Автономная
некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
«Международный
славянский институт»
Реферат
По предмету
«История психологии»
Тема
«Отечественная психология в 1920-1930 годах»
Студентки
3-го курса, ЕГФ, заочного отделения,
Жучковой
Анастасии
Преподаватель
Прядко И.П.
Москва
2010
Содержание
- 1 Процессы
- 2 Дисциплины
- 3 Институты
и общества
- 4 События
- 4.1 1920-е гг.
- 4.2 1930-е гг.
- 5 Журналы
по психологии и психоневрологии
- 6 Важнейшие
публикации этого периода
- 7 Историография
- 7.1 научные
дисциплины, общие работы
- 7.2 предыстория
- 7.3 Челпанов
и «идеалистическая» психология
- 7.4 физиология
и психофизиология
- 7.5 реактология
- 7.6 психоанализ
- 7.7 педология
- 7.8 психотехника
- 7.9 психогигиена
- 7.10 психотерапия
- 7.11 психогенетика
- 7.12 дефектология
- 7.13 выготсковедение
- 7.14 советская
психология и международная наука
- 7.15 кинематография
и семиотика
Процессы
Период 1920-30х годов
ознаменовался становлением советской
психологии на основе философии марксизма.
В этот период закладываются две
основные взаимосвязанные темы в
истории советской психологии, которые
будут определять её развитие на протяжении
последующих десятилетий. Это, во-первых,
поиск конкретно-эмпирического наполнения
марксистской психологии. Во-вторых, это
тема поиска самостоятельного, отличного
от физиолоческого, социологического,
литературоведческого, антропологического,
медицинского и проч. исследования самостоятельного
объекта и оснований психологического
исследования, отличного от физиологического,
социологического, литературоведческого,
антропологического, медицинского и проч.
исследования. И в то же время, психология
в этот период развивается в тесном взаимодействии
и диалоге с разнообразными смежными областями
«человековедения» и представлена разнообразными
пограничными школами и исследовательскими
традициями.
Годом признания советской
психологии следует считать 1929, когда
первая представительная группа советских
ученых была заявлена для участия
в IX международном психологическом
конгрессе. И в то же время, параллельно
с процессами интеграции советской
науки в международную науку
и становления оригинальных научных
школ, проходят и противоположные
процессы ограничения академической
свободы и введения цензуры и государственного
контроля над научными исследованиями.
Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных
органами государственного контроля дискуссий
в психоневрологических науках, таких
как «реактологическая» и «рефлексологическая»
дискуссии, в ходе которых обсуждаемые
научные направления были неизменно осуждены
и преданы анафеме, а их представители
и последователи должны были опубликовать
публичные покаяния в признании ошибочности
своих взглядов.
После постановления
ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях»
1936 года такие области прикладных исследований
как педология и психотехника были практически
закрыты и запрещены, и были поглощены
психологией. Годы Большого террора (1937-38),
во время которых развитие науки было
несколько заторможено, а целый ряд выдающихся
отечественных ученых и их патронов был
сослан, заключен или физически уничтожен,
внесли сумятицу в сложившиеся отношения
в структуре власти и науки. Тем не менее,
к 1939 году все наиболее существенные связи
между психологической наукой и властью
были восстановлены. Серия докторских
диссертаций, публикаций психологических
монографий и учебников, избрание Узнадзе академиком Академии
наук Грузинской ССР, учреждение сектора
психологии (1941), а впоследствии и Института
психологии АН Грузии (с 21 августа 1943), награждение С.
Л. Рубинштейна Сталинской премией (1942)
и избрание членом-корреспондентом АН
СССР, основание Академии педагогических
наук РСФСР (АПН РСФСР) (Постановление СНК
СССР от 6 октября 1943 г. «Об организации
Академии педагогических наук РСФСР»;
постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944
г. был утвержден первый состав действительных
членов - 13 человек и членов-корреспондентов
- 13 человек), а также введение психологии
в школьную программу (1945) завершают этот
период развития отечественной психологии
как самостоятельной дисциплины.
Дисциплины
Таким образом, в Советском
Союзе развитие психологии как самостоятельной
марксистской науки в этот период
проходит на стыке таких дисциплин
как физиология высшей нервной деятельности (Павлов), рефлексология (Бехтерев), реактология (Корнилов), психоанализ (Ермаков, О.
Шмидт и В. Шмидт, С. Шпильрейн, Лурия), педология (Залкинд,
Моложавый,Блонский, Выготский), психотехника (И.
Шпильрейн, Геллерштейн, Н. Бернштейн), психогигиена (Розенштейн, Рохлин, М.
Лебединский), психотерапия (Платонов, Протопопов),дефектология (Выготский,
Рау, Соколянский, Данюшевский, Занков, Соловьев), языкознание и литературоведение (Марр,
ученые круга Бахтина, Московского лингвистического
кружка, ОПОЯЗ'а), теория театра и кинематографии
(Эйзенштейн, Мейерхольд, Курбас), зоопсихология (Вагнер, Северцов, Боровский,
Войтонис, Ладыгина-Котс), и т. д.
Институты и общества
В этот период открывается
и функционирует целый ряд
научно-исследовательских, образовательных
и медицинских организаций в которых
проводились психологические исследования.
