Особенности психических функций человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Вложенные файлы: 1 файл

srs_fiz.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Перестройка психической деятельности с помощью речи, включение системы речевых связей в значительное число процессов, которые раньше имели непосредственный характер, является важнейшим фактором формирования тех высших психических функций, которыми человек отличается от животного и которые тем самым приобретают характер сознательности и произвольности.

Участие речевой системы  в построении высших психических  функций составляет их важнейшую  черту. Именно в связи с этим И. П. Павлов имел все основания считать  «вторую сигнальную систему», клеточкой которой является слово, не только «чрезвычайной прибавкой, вводящей новый принцип нервной деятельности», но и «высшим регулятором человеческого поведения».

 

Функциональная  асимметрия коры больших полушарий.

 

Нормальная психическая  деятельность обусловлена системой функциональных связей, поэтому нарушения психической деятельности сопровождаются патологическими изменениями не столько отдельных процессов, сколько системы работы всего мозга. В основе иерархии лежат биохимические и биофизические процессы молекулярного уровня, а на вершине находятся процессы психической деятельности. На нейрофизиологическом уровне существуют такие элементарные процессы как передача возбуждения через синаптическую мембрану, его ход по дендритам, процессы в клетке, ритмическая электрическая активность, кодирование и передача информации.

Другой полюс нейрофизиологического  уровня - интегральный, он характеризуется  функцией клеточных популяций, деятельностью  морфофункциональных центров, взаимодействием  центров и анализаторов, возникновением нейрофункциональных систем различного уровня сложности.

 

Иерархия функциональной организации мозга

 

    • Молекулярный уровень.
    • Уровень нейрофизиологических процессов.
    • Уровень высшей нервной деятельности
    • Уровень психической деятельности

 

Безусловные рефлексы, доминанты, элементарные и высшие формы временной  связи, условный рефлекс, элементарные и сложные формы поведения  животных и человека - все эти  процессы примыкают к психическому уровню и поэтому называются психофизиологическими.

Аналогично могут рассматриваться  процессы психического уровня от более  элементарных (психометрических - восприятие, память, скорость обработки информации, эмоционально-волевая сфера) до интегральных (интеллект, сознание, адекватность восприятия и поведения сложившимся обстоятельствам и т.д.). Эти положения используются как примерная схема психопатологического обследования.

 

Межполушарная асимметрия и сознание

При рассечении мозолистого  тела и при избирательном поражении  правого или левого полушария  было установлено:

У правшей при нарушениях правого полушария нарушения  сознания проявляются утратой чувства  реальности и собственной личности, окружающий мир теряет свое объективное  значение. При поражении левого полушария - это «провалы или наплывы мыслей», отключения сознания по типу сумеречных с сохранением психомоторной активности.

У левшей нарушения сознания мало зависят от стороны поражения. Преобладают галлюцинации, они неотчетливы, смазаны и полимодальны (зрительные, слуховые, осязательные), по силе близки к реальности.

Гипотеза Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1981) выражена метафорой: правое полушарие адресуется к настоящему и прошлому, левое - к настоящему и будущему.

Асимметрия проявляется  не только на уровне мозга и соответствующих  психических функций, распространяющихся на сенсорную сферу имоторную деятельность, но и на эмоционально-волевую сферу человека. От ее типа и степени выраженности зависят индивидуальные особенности поведения.

 

Межполушарная асимметрия и эмоции

Более эмоциогенным считается  правое полушарие. Существует корреляция активности лицевой мускулатуры и эмоций. Правое полушарие связано с негативными эмоциями (при ослаблении левого полушария у больных возникает пессимизм, беспокойство, плаксивость. При снижении активности правого полушария возникает беспричинная эйфория индифферентное настроение, частый смех (Деглин В.Л., Николаенко Н.Н., 1975; Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1993). Правое полушарие имеет отношение к преимуществу левой половины поля зрения, при оценке выражения лица, эмоционального тона голоса, таких проявлений чувств как плач, смех, музыка. Левая половина лица больше выражает отрицательные эмоции, а правая - положительные. Есть мнение, что правое полушарие воспринимает отрицательные эмоции, а левое ответственно за восприятие и экспрессию положительных. При поражении левого полушария депрессивные переживания относятся за счет растормаживания правого и при поражении правого полушария эйфория рассматривается как растормаживание левого полушария.

