Откуда взялась душа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:10, доклад

Краткое описание

Естественно, что уже в древнейшие времена люди интересовались откуда берется их душа. Религиозно-мифологический взгляд на мир дает простой ответ -- душу человеку дают боги или Бог. Иудейская и ее родственница христианская Церкви учат, что человек получает свою душу от Бога при рождении. Представьте себе, что каждую секунду на Земном шаре рождается сто человек. Это значит, что с частотой сто раз в секунду Бог должен успевать изготавливать и сразу же вкладывать души в тела новорожденных или находящихся в утробе матери детей.
Задача Бога усложняется тем, что делать это приходится одновременно в разных уголках Земного шара. А поскольку эта работа должна совершаться все время без перерыва (процесс рождения детей остановить ведь нельзя), значит и добрый Бог должен ее делать также непрерывно. Естественно, что времени на другие дела, в том числе такие важные как выслушивание молитв сотен миллионов людей, у него практически не хватает.

Содержание

1. Откуда взялась душа?................................................2

2. Гипотеза предсуществования душ……………..….9
3.Бессмертие душ………………………………….…..13
4. Понятие души в философии Платона……………..13

5.Список литературы…………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Откуда взялась душа.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

1. Откуда взялась душа?................................................2 

2. Гипотеза предсуществования душ……………..….9

3.Бессмертие душ………………………………….…..13

4. Понятие души в философии Платона……………..13 

5.Список литературы…………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Откуда взялась душа? 
 
