Особенности самосознания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть особенности развития самосознания ребенка младшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить понятие “самосознание” личности;
2. описать структуру самосознания личности;
3. рассмотреть развитие самосознания младшего школьника.

Содержание

Введение …...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы самосознания……...……..................................6
1.1 Определение самосознания ………………………….…................................6
1.2 Структура самосознания………………….......................................................9
Глава 2. Формирование самосознания в младшем школьном возрасте………………………………………………...……................................16
2.1 Общая характеристика младшего школьного возраста…………………...16
2.2 Развитие самосознания в младшем школьном возрасте…………………..22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………........29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (5 курс).docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, в младшем школьном возрасте постепенно формируется самосознание. Самооценка является ведущей формой развития самосознания в младшем школьном возрасте. Уровень самооценки зависит от ожидаемой оценки, той, которую предъявляет референтная группа к конкретной личности.

Происходит постепенное накопление тех психических качеств, которые приведут ребенка к важному моменту развития его самосознания в подростковом возрасте. Наиболее устойчивые предпосылки сформированности самосознания в младшем школьном возрасте относятся к внешним характеристикам, а самопредставление внутренних качеств находится на стадии формирования, характеризуется нечеткостью и малой объективностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни [10].

Самосознание формируется с раннего детства и должно быть в основном сформировано к юношескому возрасту [14].

Представления о себе у детей младшего школьного возраста находится на стадии формирования, их образ "Я" характеризуется недостаточной четкостью, дифференцируемостью и разработанностью.

Ведущей формой самосознания в младшем школьном возрасте является самооценка. Она отличается недостаточной адекватностью, имеет тенденцию к завышению или занижению.

Психическое развитие самосознания в условиях школы осуществляется, прежде всего, в процессе социально-значимой, сложноорганизованной, многопредметной деятельности и определяется степенью включенности в нее самого ученика.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - № 4. – 1997. – с. 25 – 30.
  2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды – М.: Педагогика, т. 2, 1980. – 286 с.
  3. Андреева Т. М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 1998. - 373 с.
  4. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. – М.: Просвещение, 1986. – 226 с.
  5. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – №4. – 1995. – с. 29 – 36.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах (Гл. ред. А.В. Запорожец) Т. 4. Детская психология (Под. ред. Д.Б. Эльконина). – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.
  7. Горбов Ф. Д. Я – второе Я. – М., 2000. – 180 с.
  8. Драгунова Т. В. Психологические особенности // Сов. Педагогика. - № 8. – 1972. – с. 70 – 93.
  9. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М.: Перспектива, 1982. – 263 с.
  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1997. – 180 с.
  11. Леонтьев А. Н. Очерки психологии детей. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1950. – 345 с.
  12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.
  13. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. – 321 с.
  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. – 456 с.
  15.   Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского– М.: Просвещение, 1996. – 286 с.
  16. Психология детей и подростков. / Под. ред. Г. Н Сельдюковской., Г. М. Гельница. – М.: Медицина, 1985. – 386 с.
  17. Психологический словарь. – М.: Просвещение, 1985. – 315 с.
  1.  Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

 

  1.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Крм, 1999. – 720 с.
  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. – М.: Владос, 1995. – 529 с.
  3. Спиркин А. Г. Сознание и Самосознание. – М.: Перспектива, 1997. – 218 с.
  4. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера. 2002. – 160 с.
  5. Столин В. В. Самосознание Личности. – М.: Изд-во Москва. Ун-та, 1983 – 288 с.
  6. Тарасова В. Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников // Начальная школа. - № 11. – 2005. – с. 39 – 42.
  7. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности – СПб.: Питер, 2005. – 608 с.
  8. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1997. – 144 с.

 


Информация о работе Особенности самосознания младших школьников