Особенности творческого процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:54, реферат

Краткое описание

Основное место в книге занимает "теория трехакта", состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление.

Содержание

1. Этапы постановки и решения творческих заданий
2. Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала
3. Фазы развития творческих умений личности

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности творческого процесса.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Феномен творчества имеет  прямое отношение к труду, главному содержанию общественного бытия  человека, его творческим способностям, творческому отношению к миру.

Поэтому творчество можно  рассматривать в качестве атрибута труда и средства развертывания  общественного прогресса, формирования человеческого мира и саморазвития человека. В труде, во взаимном обмене деятельностью, в трудовых отношениях раскрываются специфические качества человека как социального существа. В творчестве имеет значение множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность, толерантность и др.

Заметный интерес к  творчеству как к экзистенциальной ценности со стороны бизнеса обозначился, начиная с 60-х годов 20 столетия. Объясняется это явным и острым несоответствием сложившихся организационных структур реальным ситуациям и требованиям времени. Существовавшие в компаниях управленческие структуры были рассчитаны на принятие ограниченного числа типовых решений. Но социальные, экономические, технологические условия производства, бизнеса и управления стали изменяться достаточно быстро; число проблем, не соответствующих известным классам типовых задач и решений, непрерывно увеличивалось. Возрастающий динамизм реальных ситуаций потребовал более гибкой и быстрой реакции руководства и сотрудников. Дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без его децентрализации и фрагментации. Полномочия принятия решений и ответственность за них стали передаваться на более низкие уровни организации, что требовало реализации креативных способностей работников, предоставления им большей свободы. Поэтому творчество, создание новых принципов, способов деятельности оказалось необходимым в трудовой деятельности работника.

Творчеству соответствует  особый характер субъекта, который  предполагает, что для нее решающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. Знания и опыт, воображение и адаптивность, гибкость мышления становятся экономически значимыми в оценке личностями своих потенциальных возможностей.

Необходимым условием саморазвития и самореализации индивида является высокий уровень свободы, который достигается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, а целью производства становится сам человек. Из этого следует, что истинной свободы можно достичь лишь тогда, когда труд общества организован как творчество, когда свободное творчество выступает в процессе труда как условие саморазвития личности.

В современном социальном контексте переход от творчества к самореализации предполагает множество  факторов, и, прежде всего, уникальность индивида, возможность преобразовывать получаемые сведения в готовые информационные продукты, что характерно лишь незначительному кругу людей. Именно в новом типе работника коренится вызов традиционной экономике, так как работник интеллектуального труда стремится к самостоятельности и автономности. И если раньше данная тенденция не была выраженной, то на настоящий момент это довольно явно проявляется. Необходимо подчеркнуть особую значимость интеллектуального капитала, определяемого как воплощенное в человеке полезное знание. Отношение к подобному капиталу как личной собственности получает однозначные оценки. Личная собственность служит намного более мощным побудительным мотивом, чем любой иной вид собственности.

 

3. Фазы развития творческих умений личности

 

Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное  состояние как предпосылка интуитивного  проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей  идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного  в сознание. Этап вдохновения.  В результате бессознательной  работы в сферу сознания поступает  идея решения. Первоначально в  виде гипотезы, в виде принципа  или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз  закладывает:

- переход от сознательного  поиска к интуитивному решению;

- эволюция интуитивного  решения в логически завершенное.

Для решения творческой задачи можно выделить следующие  фазы:

1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного  решения.

3. Фаза вербализации  интуитивного решения.

4. Фаза формализации  вербализованного решения.

На фазе 1 для решения  творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.

На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый  результат.

На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и  процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.

На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация  результата решения, предание найденному результату окончательной, логически  завершенной формы.

Для того, чтобы реализовать  понятие "ясно видимой цели", нужно  произвести конкретизацию задачи, которую  принято определять как постановка задачи.

Цель задачи. Первый шаг на пути к результату при определении задачи - определение ее цели: Что требуется, что надо определить?

Но цель невозможно достичь, если не имеется исходной информации, следовательно следующий вопрос:

- Какова исходная информация  для достижения цели? (Что дано?)

- Определить условия,  при которых может быть достигнута  цель.

В них включаются возможные методы, способы, средства достижения цели, а также, если это необходимо, начальные условия и существующие ограничения. Перечисленные условия, связанные в единую систему, являются постановкой задачи.

Современная классификация  периодов творческого процесса включает четыре фазы.

1 фаза (сознательная работа)- подготовка, особое деятельное состояние  как предпосылка интуитивного  проблеска новой идеи. Этот период  можно назвать фазой логического  анализа. Если проводить аналогии  с этапами брендинга и, конкретно, с задачей поиска идеи позиционирования, то на этой фазе используются те знания, которыми располагают решающие эту задачу. Это данные результатов маркетинговых исследований, информация из вторичных источников, данных о позиционировании конкурентов, особенностей их рекламных кампаний и т.д. Информация о продукте анализируется, выдвигаются гипотезы, нарастает мотив поиска.

2 фаза (бессознательная  работа)- созревание идеи, бессознательная  работа над проблемой. Эта фаза  называется интуитивным решением, характеризуется неосознанным способом решения проблемы. Само решение оказывается возможным, если ключ к нему содержится в неосознанном опыте. В основу понимания данной фазы положено представление о двойственности результата действия человека. Помимо прямого, осознаваемого продукта действия, отвечающего сознательно поставленной цели, в составе результата действия содержится побочный, неосознаваемый продукт. Он возникает вопреки сознательному намерению и складывается под влиянием информации, которая включена во взаимодействие, но не существенна с точки зрения цели действия. Побочный продукт не осознаётся тем, кто его производит, но может регулировать последующие действия человека, создавшего этот продукт, в частности приводить к решению творческой задачи. Осознание факта решения происходит при этом совершенно неожиданно, оно возникает благодаря тому, что оказывается удовлетворённой потребность, достигшая к этому времени наибольшего напряжения. Поэтому решение и переживается как непонятно откуда взявшееся, самопроизвольное, как озарение, инсайт.

3 фаза (переход бессознательного  в сознание)- вдохновение, когда  в результате бессознательной  работы в сферу сознания поступает  идея решения, первоначально в  гипотетическом виде, в виде принципа, замысла. Это фаза вербализации интуитивного решения. На предыдущей стадии человек чувствует, что задача практически решена, но объяснить, как получено решение, не может. Для возникновения такой возможности необходимо общение, когда создателю бывает очень важно проговорить то, что было придумано. Эта потребность автора в нашей компании активно поддерживается, часто перерастая в активное групповое обсуждение. В итоге - область осознания решения исходной задачи существенно расширяется, осознанным оказывается способ решения. Таким путём на основе интуитивного формируется логическое решение задачи.

4 фаза (сознательная работа) - развитие идеи, её окончательное  оформление и проверка. Фаза связана  с постановкой и решением специальной  задачи- придания найденному решению  окончательной, логически завершённой формы. Такая задача возникает, например, в условиях, когда только что найденное решение оказывается необходимым средством решения другой задачи.

Таким образом, установлено, что творчество имеет в своей  основе иррациональную мотивацию —  отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Подражание и взаимодействие играют исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей, которые являются признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте. Свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Творчеству соответствует особый характер субъекта, который предполагает, что для нее решающим мотивом трудовой деятельности становится самооценка. В современном социальном контексте переход от творчества к самореализации предполагает множество факторов, и, прежде всего, уникальность индивида, возможность преобразовывать получаемые сведения в готовые информационные продукты, что характерно лишь незначительному кругу людей. В решения творческой задачи выделяют следующие значимые фазы: 1. фаза логического анализа, 2. фаза интуитивного решения, 3. фаза вербализации интуитивного решения и нконец. 4. фаза формализации вербализованного решения.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.
  2. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. - М., Логос, 1996.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1999.
  4. Бергсон А. Творческая эволюция. М. «001.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ 2001.
  6. Слободчиков В. И. Психология развития человека. М. 2001.
  7. Старовойтенко Е. Б. Современная психология. М. 2001.

Информация о работе Особенности творческого процесса