Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 23:46, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение особенностей эмоционального состояния женщины в 3 триместре беременности.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. изучить литературу по проблеме эмоциональной сферы беременной женщины
2. изучить уровень нервно-психической устойчивости и уровень тревожности беременных женщин.
3. изучить уровень нервно-психической устойчивости и уровень тревожности женщин, которые не являются беременными.
Введение
1. Эмоциональное состояние женщины во время беременности……………...6
1.1 Беременность и ее влияние на эмоциональное состояние женщины.6
1.2 Понятие нервно-психической устойчивости………………………..11
1.3 Понятие тревожности. Причины тревожности женщины во время беременности……………………………………………………………...14
2. Методы исследования эмоциональной сферы женщины во время беременности…………………………………………………………………….17
3. Результаты исследования эмоциональной сферы женщины во время беременности…………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список
Приложение
Исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью считать беременность качественно новым состоянием организма и психике женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины периоду, когда гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть матерью.
Поэтому основным показателем успешного окончания беременности, на наш взгляд, является приобретение женщиной нового качества материнства [12]
1.2 Понятие нервно-психической устойчивости
Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как "устойчивость эмоций", а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под "устойчивостью психики" понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных и психических состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием "нервно-психическая устойчивость". [5]
Для Т. Рибо, Е.А. Милеряна, С.М. Оя, О.А. Черниковой, Н.А. Аминова и ряда других авторов нервно-психическая устойчивость равнозначна нервно-психической стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния. С.М. Оя одним из признаков нервно-психической устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е.А. Милерян в книге "психологический отбор летчиков" (1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Н.Д. Левитов связывает эмоциональную устойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина - с "аффектом неадекватности", проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л.П. Баданина, понимая под нервно-психической неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм. Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фрессс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию нервно-психической устойчивости - нервно-психическое напряжение введенное Р. Кеттелом и др., понятие "аффективная устойчивость", под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.[3]
Таким образом, нервно-психическая устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т.е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации. Некоторые авторы понимают под нервно-психической устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин 1974). В.М. Писаренко, например рассматривает нервно-психическую устойчивость как "такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров". Л.М. Аболин считает правомерным под нервно-психической устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Л.М. Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что нервно-психическая устойчивость "это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели". Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение нервно-психической устойчивости - "это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой успешному достижению поставленной цели". Автор утверждает, что, по существу это функциональная система эмоционального регулирования деятельности. Отсюда главным критерием нервно-психической устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О.А. Сиротин (1972) включает в определение нервно-психической устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В.М. Смирнов и А.И. Трохачев пишут, что под нервно-психической устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский определяет нервно психическую устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т.е. "сила воли", проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности. [11]
1.3 Понятие тревожности, причины ее во время беременности
В необычных условиях, люди испытывают более или менее сильное эмоциональное напряжение, которое субъективно переживается как чувство беспокойства, тревожности страха. Слишком высокий уровень беспокойства - тревожности снижает эффективность выполняемой человеком деятельности приводит к появлению ошибок, вызывает изменения различных вегетативных функций организма (дыхательных, сердечных, эндокринных).
Вопрос о причинах тревожности в современной психологической науке остается до сих пор открытым. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой, тревожность имеет природную основу (как свойство нервной системы), складывается пожизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.
Выделяются разные виды тревожности: устойчивая тревожность в какой-либо сфере ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Основной вопрос здесь как соотносятся общая тревожность и ее частные виды.[7]
Чувство тревоги является сигналом неожиданных изменений происходящих в окружающем мире или в собственном организме и помогает вовремя среагировать на опасность. Однако если тревога выражена чрезмерно, то напротив мешает нормальной жизнедеятельности.
Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству. То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.
Кроме того, в период ожидания ребенка, у женщины преобладают интересы связанные с рождением и здоровьем будущего ребенка, все другое отходит на второй план. При этом женщина может не чувствовать себя готовой заботиться о малыше. Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе. Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге.
Развитию тревоги способствует оторванность будущей мамы от активной жизни особенно когда она не работает и сидит дома, - отсутствие новых впечатлений и положительных эмоций, а также негативный чужой опыт, то появление тревоги в этот период вполне предсказуемо (по наблюдениям врачей одна треть всех женщин испытывает нечто подобное в период беременности).
