогнозировать возможные последствия. Такой испытуемый испытывает сложности при постановке себя на место другого, ему сложно предсказать его поведение.

     В ходе проведенного исследования по методике «ОПГ» были получены следующие результаты.  Полученные результаты отражены в Таблице 3.

                                                                                                            

     Таблица 3.  Результаты исследования профессиональных интересов по методике «ОПГ».

"Опросник профессиональной  готовности"

Кол-во испытуемых

 Ч-З (Человек – знак)

0 человек (0%)

Ч-Т (Человек – техника)

7 человек (25%)

Ч-П (Человек – природа)

0 человек (0%)

Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

19 человек (68%)

Ч-Ч (Человек – человек)

2 человека (7%)


 

В ходе проведенного исследования по методике «Карта интересов» были получены следующие результаты.  Полученные результаты отражены в Таблице 4.                                                                                                     

   Таблица 4. Результаты исследования профессиональных интересов по методике «Карта интересов».

Карта интересов

Кол-во испытуемых

Сценическое искусство

2 человека (7%)

Физкультура и спорт

8 человек (29%)

Военные специальности

3 человека (11%)

Музыка

3 человека (11%)

Право, юриспруденция

6 человек (21%)

Электро- и радиотехника

2 человека (7%)

Изобразительное искусство

2 человека (7%)

Химия

2 человека (7%)


 

    Анализируя результаты, представленные в таблице 3, мы видим, что ученики 8-го класса имеют разнообразные профессиональные интересы. Среди учеников 8–го класса по результатам опросника ОПГ 25% выбирают профессии типа «человек-техника», 7% предпочитают профессии типа «человек-человек», 0% предпочитают профессии типа «человек-знаковая система», 68% предпочитают профессии типа «человек-художественный образ», 0% предпочитают профессии типа «человек-природа».

    По результатам  карты интересов  мы видим, что профессиональные интересы учеников охватывают  широкий диапазон профессий.   Среди профессиональных интересов наибольший интерес представляет категория  «физкультура и спорт» 29%. 21% подростков интересуются категорией «право и юриспруденция». Также 11% подростков выбирают среди профессиональных интересов профессии, связанные с военными специальностями. 11% интересуются профессиональной деятельностью связанной с музыкой, 7% изобразительным искусством как будущей профессией. 7% подростков интересуются химией, 7% сценическим искусством как будущей профессиональной деятельностью и 7% электро и радиооборудование.

    Эмпирическое исследование влияния рефлексии на выбор профессии подростками позволило нам сделать следующие выводы:

  1. Психологические профориентационные тесты позволяют определить с большой долей вероятности неудачи в профессиональной деятельности, вовремя скорректировать долгосрочные и краткосрочные профессиональные цели подростков;
  2. Ученики 8-го класса имеют разнообразные профессиональные интересы. Среди учеников  8–го класса по результатам опросника ОПГ  25% старшеклассников выбирают профессии типа «человек-техника», 7% предпочитают профессии типа «человек-человек», 0% старшеклассников предпочитают профессии типа «человек-знаковая система», 68 % старшеклассников предпочитают профессии типа «человек-художественный образ», 0% старшеклассников предпочитают профессии типа «человек-природа».
  3. По результатам  карты интересов профессиональные интересы подростков охватывают достаточно широкий диапазон профессий. Среди профессиональных интересов наибольший интерес представляет профессии связанные с «физкультура и спорт» - 29% подростков интересуются этим видом профессиональной деятельности. Профессии, связанные с правом и юриспруденцией выбирают 21% подростков, 11%  интересуются профессиональной деятельностью, которая направлена на военное дело, 11%  интересуются музыкой как будущей профессиональной деятельностью. И только по 7% подростков, интересуется такими профессиями как «химик», «изобразительное искусство», «электро и радиооборудование», «сценическое искусство». Следует отметить, что ни один из подростковков, принимавших участие в исследовании, среди профессиональных интересов не выбрали профессии геолога, биолога,  продавца и т.д.
  4. По результатам исследования уровня развития рефлексии 22% имеют низкий уровень, 64% средний, а 14%-низкий уровень развития рефлексии.
  5. Подростки со средним уровнем развития рефлексии  предпочитают профессии типа «Человек-Техника»25%  и «Человек-художественный образ» 68%.

