Особенности трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 21:32, реферат

Краткое описание

В процессе создания нового продукта человек сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, он используем умственную энергию своего организма.
Предмет труда включает следующие компоненты:
-сырьевые материалы;
-средства труда;
-затраты живого труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности_трудовой_деятельности.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Труд – это деятельность,  которая направлена на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Трудовая деятельность может осуществляться по принуждению или по внутреннему побуждению человека, либо по тому и другому.

Так, А. Маршалл под трудом понимал всякое умственное и физическое усилие, которое предпринимается частично или целиком с целью достижения определенного результата, при этом не считается удовлетворение получаемое непосредственно от самой проделанной работы.

В процессе создания нового продукта человек сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, он используем умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает следующие компоненты:

-сырьевые материалы;

-средства труда;

-затраты живого труда.

В качестве результата взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда. Продукт труда – это новое вещество природы, которое приспособлено к потребностям человека.

Целью нашей работы является изучение особенностей трудовой деятельности и специфики подготовки к труду.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности трудовой деятельности

 

История развития человека и общества указывают нам на решающую роль труда в этом процессе.

В процессе эволюции труд претерпел значительные изменения. Так, человек стал выполнять более сложные операции, в процессе выполнения деятельности стали применяться все более организованные средства труда. Также человек стал ставить перед собой более высокие цели и задачи. Труд стал носить многосторонний, разнообразный и совершенный характер.

Возникли условия применения более совершенных ресурсов и средств труда. В связи с этим организация труда стала оказывать большее влияние на окружающую среду. Иногда окружающей среде стал наноситься вред. Именно поэтому на сегодняшний день столь актуальным является проблема экологии в трудовой деятельности человека [2].

На сегодняшний день совместный труд является чем-то большим, чем простая сумма затраченного человеком труда. Совместный труд – это прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Производство – это взаимодействие человека с природными материалами средствами труда, а также отношениями, в которые вступают люди.

В рамках данной работы обратим внимание на особенности современного труда:

- возрастание интеллектуального  потенциала процесса труда. Это  находит свое отражение в усилении  роли умственного труда, росте  сознательного и ответственного  отношения работника к результату  собственной деятельности.

- увеличивается доля овеществленного  труда, который связан со средствами  труда. Это обуславливается достижениями  научно-технического прогресса и  при ограниченных физических  возможностях человека выступает  в качестве решающего фактора  роста производительности и эффективности  труда.

 

- возрастающий аспект  социального процесса. На сегодняшний день факторами роста производительности труда выступают не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье и коллективе. Данная социальная сторона трудовых отношений существенным образом дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни каждого человека.

В качестве основных категорий труда выступают содержание и характер труда.

Содержание труда – это взаимодействие работника с предметами и средствами труда.

Для содержания труда характерны следующие признаки – сложность труда, профессиональная пригодность работника и степень самостоятельности работника.

Первым признаком труда является сложность. Очевидно, что труд профессора гораздо сложнее, чем труд токаря, а труд руководителя – чем труд подчиненного. Однако для обоснования меры оплаты различных видов труда необходимо их сравнение. Для того, чтобы соизмерить сложный и простой труд применяется понятие «редукция труда».

Редукция труда – это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда разной сложности. Так, в процессе развития общества происходит увеличение доли сложного труда, это объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию трудящихся [4].

Также обратим внимание на отличия сложного труда от простого:

- работник выполняет такие  функции умственного труда, как  планирование, анализ, контроль и  координация действий.

- концентрация активного  мышления и целеустремленное  сосредоточение работника;

- последовательность в  принятии решений и действий;

- точность и адекватная  реакция организма работника  на внешние раздражители.

- быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;

- ответственность за результаты труда.

Вторым признаком содержания труда является профессиональная пригодность. Влияние профессиональной пригодности на результаты труда обуславливаются способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, правильным выбором профессии и условиями развития и отбора кадров. Важную роль в процессе профессионального отбора играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Степень самостоятельности работника является третьим признаком содержания труда. Степень самостоятельности работника зависит не только от внешних ограничений, но и от внутренних. Так, уменьшение ограничений при принятии решения и при повышении меры ответственности предполагает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблемы. В качестве уровня самосознания развитой личности выступает самостоятельность работника и меры ответственности за результат работы [3].

Характер труда как категория науки о труде предполагает отношения между участниками трудового процесса. Эти отношения оказывают влияние не только на отношение человека к труду, но и на производительность и результативность труда.

С точки зрения характера труда, труд может быть предпринимательским, наемным или коллективным. Для труда предпринимателя характерна высокая степень самостоятельности при принятии решений и ее осуществлении, а также высокая степень ответственности за результат труда.

Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Под научной организацией понимается такая организация труда, в основе которой лежат достижения науки и передовой опыт, который систематически внедряется в производство. Научная организация труда помогает наилучшим образом соединять технику и людей в производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствует  повышению производительности труда, сохранению здоровья человека.

С помощью научного подхода к организации труда происходит соединение в процессе производства техники и людей, обеспечивается эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижается трудоемкость, растет производительность труда. Данный подход направлен на сохранение здоровья работников, а также обогащение их труда.

Важным признаком НОТ является ее направленность на решение взаимосвязанных групп задач[4]:

- экономических (экономия  ресурсов, повышение качества, рост  результативности);

- психофизиологических (оздоровление  производственной среды, гармонизация  психофизиологических нагрузок  на человека, снижение тяжести  и нервно-психической напряженности  труда);

- социальных (повышение разнообразия труда, его содержательности, престижности, обеспечение полноценной оплаты труда).

Развитие представлений о задачах НОТ происходит с помощью положений о ее функциях или специфических особенностях проявления научной организации труда на предприятии, а также воздействии на различные стороны производства. С помощью категории «функция» возможно конкретизировать общие задачи НОТ, в пределах каждой из них выделять особенные направления воздействия на производство и человека как субъекта. С помощью функций НОТ мы можем выявить принципиальные различия между научной и обычной организацией труда. Следует отметить, что обычная организация труда зачастую упускает важные моменты в процессе организации трудовой деятельности, это чревато различными потерями для производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические аспекты подготовки к труду

 

Для реализации готовности человека к трудовой деятельности требуется формирование направленности на определенный ее вид. Решение профориентационных проблем обусловлено социальным заказом, который отражает потребность общества в специалистах определенного профиля. В соответствии с этим в обществе организуются профессиональное просвещение, профессиональная пропаганда и агитация, создаются условия наибольшего благоприятствования для овладения требуемыми специальностями.

Любое исследование в области психологии труда начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы.

Профессиограмма – это описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важной частью профессиограммы является психограмма. Психограмма – это характеристика требований, которые предъявляются профессией к психике человека [4].

Принципы профессиографии сформулировал К. К. Платонов. Это принципы комплексности и целенаправленности. Принцип социально-политической активности, который предполагает включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды. Следующие принципы – это принцип личностного подхода, принцип надежности, принцип дифференциации, который предусматривает различные специальности, входящие в данную профессию. И наконец, принцип типизации, который требует объединения профессий в определенные группы, и принципы перспективности и реальности [3].

В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный анализ предполагает наличие:

- производственной характеристики  профессии и ее специальностей;

- указания на экономическое  значение профессии;

- социологической и социально-психологической  характеристики (особенностей межличностных  отношений, особенностей коллектива, социального престижа профессии);

- перечня объема знаний  и умений, которые необходимы  для успешного профессионального  труда. Особое выделение тех, которые  определяют профессиональное мастерство. Здесь же рассматриваются срок  подготовки  перспективы продвижения  работника;

- гигиенической характеристики  условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;

- перечня физиологических  требований, которые предъявляются  к человеку, и медицинских противопоказаний  к работе по данной профессии, составление психограммы [2].

Для профессионального просвещения молодежи необходимы разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, которую составляли с целью профориентации и профконсультации, отличается большой широтой содержания, доступностью изложения. К. К. Платонов рекомендует составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей – основной и дополнительной [4].

Основная часть рассчитана на молодежь, а методическая – предназначается для мастеров  педагогов. Также целесообразно обе части заканчивать списком литературы, которая рекомендуется для лучшего ознакомления с данной профессией.

Другие задачи ставятся перед профессиограммой, когда исследование организовано с целью рационализации процесса профессиональной подготовки. В данном случае специфика психограммы заключается в выявлении тех профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональным мастерством. Пути наиболее эффективного обучения специалистов отыскиваются с помощью сравнительного анализа деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В обоих случаях выделяют характерные психологические структуры и сопоставляют их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует требованиям, которые предъявляются к профессионалу с большим опытом работы. На основе подобной профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, которые направлены на рационализацию обучения [1].

Профессиограмма представляет собой обобщенную эталонную модель успешного специалиста в данной области. Однако иногда отмечается, что в профессиограмме необходимо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне.

Информация о работе Особенности трудовой деятельности