Также предполагается, что  тенденция правого полушария к синтезу и объединению многих сигналов с построением глобального образа стимулирует и эмоциональные переживания. Левое полушарие анализирует во времени сигналы и ослабляет эмоциональные реакции.

Сущность левого полушария - оптимизм, положительные эмоции, сущность правого - «дух отрицания», дух сомнения, отрицательные эмоции. Каждое полушарие при ослаблении другого стремится «навязать» человеку свою волю, но в норме хорошо отрегулированное их взаимодействие приводит к плодотворным результатам. Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия, тревожные опасения правого полушария действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не размышлять о собственных успехах. Однако неумеренная активность правого полушария может не только воспрепятствовать реализации интеллектуальных усилий, но и вызвать сомнение в ценности самой жизни.

Исходя из этих особенностей эмоциональной сферы, находящихся  под контролем левого и правого полушарий, выстраиваются и различные стратегии поведения человека.

Люди логического типа (левополушарная доминанта) в поведении придерживаются стратегии избегания неудач: они уверены в себе и все, что от них зависит, они с успехом сделают, но они способны предвидеть и возможные препятствия, трудности, поэтому еще до их возникновения могут предупредить, избежать их. Люди художественного типа (правополушарная доминанта) часто повышенно тревожны, страдают многочисленными комплексами, в том числе и комплексом неполноценности, так как их стратегия мышления не дает возможности точно оценить их адекватность в меняющихся условиях среды. И только успех способен подтвердить правильность их решений, действий. Именно поэтому в поведении они выстраивают «стратегию успеха».

Таким образом, от латерального фенотипа человека зависят не только особенности мыслительных процессов, сенсорики и анатомического строения, но и особенности эмоциональной  сферы и поведения, то есть от преобладания того или иного полушария зависят все проявления человека.

 

Заключение

 

На современном этапе  развития нейропсихологии весьма актуальными  становятся вопросы о мозговой организации  наиболее сложных форм психической  реальности - эмоционально-личностной сферы и сознания. И вновь раздаются голоса о принципиальной недопустимости самой постановки вопроса об их мозговой организации (или локализации), о невозможности связывать эти сложные психические явления с какими-либо конкретными мозговыми образованиями. Вновь дискутируются вопросы об общественно-исторических, социальных и биологических, генетических детерминантах психики, причем в процессе таких дискуссий нередко смешиваются вопросы о содержании психических явлений (определяемом социальными факторами) и способах их реализации (с помощью конкретных мозговых механизмов). При решении этих проблем в рамках нейронаук на современном уровне вновь всплывают упрощенные представления о материальных основах психики (идеи о мозговых «центрах» эмоций, центрэнцефалическая теория сознания), с одной стороны, и современные «эквипотенциальные» теории (голографические концепции работы мозга) - с другой. Наряду с этими концепциями достаточно распространены и представления о принципиальной невозможности естественнонаучного объяснения таких сложных психических явлений, как личность и сознание в естественнонаучной материалистической парадигме.

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.
  2. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.
  3. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
  4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского. Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.
  5. Яковлев В.Н.; и соав. Методы исследования физиол. Функций. Воронеж 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

             Введение.

  1. Особенности психических функций человека.
  2. Внимание, физиологические механизмы.
  3. Восприятие. Современные представления об особенностях восприятия у человека.
  4. Мышление, сознание, физиологические основы.
  5. Речь, функции. Функциональная асимметрия коры больших полушарий.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности психических функций человека