   Естественно, что уже в древнейшие времена люди интересовались откуда берется их душа. Религиозно-мифологический взгляд на мир дает простой ответ -- душу человеку дают боги или Бог. Иудейская и ее родственница христианская Церкви учат, что человек получает свою душу от Бога при рождении. Представьте себе, что каждую секунду на Земном шаре рождается сто человек. Это значит, что с частотой сто раз в секунду Бог должен успевать изготавливать и сразу же вкладывать души в тела новорожденных или находящихся в утробе матери детей.  
Задача Бога усложняется тем, что делать это приходится одновременно в разных уголках Земного шара. А поскольку эта работа должна совершаться все время без перерыва (процесс рождения детей остановить ведь нельзя), значит и добрый Бог должен ее делать также непрерывно. Естественно, что времени на другие дела, в том числе такие важные как выслушивание молитв сотен миллионов людей, у него практически не хватает.  
На вопрос из чего бог изготавливает душу христианская Церковь и, в частности Русская православная Церковь, отвечает очень просто -- из душ родителей. Таково было решение пятого Вселенского собора (VI век н.э.). При этом, если образование тела происходит в утробе матери постепенно (в течение 9 месяцев), то душа, по учению Церкви, может твориться только мгновенно.  
Конечно же ни одна крупная Церковь не смогла оставить без ответа и вопрос о том, когда душа вкладывается Богом в тело ребенка.  
Русская православная Церковь разделяет идею творения Богом душ из ничего в то время, когда образуется и тело. Иначе говоря, Бог создав душу ребенка, вкладывает ее в зародыш не сразу после зачатия (значит он постоянно за ним следит !), а лишь спустя несколько недель, необходимых для формирования тела ребенка. Противоречивость христианских взглядов на процесс "одухотворения" зародыша человека этим не исчерпывается. Усиленно популяризируемый сегодня Русской православной Церковью религиозный философ Николай Бердяев считал, что душа не может твориться, т.е. создаваться в момент зачатия, что она не может быть и продуктом родового процесса. Он полагал также, что следует допустить предсуществование душ в духовном мире. И хотя Н.Бердяев эту мысль не развил, из его допущения следует, что Бог создавал души заранее (вот только когда? Видимо до сотворения Адама, т.к. потом он был все время занят распределением душ среди рождающихся детей), образовав как бы банк или хранилище душ, из которого он по мере надобности (успевая за одну секунду вынимать из него сто душ) доставляет их для одаривания детей. Разобравшись с вопросом о происходении нашей души, интересно узнать и о том, а вечна ли человеческая душа?  
В последнее время в связи с активизацией деятельности церковных организаций, увеличением информации о религиозных учениях чаще, чем прежде стала обсуждаться проблема бессмертия, вечной жизни.  
Вечной жизнью человек прежде всего наделял созданных им бесчисленных богов. Правда, бессмертными были не все боги, -- часть из них были, как и люди, смертны. Однако, люди не хотели забывать и себя: уж очень им не хотелось верить, что жизнь заканчивается смертью, после которой уже ничего нет. У многих народов мира существуют мифы и волшебные сказки в которых говорится о средствах оживления людей - мертвой и живой водой. Но вот незадача -- тело умершего человека, как и тело любого живого существа и растения гниет, разлагается и исчезает. А волшебной воды как не было, так и нет! Поэтому у всех народов мира, во всех религиях оживление, воскрешение связывается прежде всего с существованием вечной души.  
Так, в Библии, являющейся священной книгой для представителей трех религий -- иудаизма, христианства и ислама, а точнее в ветхозаветной книге Экклезиаста сказано: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его".  
В то же время для многих, наверное, будет удивительным узнать, что не всегда и не все считали что душа вечна. Так, согласно взглядам древне -- греческих философов Демокрита (V век до н.э.) и Эпикура (IV-III века до н.э.) тленья не избегает не только тело, но и душа. При этом сначала разлагается тело, а потом и душа. Подобный взгляд высказывали и стоики - которые полагали, что душа, хотя и остается жить после смерти тела, но с течением времени подвергается разрушению. Помимо двух противоположных, крайних взглядов на вопрос о бессмертии души, уже в древнейшие времена существовало верование в то, что бессмертной душой обладают не все люди, а только избранные. В частности, вожди. Сегодня такие взгляды разделяют некоторые примитивные племена. Например, по верованиям туземцев островов Тонга, их предводители после смерти переходят в божественном просветлении в страну блаженства Болоту, представители же простого народа наделены душами, которые умирают вместе с их телами. Избранными для вечной жизни их душ могут быть и лица, заслужившие на это право своей праведной жизнью и, прежде всего, конечно же особой любовью к богу. Согласно верованиям древних иранских племен -- последователей учения Ахурамазды (верховного божества в зороастризме) -- вечной жизнью наделяются только души праведников. А вот души грешников в "конце мира" будут истреблены. Таким образом, у одних душа вечна, а у других -- нет. Еще недавно у некоторых групп племени конго (Центральная Африка) бытовало представление о том, что души большинства людей смертны. У них существовало понятие о "двойной смерти", согласно которому умирало лишь тело, а душа ("мойо") некоторое время продолжала жить. Какое-то время души умерших обитали в деревьях, реках и озерах. В срок от нескольких месяцев для женщин и детей, нескольких лет для мужчин и нескольких десятилетий для вождя наступала вторая смерть - смерть их души. И только души отдельных выдающихся лиц считались вечно живыми. Еще проще решается этот вопрос когда у человека не одна, а несколько душ. Тогда одна ( или одни) душа может обладать вечностью, а другая (другие) остается смертной. Так, у племени индейцев кондов три души обладали бессмертием, а вот четвертой не повезло -- ей приходилось умирать вместе с телом.  