Тревога - это неопределенный страх, проецируемый в будущее. Вроде все хорошо, но человек находится в постоянном ожидании, что вот-вот случится что-то нехорошее с ним или с его близкими. Это тягостное переживание надвигающейся беды, когда не знаешь где и когда случится несчастье, но уверен, что оно произойдет.
Факторы, пугающие будущих мам:
2. Методы исследования эмоциональной сферы женщины во время беременности
Для реализации цели исследования нами были выбраны следующие методики: методика определения уровня нервно-психической устойчивости (анкета "Прогноз") и методика "Шкала тревожности" Дж. Тейлора.
"Методика определения уровня нервно-психической устойчивости" (анкета "Прогноз") разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Она является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно - психическая устойчивость показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами. [11]
Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ "да" или "нет". Результат анкетирования определяется по 10-бальной шкале, на основании которой выносится заключение о группе нервно психической устойчивости. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Общее время обследования - около 20 минут.
Анкета зачитывается экспериментатором или предъявляется в записи на магнитофон в темпе, позволяющем осмыслить вопрос и сделать отметку в регистрационном бланке.
Методика имеет две шкалы: шкалу надежности, шкалу нервно-психической устойчивости. Обработка результатов начинается с первой шкалы. Если сумма баллов по ней составляет 10 и более, то оценка по второй шкале не проводится, результаты обследования считаются недостоверными. Показатель шкалы 2 получают простым суммированием положительных и отрицательных ответов, совпадающих с ключом. На основании обследования выносится оценка по 10-бальной шкале.
Шкала надежности |
Шкала нервно-психической неустойчивости |
||
нет |
да |
нет | |
1 4 6 8 9 11 15 17 18 22 25 31 34 36 43 |
3 5 7 10 16 20 26 27 29 32 33 35 37 40 41 42 44 45 47 48 49 50 51 52 53 56 57 59 60 62 63 64 65 66 67 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 |
2 12 13 14 19 21 23 24 28 30 38 39 46 54 55 58 61 68 |
Методика определения группы нервно-психической устойчивости
Сумма информативных ответов по шкале нервно-психической устойчивости |
Оценка результатов по 10-бальной шкале |
Группа нервно-психической устойчивости |
Прогноз |
5 и менее
6 |
10
9 |
1.высокая нервно-психическая устойчивость |
Благоприятный |
7-8
9-10 11-13 |
8
7 6 |
2.хорошая нервно-психическая устойчивость |
Благоприятный |
14-17
18-22 23-28 |
5
4 3 |
3.удовлетворительная нервно-психическая устойчивость |
Благоприятный |
29-32
33 и более |
2
1 |
4.неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость |
Неблагоприятный |
Методика "Шкала тревожности" Дж. Тейлора: Опросник состоит из 50 утверждений, которые направлены на диагностику "тревожности" и 10 утверждений шкал "лжи". Оценку результатов исследования необходимо производить путем подсчета результатов ответов, свидетельствующих о тревожности, для чего используется специальный ключ. Каждый такой ответ оценивается в 1 балл. Оценка:
40 - 50 - очень высокий уровень тревожности,
25 - 40 - высокий уровень тревожности,
15 - 25 - средний уровень с тенденцией к высокой тревожности,
5 - 15 - средний уровень с тенденцией к низкой тревожности,
0 - 5 - низкий уровень тревожности,
4 - 5 по шкале лжи - критический результат. [16]
Шкала лжи (КЛЮЧ)
ДА |
2 |
10 |
39 |
55 |
||
НЕТ |
16 |
20 |
28 |
29 |
41 |
59 |
Шкала тревожности
ДА |
6 |
7 |
11 |
12 |
15 |
18 |
21 |
23 |
24 |
25 |
26 |
|
ДА |
27 |
30 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
40 |
42 |
|
ДА |
44 |
45 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
53 |
54 |
56 |
60 |
|
НЕТ |
1 |
3 |
8 |
13 |
14 |
17 |
19 |
22 |
43 |
52 |
57 |
58 |
Для математической обработки данных был использован критерий φ* - угловое преобразование Фишера. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные.
Информация о работе Особенности эмоциональной сферы беременных женщин в 3 триместре беременности