Особенности семейных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:01, контрольная работа

Краткое описание

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1 Типичные межличностные конфликты у супругов……………..……4
1.1. Психотравмирующие последствия……………………………….………7
1.2. Предупреждение супружеских конфликтов………………………..……8
1.3. Разрешение конфликтов между супругами………………………...……9
Глава 2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей……………….…11
Глава 3 Психологическое консультирование конфликтных семей…….……16
3.1.Этапы психологического консультирования……………………………17
Заключение………………………………………………………………...……19
Список использованной литературы .............................

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности семейных конфликтов.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

ж) чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

з) одобрять разные варианты конструктивного поведения;

и) совместно искать выход путем перемены в ситуации;

к) уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

л) ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

м) дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;        

н) логически разъяснять возможности негативных последствий;

о) расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

п) использовать положительный пример других детей и родителей;

р) учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Психологическое консультирование конфликтных семей

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

Основные задачи психологического консультирования:

  • индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;
  • выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;
  • оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни;
  • обучение методам саморегуляции психического состояния.

Семейное консультирование рассматривается как одна из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы.

Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями.

1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их отношений;

2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов. Значительная часть обращающихся за психологической помощью — это молодые люди недавно поженившиеся. Для них коррекция психологической несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями, которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их психологического консультирования незначительна.

Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.

3. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода, — упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.

4. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога-консультанта.

 

3.1 Этапы психологического консультирования

Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный, описательный, динамический» генетический и прогностический уровни. Для диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику анализа конфликтной ситуации — МАКС. Она представляет собой свободное описание конфликта в виде ответов на вопросы, которые объединены в одиннадцать рефлексивных планов. Важно представить внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного из его участников. Эффективное использование методики возможно после установления психотерапевтического контакта.

Вторым этапом консультирования конфликтных семей является восстановление супружеских отношений. Успешность перехода к нему зависит от снижения психической напряженности консультируемого. Иногда в супружеском конфликте сложившиеся отношения воспринимаются как неизбежные, из-за чего появляются чувства беспокойства, безысходности, жалости к себе. Важно стремиться изменить пессимистичное отношение супругов к ситуации.

При нормализации супружеских отношений важно:

1. не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога (обвинений, оскорблений, грубости);

2. не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить консультанта в качестве «союзника» в конфликте;

3. с самого начала стремиться к расширению понимания супругами конфликтной ситуации, оценки ее с позиции оппонента;

4. терпеливо относиться к медленной, но положительной эволюции, восстановлению супружеских отношений;

5. уважительно относиться к нормам и ценностям, которые принимаются или отстаиваются супругами;

6. не стремиться давать советы, а помогать найти правильное решение самим;

7. соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые касаются интимных отношений супругов.

Психологу-консультанту не всегда удается нормализовать отношения супругов, которые обратились за помощью. Р. Мэй подчеркивает необходимость психологу-консультанту развивать в себе то, что А. Адлер назвал мужеством несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние   полной   семейной   неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

 Конфликты между родителями  и детьми возникают из-за деструктивности  внутрисемейных отношений! недостатков  в семейном воспитании, возрастных  кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

Заключение

 

Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объекты конфликтологии — социальные или внутриличностные — в обозримом будущем вряд ли претерпят существенных изменений.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004.

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 2003.

Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 2005.

Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 2000.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 2002.

 

Список используемой литературы

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.:ЮНИТИ,2004.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта 2 изд.- СПб., 2008.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.:КСП, 3 изд. 2008.
  4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.,2009.
  5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 2000.
  6. Учебник. 2-е изд Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. – Спб.: Лань,2000.

7.Козрев  Г.И. Введение в конфликтологию: учебное  пособие.- .:Владос,2001.

8. Психология. Учебник/Под ред. А.А. Крылова – М.:Проспект,2 изд.-2003.

 

 

 


 



Информация о работе Особенности семейных конфликтов