Особенности трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 21:32, реферат

Краткое описание

В процессе создания нового продукта человек сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, он используем умственную энергию своего организма.
Предмет труда включает следующие компоненты:
-сырьевые материалы;
-средства труда;
-затраты живого труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности_трудовой_деятельности.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Профессиограмма не является жесткой стандартной схемой, это гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма не должна сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, она должна давать ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма может изменяться по мере изменения профессии. К профессиограмме необходимо обращаться в течение своей профессиональной деятельности не только специалисту психологу, но и каждому работающему человеку с целью осуществления коррекции психологических качеств и учитывая современные требования профессии. Таковыми являются назначение и функции профессиограммы.

 Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются "не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности". В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков и профессиограмме: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования - направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния - интеллектуальные, эмоциональные, процессы - воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

 Предлагаемый Марковой подход к профессиограмме условно назвать задачно-личностным, он состоит в следующем. Вначале мы выделяем единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля в нашем понимании является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач увязывается с профессиональными личностными качествами. Мы видоизменили понимание модуля профессии и рассмотрели его как совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая часть модуля) будем включать объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включим: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др. Значит, в состав модуля профессии в таком понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть модуля). Любая профессия включает в себя широкий круг задач. Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные.

    В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:

• четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

• подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

• выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

• показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

• показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

• иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

• описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага.

К основным категориям труда относят содержание и характер труда.

Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда.

Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом [2].

Принципы профессиографии сформулированы К. К. Платоновым. Это принципы:

- комплексности, целенаправленности;

- принцип социально-политической  активности, предполагающий включение  в каждую профессиограмму элементов  профпропаганды;

- принцип личностного  подхода;

- принцип (надежности (требования к помехоустойчивости личности);

- принцип дифференциации, предусматривающий различные специальности, входящие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, принципы перспективности и реальности.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Климов Е. А.  введение в психологию труда.  Учебное пособие.  Москва, 2008 г.
  2. Крылов А. А. Психология. – М., 2007
  3. Носов С. С. Психология труда и инженерная психология. – М., 2008

4. Основы инженерной психологии.  Учебное пособие / под редакцией Б. Ф. Ломова. – Москва: Высшая школа, 1986 г.

5. Психология.  Учебное пособие для технических вузов / под общей редакцией В. Н. Дружина. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – Серия «Учебник нового времени».

 

 

 


Информация о работе Особенности трудовой деятельности