Наиболее значимые научные организации
этого времени:
- Психоневрологический институт (основан В. М. Бехтеревым
в Санкт-Петербурге в 1907 г.),
- Психологический институт (основан Г. И. Челпановым
в Москве в 1912, открыт в 1914),
- Академия коммунистического
воспитания (АКВ)
(основана в 1919 г. в Москве, в 1934 г. реорганизована
и переведена в Ленинград, где в 1944 г. вошла
в состав местного педагогического института,
- Второй Московский государственный
университет (2-й МГУ)
- Экспериментальный дефектологический
институт (ЭДИ) (основан
в Москве в 1929 г.; с 1934 по 1943 - Научно-практический
институт специальных школ и детских домов
Наркомпроса РСФСР),
- Украинская психоневрологическая
академия (УПНА) (основана
в 1932 г. в Харькове на основе ряда исследовательских
и медицинских учреждений, работавших
там с 1921 г.; в 1936-7 реорганизована в Украинский
психоневрологический институт),
- Украинский институт экспериментальной
медицины (основан
в 1933, просуществовал предположительно
до 1941)
- Харьковский педагогический
институт (ХГПИ/ХДПI)
(кафедра психологии основана в 1933 г.).
- Всесоюзный институт экспериментальной
медицины (ВИЭМ) (отделы
медицинской и генетической психологии
учреждены в Москве в 1934 г.)
- Московский НИИ психиатрии
- Русское психоаналитическое
общество
- Государственная академия
художественных наук (ГАХН)
- Московский институт педологии
и дефектологии
- Ленинградский педагогический
институт им. Герцена
События
1920-е
гг.
1920
- 24 июня-2 июля - I Всероссийский съезд деятелей
по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью
и преступностью
1923
- 10-15 января — I-й
Всероссийский съезд по психоневрологии,
впервые прозвучала программа построения
марксистской психологии (Корнилов)
- ноябрь — Г. И. Челпанов уволен
с поста директора Психологического института; на его место назначен К. Н. Корнилов
1924
- 3-10 января — II-й
Всероссийский съезд по психоневрологии,
Петроград; доклад Выготского,
переезд из Гомеля в Москву
- 26 ноября-1 декабря
- Второй съезд
социально-правовой охраны несовершеннолетних
(СПОН)
1925
- 11-19 января - I-й
Всероссийский учительский съезд
- защита диссертации
Выготского: Психология искусства
- первая и единственная
заграничная поездка Выготского: командирован
в Лондон на дефектологическую конференцию;
по дороге в Англию проехал Германию, Францию,
где встречался с местными психологами
1926
- Выготский госпитализирован
с туберкулёзом, в больнице пишет заметки,
вполедствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического
кризиса, ставшие
манифестом культурно-исторической психологии
1927
- апрель — Всесоюзная
педологическая конференция
- июнь — 1-ая Всесоюзная
конференция по психофизиологии и профподбору,
Москва
- 27 декабря — скоропостижная
смерть В. М. Бехтерева
- 28 декабря 1927 г. —
4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический
съезд
1929
- 1-7 сентября — IX
Международный психологический конгресс
в Йельском университете; впервые в работе
этого конгресса участвует представительная
делегация от Советского Союза
1930-е
гг.
1930
- 25 января — 1 февраля —
Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения
человека («поведенческий съезд»), Ленинград
- 23-27 апреля — VI Международная
конференция по психотехнике в Барселоне
(от Советского Союза участвует И. Шпильрейн,
также зачитан доклад Л. С. Выготского in
absentia об изучении
высших психологических функций в психотехнических
исследованиях)
- 5-10 мая — Первый
международный конгресс по психогигиене,
Вашингтон (Л.М. Розенштейн, А.Б.Залкинд)
- 9 октября — доклад Выготского о психологических
системах, прочитанный
в клинике нервных болезней 1 МГУ: начало
новой исследовательской программы
1931
- реактологическая
дискуссия
- 20-25 мая — Первый
Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии
труда, Ленинград
- 8-13 сентября — VII
Международная психотехническая конференция
(VII International Congress of Applied
Psychology (or Psychotechnics), Москва.
- сентябрь — Выготский
и Лурия поступили на заочное отделение
медицинского факультета в Украинской
психоневрологической академии в Харькове.
- октябрь-декабрь —
переезд Лурии, Лебединского, Леонтьева,
Запорожца и Божович из Москвы в Харьков,
основание Харьковской психологической
школы.
1932
- декабрь — доклад
Выготского о сознании, компиляция конспектов
А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца опубликована
под именем Выготского как его доклад Проблема сознания; расхождение с группой Леонтьева
в Харькове
1933
- февраль-май — Курт
Левин останавливается в Москве проездом
из США (через Японию), встречи с Зейгарник,
Лурией, Выготским
1934
- 11 июня — Выготский
умер (с 9 мая — на постельном режиме)
- 18-24 июня — Первый
Всеукраинский съезд невропатологов и
психиатров, Харьков
1935
- август — XV международный
физиологический конгресс, Ленинград-Москва
- С. Л. Рубинштейн
публикует Основы психологии
1936
- 13 февраля — умер
Г. И. Челпанов
- 27 февраля — умер И. П. Павлов
- 4 июля — постановление
ЦК ВКП(б) «О педологических
извращениях в системе
Наркомпросов»;
фактический запрет педологии как научной
дисциплины и начало гонений на психотехнику
и психологию
- июль — Арон Борисович Залкинд умер от инфаркта на улице,
возвращаясь с собрания, где было оглашено
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических
извращениях в системе Наркомпросов»,
Москва
1937
- 26 декабря — по обвинению в шпионаже и
участии в контрреволюционной террористической
организации приговорен
к высшей мере наказания и в тот же день
расстрелян Исаак Нафтулович Шпильрейн (реабилитирован в июне 1957 г.)