Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 17:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью психологического сопровождения ребенка является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Содержание

Введение
Основная часть
1. Особенности работы психолога в дошкольном учреждении
2. Направления работы психолога в ДОУ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Учебно-ознакомительная практика.doc

— 4.96 Мб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

3.1

Филиал

троицкий

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Учебно-ознакомительная практика

Тема

Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения

Фамилия студента

Плеснин

Имя студента

Валерий

Отчество студента

Анатольевич

№ контракта

04402100701001

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику


 

 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Особенности  работы психолога  в дошкольном учреждении

    2. Направления работы психолога  в ДОУ

  Заключение

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Работе  психолога в дошкольном образовательном учреждении отводится  первостепенная роль, так как  ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. 

  Педагог-психолог дошкольного образовательного  учреждения  осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

   Целью психологического сопровождения  ребенка является обеспечение  нормального развития ребенка. Данная  цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем  развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении  актуальных задач развития, обучения  и социализации;

- развитие психолого-педагогической  компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

- психологическое обеспечение образовательных  программ.

Психологическая служба дошкольного образовательного учреждения призвана содействовать:

- созданию условий для всестороннего  развития каждого ребенка;

- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;

- повышению психологической компетентности  педагогов;

-развитию  дошкольного образовательного учреждения  в целом.

  Психологическая деятельность в  детском учреждении сложна, специфична и предъявляет большие требования к специалисту, работающими с детьми.

Практика была  пройдена мною в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 13   «Сказка»  города  Пласта с 06 июля  по 19 июля 2013года.

Цель работы – знакомство и выявление особенностей работы психолога в рамках дошкольного учреждения, а также приобретение практических умений и навыков в работе с детьми дошкольного возраста.

  Основными задачами практики  явились:

1. Знакомство с основными аспектами деятельности психолога в дошкольном учреждении;

2. Работа с педагогическим коллективом;

3. Проведение психодиагностики детей  старшей группы 

4. Анализ полученных результатов  и разработка рекомендаций.

 

Основная часть

1 Особенности  работы психолога в дошкольном учреждении

 

Основными задачами психолога в дошкольном образовательном учреждении являются:

1.Психологическое  сопровождение воспитательно-образовательного  процесса ДОУ.

2. Проведение индивидуальной работы  с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.

3. Содействие развитию образовательного  учреждения в целом, психологическая  поддержка процесса формирования  команды единомышленников .

Можно выделить следующие основные функции психолога:

-  Создание условий для сохранения  и укрепления психофизического  здоровья и эмоционального благополучия  детей.

-Максимальное  содействие полноценному психическому  и личностному развитию ребенка.

- Подготовка детей к новой социальной  ситуации развития.

- Изучение индивидуальных особенностей  детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер  их проявления.

- Оказание помощи детям, нуждающимся  в особых обучающих программах  и специальных формах организации  деятельности.

- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

-  Профилактическая и пропедевтическая  работа с педагогами и родителями  по развитию у детей личностных  новообразований дошкольного возраста.

- Обучение сотрудников ДОУ и  родителей полноценному развивающему  общению с детьми.

- Содействие формированию психологической  компетентности сотрудников ДОУ  и родителей в закономерностях  развития ребенка, в вопросах  обучения и воспитания.

  В своей работе психолог должен понимать, то ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при её изучении необходимо руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!».

Принцип  объективности и научности предполагает, что  психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях  детской психологии.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени.

Принцип детерменизма означает, что всякое психическое явление  взаимосвязано  с другими и вызывается целым комплексом причин.

Принцип развития психики – все психические особенности ребенка находятся в становлении, и основным условиям их развития является та или иная деятельность.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического  развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

В своей работе педагог-психолог руководствуется должностной инструкцией (приложение А).

 

 

2 Направления работы психолога в ДОУ

 

Основными направлениями работы психолога в дошкольном учреждении являются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

  Психодиагностика

  Цель: получение информации об  уровне психического развития  детей, выявление индивидуальных  особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  Психопрофилактика

  Цель: предотвращение возможных  проблем в развитии и взаимодействии  участников воспитательно-образовательного  процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта  «История развития ребенка») вновь  поступающих детей для получения  информации о развитии и здоровье  ребенка, выявление детей группы  риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации  для родителей вновь поступающих  детей;

- информирование педагогов о выявленных  особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия  участников воспитательно-образовательного  процесса.

• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации .

Дополнительно:

• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

  Коррекционная и развивающая  работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

  Развитие ребенка в пределах  возрастной нормы не исключает  наличие тех или иных проблем  в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры.

  Дальнейшая коррекционная и развивающая  работа с данными детьми строится  на основе полученного заключения  и рекомендаций психолого-медико-педагогической  комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

Обязательно:

• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

•  Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

Дополнительно:

• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

  Психологическое консультирование

  Цель: оптимизация взаимодействия  участников воспитательно-образовательного  процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ . Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Челябинской области.

Обязательно:

• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Информация о работе Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения