Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения и изучение личностных особенностей лица с пограничным расстройством психики; установить возможность последующих суицидальных попыток исследуемого пациента. Задачи:
Раскрыть смысл понятий – суицид, суицидальная попытка. Рассмотреть основные типы суицида, фазы суицида.
Теоретически изучить суицидогенные факторы и мотивы суицидального поведения.
Рассмотреть особенности пограничных психических расстройств. Выделить основные пограничные психические расстройств.
Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы изучения суицидального поведения……6
1.1. Понятия – суицид, суицидальная попытка; типы суицида, фазы суицида………………...6
1.2. Детерминанты и мотивы суицидального поведения………….10
Глава 2. Теоретические основы изучения пограничных расстройств
психики…………………………………………………………….…………12
2.1. Понятие о пограничных психических расстройствах……..…12
Глава 3.Особенности суицидального поведения у пациентов с пограничными расстройствами психики………………………………………16
Глава 4. Результаты исследования суицидального поведения у пациента с пограничным психическим расстройством…………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………………30
Важно, что
большая суицидальная готовность отмечается
при менее жестких и
Исключительное значение имеет тот факт, что любого рода личностные характеристики никак не могут выступать раз и навсегда заданным фактором риска суицидального поведения. Все эти особенности обнаруживают себя только в рамках определенной проблемы.
Выводы:
Таким образом, для лиц с пограничными расстройствами психики, как и для лиц с психотическими расстройствами, могут быть характерны маломотивированные или безмотивные покушения на самоубийство.
Характер динамики психической жизни до, во время и после суицида лиц с пограничными психическими расстройствами не стабилен: отмечается вполне определенный сдвиг в характере психических актов.
Чаще
всего, в любом суицидальном случае,
совершенном больным с
Для возможности возникновения суицидальных тенденций у данной категории больных имеют следующие моменты: степень сформированности аномальных (психопатических) форм реагирования, выраженность того или иного радикала, наличие смешанных и «нестандартных» реакций.
Любого
рода психопатические
Так же следует отметить то, чаще всего суицидальные попытки возникают при снижением настроения, остающимся в пределах расстройств пограничного круга: кратковременной или пролонгированной депрессивной реакцией и дистимией.
Глава 4. Результаты исследования
суицидального поведения у
Исследование
построено на комплексном подходе,
предполагающем сочетание беседы и
экспериментально-
1. Проективная методика: «Дом, дерево, человек». Суть методики заключается в том, что обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Методика предназначена для исследования личностных особенностей испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Полученные данные с помощью этой методики необходимы для более детального изучения суицидального поведения и его причин исследуемого пациента.
2. Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности». Данная методика предназначена для выявления уровня тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности пациента. Состоит из четырех шкал: самооценка тревожности, самооценка фрустрированности, самооценка агрессивности, самооценка ригидности. Испытуемый должен проставить цифру от одного до четырех около каждого утверждения, где:1- нет, это совсем не так; 2- пожалуй, так; 3- верно; 4- совершенно верно.
3. Опросник суицидального риска. Методика включает методические инструкции, описание интерпретации результатов и стимульный материал, включающий 29 утверждений, относительно которых испытуемый должен обозначить свою позицию согласием или не согласием.
В результате беседы выяснилось, что несколько дней назад, единственный, оставшийся в живых, сын пациентки покончил с собой (первого сына, со слов пациентки, убили в Дагестане). Пациентка первая обнаружила его мертвым, после чего потеряла сознание. С этого момента до похорон пациентка всё время плакала. По её словам, время от времени, она видела какие-то темные полосы на стенах и темные пятна на полу, и её трясло.
В день после похорон, когда супруг пациентки лёг спать, пациентка, оставшись одна в другой комнате, продолжала плакать и думать о сыне. По её словам, ей было настолько плохо, что всё её тело тряслось, и она «чувствовала непреодолимую душевную боль», мысли о сыне не могли покинуть её. Потом пациентка схватила нож и попыталась покончить с собой. Муж с трудом остановил пациентку. После чего пациентка поступила в психиатрическую больницу.
Таким образом:
Результаты проведения методики - «Дом, дерево, человек»:
Нарисованный объект |
Личностные особенности |
Дом |
|
Дом старый, развалившийся |
Негативное отношение к себе, не принятие себя. |
Стены расположены необычно |
Сознательные попытки |
Первый этаж нарисован в конце |
Отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. |
Одно окно без стекол |
Отчужденность. |
Двери отсутствуют |
Субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). |
Рисунок дома помещен слева |
Генерализованное чувство неуверенности, опасности сопряженное с прошлым. Акцентирование прошлого. |
Правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены |
Сложностях интегрирования, страх перед будущим. |
Человек |
|
Голова человека большая |
Неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. |
Нечеткая голова |
Застенчивость, робость. |
Плечи отсутствуют |
Ощущение малоценности, ничтожности. |
Туловище слишком крупное относительно других частей тела |
Наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей. |
Уши слишком подчеркнуты |
Подтверждает наличие слуховых галлюцинаций. |
Глаза изображены как пустые глазницы |
Значимое стремление избегать визуальных стимулов. |
Глаза маленькие |
Погруженность в себя |
Лицо неясное, тусклое |
Боязливость, застенчивость. |
Волосы сильно заштрихованы |
Тревога, связанная с мышлением или воображением. |
Руки длинные и слабые |
Зависимость, нерешительность, потребность в опеке. |
Руки неясно очерчены |
Нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. |
Пальцев меньше пяти |
Зависимость, бессилие. |
Пальцы длинные Ноги слишком короткие |
Скрытая агрессия. Чувство психологической неловкости. |
Неуравновешенная стоячая фигура человека |
Напряжение. |
Контур человека эскизный неяркий, неясный |
Боязливость, робость, тревога. |
Маленькая фигура |
Тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности. |
Недостаток симметрии |
Незащищенность. |
Отсутствие существенных деталей в рисунке (элементов одежды и т.п.) |
Серьезное эмоциональное нарушение. |
Дерево |
|
Заштрихованный ствол |
Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. |
Линии ствола кривые |
Активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. |
Крона – беспорядочные неровные штрихи |
Повышенную тревожность, скрытая агрессия, аутоагрессия. |
Результаты проведения методики «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности»:
Результаты проведения методики «опросник суицидального риска»:
· Демонстративность (2 балла из 7): Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания у пациента отсутствует.
· Аффективность (1 балл из 7). Вероятность эмоциональных вспышек у пациентаотсутствует, вероятнее всего в результате лечения.
· Несостоятельность (4 балла из 7). У пациента имеются представление о своей несостоятельности, о несостоятельности своей жизни, однако они не выражены кардинально.
· Социальный пессимизм (7 баллов из 7). Отрицательная концепция окружающего мира. Пациент воспринимает мир как враждебный, не соответствующий представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.
· Максимализм (3 балла из 7). Аффективная фиксация на неудачах сведена к минимуму.
· Временная перспектива (3 балла из 7 ). Пациент способен конструктивно планировать будущее.
То есть суицидальный фактор составляет 20 баллов из возможных – 42 баллов.
· Атисуицидальный фактор (6 баллов из 7). Данный фактор достаточно выражен, что снимает глобальный суицидальный риск. У пациента имеется глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга, и т.д.
Таким образом, вероятность повторной попытки суицида у пациента сведена к минимуму.
Выводы:
Таким образом, пациенту присущи следующие личностные особенности: непринятие себя; сильные враждебные тенденции; тенденция к изоляции от действительности; отчужденность; трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу); страх перед будущим; ощущение малоценности; погруженность в себя; зависимость; бессилие; скрытая агрессия; чувство психологической неловкости; напряжение; боязливость; робость; повышенная тревожность; чувства дискомфорта и скованности.
Тип суицида пациента – истинный. Детерминантой суицидального поведения является смерть сына. Мотивом суицидального поведения является попытка избавиться от страданий, возникших в результате утраты; попытка, таким образом, быть ближе к сыну. Перед суицидальной попыткой наличествовала на протяжении того или иного времени доминирующая мысль о умершем сыне, имеющая насильственный характер.
Уровни тревожности, фрустрированности и ригидности пациента высокие; уровень агрессивности – средний.
Вероятность повторной попытки суицида у пациента минимальна.
Заключение
Целью написания данной курсовой работы являлось изучение особенностей суицидального поведения и изучение личностных особенностей лица с пограничным расстройством психики; установить возможность последующих суицидальных попыток исследуемого пациента.
Цель была достигнута посредством решения основных задач курсовой работы.
Таким образом, суицид — это акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство — аналогичный акт, не имеющий фатального исхода. Степень осознания намерения совершения самоубийства может быть ясной, так же самоубийство может быть импульсивным актом, в рамках которого возникновение действий, направленных на самоубийство, может не осознаваться субъектом вообще.
Разные авторы выделяют следующие типы суицида: истинное самоубийство, двусмысленное самоубийство, скрытое самоубийство, хроническое самоубийство, локальное самоубийство, органическое самоубийство, демонстративное самоубийство.
Выделяют следующие фазы самоубийства:
Каждая из этих фаз характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.
Суицидогенные факторы – это наиболее значимые составляющие из всего многообразия причины, играющие ведущую роль в формировании суицидального поведения. Факторы суицидального поведения могут быть различными. Некоторые из них осознаются суицидентом, другие существуют на бессознательном уровне.
Мотивы суицида – это побудительные силы поведения, направленного на прекращение собственной жизни. Это своеобразная результирующая действия очень многих факторов, определяющих и содержание психики в момент возникновения суицидальных феноменов, и их влияние на психофизиологическое функционирование, включая и подавление инстинкта самосохранения.