 

Педагогические рекомендации для повышения уровня рефлексии.

 

  1. Чтобы повысить уровень развития рефлексии у подростков, необходимо педагогу-психологу создать обстановку в которой подростки могли бы подготовить тело и психику к деятельности, сосредоточиться на своем внутреннем мире.
  2. Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность.
  3. Чтобы развивать рефлексию педагогу-психологу необходимо учитывать все особенности упражнений направленных на ее развитие.
  4. Необходимо учитывать степень развития различных видов рефлексии, для того чтобы целенаправленно развивать тот или иной вид рефлексии.
  5. Нельзя оставлять без внимания подростков с низким уровнем развития рефлексии.
  6. Следует развивать у них рефлексию для того, чтобы повысить стремление к самопознанию, осмыслению окружающего мира и себя в нем, что позволит подростку находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.

 

План профориентационной работы: 8 – 10-е классы.

      Профинформирование (подробное)

      Основная  цель этой работы заключается  в формировании у старшеклассников  умения адекватно оценивать современный  профессиональный мир и рынок  труда. Её реализация предполагает  выявление и анализ представлений  о мире профессий в целом  и о конкретных видах трудовой  деятельности, а также систематизацию, коррекцию и дополнение этих  представлений.

      Активизация  процесса профессионального самоопределения

      В ситуации, когда для старшеклассников проблема  выбора будущей профессии ещё  не приобрела высокой значимости, необходимо активизировать этот  процесс. Для решения данной задачи  используются специализированные игровые и дискуссионные методы.

      Профессиональная  диагностика

      Для обеспечения  дальнейшей профориентационной работы (в первую очередь консультативной и развивающей) необходимо иметь информацию: о профессиональной направленности, склонностях и интересах школьников; их способностях и личностных особенностях. Специальное внимание следует уделять оценке степени выраженности профессионально важных качеств. При этом под профессионально важными качествами понимаются такие индивидуально-личностные свойства, обладая которыми человек может наиболее успешно реализовывать ту или иную трудовую деятельность. В практической профориентационной работе важно различать общие и специальные профессионально важные качества. В первом случае речь идет о качествах, которые являются важными сразу для многих профессий, а во втором – о тех, которые необходимы для выполнения конкретной работы. например, таких, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость и других. Для этих целей проводится индивидуальная и/или групповая диагностика.

      Профконсультирование

      В тех  ситуациях, когда школьники испытывают  сложности в анализе и оценке  своих возможностей и способностей, не могут представить себе  свой будущий профессиональный  путь или сомневаются в предполагаемом  выборе необходимо проводить  консультационную работу по этим  проблемам. Это предполагает развернутое обсуждение результатов диагностики и оказание необходимой помощи учащимся в построении плана конкретных действий, направленных на устранение возникших затруднений [Первичная психологическая профконсультация. Методические рекомендации. Хабаровск, ДВИПиП, 2001г.].

      Развитие  профессионально важных качеств

      Выбор методов  и способов их развития базируется  на результатах, полученных при  проведении диагностической работы. На данном возрастном этапе  основное внимание следует уделять  развитию общих профессионально  важных качеств. Для решения этой  задачи наиболее эффективны тренинговые формы работы. Однако при наличии конкретного запроса со стороны одаренного подростка для него может быть разработана программа развития тех или иных специальных профессионально важных качеств.

      К 10-му классу  подростки уже способны анализировать  свои приоритеты (ценности, интересы, склонности), основные требования  профессии к человеку, более или  менее адекватно оценивать степень  своего соответствия этим требованиям. Важно, чтобы они имели представление  о своих «сильных» и «слабых»  сторонах, а также о качествах, которые следует развивать. Помощь  родителей на этом этапе играет  большую роль. Их участие может  быть различным: выступление в  школе с рассказом о своей  профессии, организация посещения  школьниками места своей работы (в научную лабораторию, на производство  и т.п.).

      Если есть  возможность, полезно организовать  профессиональную практику (хотя  бы кратковременную) по основным  специальностям, которые выбрали  школьники. Конечно, такая возможность  имеется далеко не всегда, но  стремиться к этому нужно.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить.

Информация о работе Особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии