Особенности формирования личности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность у несовершеннолетних.
Предмет: профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних__________________________________________5
2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей___________________________________________16
Заключение______________________________________________________32
Список используемой литературы___________________________________34

Вложенные файлы: 1 файл

юридическая психология.docx

— 55.08 Кб (Скачать файл)

    Исходя  из этого, индивидуальную работу с трудными детьми условно можно разделить  на три этапа: глубокое изучение на научной основе личности трудновоспитуемого и составление социально-психологической  характеристики; разработка индивидуальной программы воспитательного воздействия  на него с учетом особенностей личности; непосредственное осуществление воспитательной работы, корректировка средств и методов воспитательного воздействия.

    Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется специальная программа, включающая изучение широкого круга вопросов, среди которых особое внимание заслуживают следующие.

    1. Общие данные о трудновоспитуемом  — возраст, образование, место  жительства, физическое развитие, состояние  здоровья, черты характера, особенности  развития моральных и волевых  качеств.

    2. Условия семейного воспитания - состав  семьи, образование родителей,  место работы и занимаемая  должность, общественные поручения  родителей по месту работы, отношение к успеваемости и поведению ученика, связь родителей со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия.

    3. Успеваемость в школе, причина  неуспеваемости, отношение к учебной  деятельности, поведение в школе.

    4. Отношение к трудовой деятельности - как проявляет себя в различных видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы выбора, устойчивость профессиональных интересов.

    5. Общественная активность - какие  общественные поручения имеет,  как относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных  секциях.

    6. Статус в классном коллективе  — особенности общения с товарищами  по классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе  (классе), кто они и на чем основывается их дружба.

    7. Как и с кем проводит свободное  время, чем занимается, круг увлечений.

    8. Прикреплен ли шеф к трудновоспитуемому, кто он, в чем заключается сущность проводимой им работы и ее эффективность.

    Предложенная  методика изучения личности трудновоспитуемого учащегося помогает классному руководителю, шефу и другим лицам, осуществляющим воспитательное воздействие, более глубоко разобраться в причинах отклонений в поведении каждого подопечного, найти наиболее эффективные средства воздействия на него, составить и осуществить программу индивидуального перевоспитания. Она позволяет, прежде всего, выделить положительные качества трудновоспитуемого, которые необходимо всячески развивать и стимулировать, нейтрализовать отрицательные черты и качества личности. Без оптимистической гипотезы о том, что в каждом подростке есть положительное, которое надо найти и умело использовать, невозможна целенаправленная работа по перевоспитанию, В.А. Сухомлинский категорически отрицал такой путь исправления, как выставление недостатков в надежде, что ребенок сможет критически оценить свое поведение и изменить его. «Опыт... убедил, — писал он, - что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений... С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее».

    В процессе перевоспитания ребенка следует  ставить в такие условия, которые  требовали бы от него проявления и  закрепления положительных качеств  личности. При этом, поддержание  малейших положительных проявлений в учебной, трудовой, общественно  полезной деятельности закрепляя веру ребенка в свои силы. Иначе, он может  полностью отказаться даже от стремления стать лучше, решает, что ему все  равно надеяться не на что. Приобщение к труду, учебе и другим видам коллективной деятельности, глубокое проникновение во внутренний мир каждого, воспитание человечности в отношениях с окружающими — все эти факторы способствуют формированию положительных качеств личности. Положительная ориентация стимулирует формирование устойчивого условного рефлекса. В таких случаях у ребенка появляется уверенность в своих силах, надежда, что и он сможет достичь определенных успехов в учебной, трудовой, общественной деятельности.

    Изучение  индивидуальных особенностей трудновоспитуемых  учащихся способствует выбору наиболее оптимальных методов воздействия  на каждого учащегося. Важно выявить  мотивы поведения то или иного  ребенка,  так как одни и те же действия, поступки могут быть порождены  различными мотивами, поэтому и средства воздействия должны соответствовать  этим мотивам. Например, упрямство одной  ученицы будет происходить от избалованности ее в семье, чрезмерной изнеженности, упрямство другой —  от того, что у нее тяжелая семейная обстановка. Методы и средства воздействия  на этих учениц должны быть различны. Серьезное  внимание необходимо уделять учащимся, изолированным от классного коллектива, которые не пользуются авторитетом  среди товарищей, ни с кем не дружат или, наоборот, тем, которые являются в классе неформальными лидерами.

    Пребывание  трудновоспитуемого подростка в  хорошем коллективе еще не означает, что этот коллектив положительно влияет на него. Здесь важное значение приобретают правильно организованные взаимоотношения трудных учеников с классным коллективом. Отсутствие контакта со сверстниками часто является причиной недисциплинированности, грубости, проявлений негативизма.

    Каждый  учащийся, как известно, стремится  к самоутверждению, пытается занять желаемое место среди своих сверстников и товарищей. Однако, довольно часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь класс начинает к такому ученику плохо относится. Поэтому, важное значение приобретает организация социальным педагогом правильных взаимоотношений среди учащихся. Важно найти такому ребенку достойное место в классном коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально использовать положительные качества личности. Задача социального педагога показать классу, что "отвергнутый" ими ученик имеет свои положительные качества, может добиться успехов в определенном виде деятельности и помочь ему проявить себя, завоевать уважение одноклассников. Если правильные взаимоотношения не налажены, могут возникнуть конфликтные ситуации, при которых учащийся, отвергнутый своими товарищами, ищет взаимопонимания и поддержки в неформальных группах вне школы, которые часто втягивают его в антиобщественную деятельность.

    Обобщение педагогической практики показывает, что подавляющее большинство  трудновоспитуемых учащихся еще  не достаточно привлекается к общественной жизни школы и к спортивной работе, в результате чего, интересы их перестают совпадать с интересами класса, а сосредотачиваются на интересах  той неформальной группы с антиобщественным уклоном, в которую они попадают. Хроническое отставание по учебным  предметам, неуспеваемость часто вызывают у детей ощущение своей неполноценности, в связи с чем, со школой у них  связываются отрицательные эмоции. К сожалению, к отстающим и  недисциплинированным учащимся применяются, в основном дисциплинарные меры воздействия. Однако ограничения и запреты  подавляют инициативу, зачастую затягивают формирование положительных качеств личности ребенка. Правильный учет положительных качеств личности трудных учащихся в организации учебно-воспитательной работы с ними, своевременная реакция на малейшее проявление сдвигов поведения в лучшую сторону, проявление заинтересованности к учебе, старательности – необходимое условие успешной индивидуальной работы с ними. 3.И Калмыкова в этой связи не без основания указывает, что у учащихся, характеризующихся низкой степенью обучаемости, сформированы отрицательные качества мыслительной деятельности, проявляющиеся при выполнении самостоятельной работы.

      Поэтому, с такими учащимися  необходима специальная дополнительная  работа не по усвоению программного  материала, а по изменению качеств их мыслительной деятельности, подхода к процессу усвоения и использования знаний. Думается, что указанные требования применимы не только к отстающим и неуспевающим ученикам но и к так называемым "тормозным" детям, которые отличаются чрезмерной робостью, нерешительностью и стеснительностью. Воспитателям и родителям необходимо укреплять уверенность таких детей в своих силах. Они требуют по отношению к себе осторожности и мягкости. Их следует привлекать к несложной общественной работе, всячески подчеркивая и успехи, учить видеть не только преимущества других, но и свои достоинства, организовывать общение с другими детьми.

    Специального  индивидуального подхода требуют  также учащиеся с психоневротическими  отклонениями, которые часто становятся причиной труновоспитуемости. Невротические  состояния могут проявляться  как в чрезмерной заторможенности  поведения ребенка (нерешительность, неуверенность, медлительность, подавленность  и т.п.) так и в излишней расторможенности, преобладании реакций возбуждения (подвижность, раздражительность, суетливость, неумение надолго сосредоточиться, агрессивность по отношению к  товарищам, неусидчивость и др.). Такие дети постоянно конфликтуют  с учителями, родителями, и это  еще более усугубляет их состояние. Они очень чутко реагируют  на различные нюансы взаимоотношениях со взрослыми, особенно нетерпимы к  фальши. В основе воспитательного  воздействия на таких подростков должны быть положена педагогическая выдержка, искренность и исключительная чуткость. В остальных случаях  следует избегать стрессовых и конфликтных  ситуаций.

    Многообразие  причин отклонения от нормы поведения  у различных групп трудновоспитуемых  учащихся требует дифференциации средств  и воздействия с учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей перевоспитуемых. Многое здесь зависит от мастерства социального педагога, учителя, воспитателя. Авторитет социального педагога, его принципиальность и требовательность, тактичность в отношении к внутреннему миру подростка, понимание, умение учитывать его точку зрения являются необходимым условием в работе с трудными детьми. Важно дать понять учащемуся, что судьба небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.

    Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Кардинальные  перемены, переживаемые нашим обществом  во всех сферах политической и социально-экономической  жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции  отклоняющегося поведения детей  и подростков. Содержание перестройки  воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что  существовавшая ранее «карательная»  профилактика, основанная на мерах  социального контроля, общественно  административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

    Государство располагает разнообразными средствами  реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут  быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая  профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

          Достижение  желаемого  эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения  к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

    Анализ  материалов исследования показал, что  причинами отклонений в поведении  младших школьников являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный  пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

          Это приводит к возникновению  у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.

          Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми  в нашей опытно – экспериментальной  работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.

           Материалы исследования  показали, что преодоление отклонений  в поведении младших школьников  протекает наиболее успешно при  сочетании убеждений с упражнениями  детей в правильных действиях  и поступках.

          В результате исследования можно сделать вывод, что младшие  школьники с отклонениями в поведении  и нравственном развитии нуждаются  в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

          Следовательно, преодоление  отклонений в поведении младших  школьников целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в школе. В связи с этим необходима специальная коррекционная и  профилактическая работа педагогов  с данной категорией детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список используемой литературы 

  1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.
  2. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
  3. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. – Л., 1973.
  5. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
  6. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.
  7. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
  8. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.
  9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
  10. Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.
  11. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.

Информация о работе Особенности формирования личности несовершеннолетних правонарушителей