Что касается самой крупной по численности верующих Церкви - христианской (примерно 1,5 миллиарда верующих),-- считается, что вера в бессмертие души была присуща ей изначально. На деле же в течение веков среди отцов христианской Церкви царила удивительная разноголосица.  
Живший во втором веке н.э. отец Церкви Ириней Лионский учил, что душа не имеет абсолютного бессмертия, что "как тело само по себе не есть душа, но только принимает участи в жизни души, так и душа сама по себе не есть жизнь, но принимает потребную для себя жизнь от Бога". И такая точка зрения не была случайной. Ведь первые книги Ветхого завета не дают никаких серьзных оснований для веры в бессмертие души. Даже в Новом завете прямо говорится, что только Бог "единый имеющий бессмертие" (1Павл.Тимоф.6,16). Ссылаясь на это утверждение, богословы пытались обойти неизбежно возникающие противоречия. Действительно, если душа бессмертна по своей природе, то всемогущий Бог не может ее уничтожить. Однако, с богословских позиций думать так - кощунство. Чтобы не впасть в него некоторые теологи заявляли, что душа смертна и может существовать столько, сколько того захочет Бог. Титиан (II век н.э.) считал, что душа "имеет земное происхождение: сама по себе ничто иное, как тьма и нет в ней ничего светлого; по природе своей не бессмертна, но смертна и способна к разрушению". Другой отец христианской Церкви -- Тертуллиан (II-III века н.э.) вообще считал душу телесной. Некоторые богословы, например, Климент Александрийский - современник Тертуллиана, пытаясь избежать крайностей заявляли наподобие того, как это делали некоторые язычники, что душа -- сложная субстанция и состоит она из двух частей, одна их которых смертна, а другая -- нет.  
Такая путаница во взглядах христианских богословов связана прежде всего с тем, что в самой главной для христиан части Библии -- Новом завете -- слово "душа" имеет значение и смертного живого существа и бессмертного нематериального в человеке.  
Споры о сути души продолжались несколько столетий и хотя, в конце концов, христианская Церковь постановила считать, что душа человеческая бессмертна, но и по сей день вера в ее бессмертие так и не стала общепризнанной в этой самой крупной по численности верующих религии мира.  
Ну, уж наверное православная Церковь и, в частности, Русская православная Церковь твердо убеждена в бессмертии души, скажете вы. К сожалению это не так. В сборнике "Душа человеческая", изданном в 1992 году Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем, принадлежащим Русской православной Церкви, сказано совершенно однозначно: "...говоря о бессмертии души, нельзя со строгой необходимостью доказать бессмертие ее. Ибо тот, кто даровал душе несложность и простоту, может и совсем уничтожить душу". Так где же гарантия, что всесильный Бог ее не уничтожит?  
Такой гарантии дать не может никто. Даже сам Бог! Уж если консервативная православная Церковь не может подтвердить бессмертие души, то что спрашивается, взять с вольнодумствующих протестантов? Идею бессмертия души отвергают, например, две крупные христанские протестантские Церкви -- "Адвентисты седьмого дня" и "Свидетели Йеговы".  
Один из руководителей "Свидетелей Йеговы" И. Рутерфорд, желая подчеркнуть крайнюю степень неприятия идеи вечной, неуничтожимой души, даже заявил, что "мысль о бессмертии души родилась у Сатаны". Между живыми родственниками и их предками (их душами), как считают почти все народы мира, существует незримая, но тесная и постоянная связь. Души мертвых представляют интересы живых в ином мире, покровительствуют им и заботятся о них. В основном их "помощь" заключалась в обеспечении хорошего урожая сельскохозяйственных культур.  
Даже и сегодня, если человек не ощущает помощи от своего предка, он может обратиться к нему с упреком. Так, свази в Африке говорят:" Почему ты отвернулся от нас? Это плохо с твоей стороны. Заботься о нас так же, как мы заботимся о тебе!"  
В каких-то отдельных случаях "помощь предков" может не ограничиваться снабжением потомков хорошим зерном и травами, а доставлять с "того света"... различные товары. В это, например, свято верят папуасы острова Новая Гвинея, считающие, что различные вещи, полезные предметы и орудия труда (например, изделия из металла, используемые в домашнем обиходе, различная техника, тракторы, бульдозеры и т.д.), которыми обладают белые люди, присылаются с "того света" душами их умерших предков. Правда, чаще всего эти вещи до туземцев не доходят, т.к., по их мнению, их перехватывают белые люди. Интересно, что к своим предкам они относят и известного русского путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая. Папуасы уверены, что различные полезные вещи находятся и под могильной плитой захоронения этого обожествленного ими культурного героя.  
В свою очередь живые обязаны не только помнить о душах своих родителей и других умерших родственников, но и периодически делиться с ними плодами своего труда, оказывать знаки внимания, уважения и почтения. В противном случае родители все равно "возьмут свое" и вдобавок могут еще и нанести вред живым родственникам и их хозяйству. В связи с этим в недалеком прошлом индусы считали обязательным ежедневное кормление души умершего. Ему приносили в дар кувшинчик молока и рисовую лепешку, не забывали свежие цветы и даже воду для умывания. Все это клали в небольшое углубление в земле, специально выкопанное возле дверей дома. И сегодня в ряде мест Индии женщины ежегодно приносят пищу черепам своих родственников. Жена, например, глядя на череп мужа, лежащий прямо на земле, тихо разговаривает с его душой. При этом время от времени она прерывает рассказ, низко кланяется черепу и подносит ему блюда с рисом и фруктами.  
Большинство народов "кормят" души только своих родственников. Исключение, видимо, составляют лишь китайцы, которые, как это будет показано дальше, кормят также и души других людей. А вот родственники древних египтян, заботясь о благополучии душ своих бедных мертвецов, закапывали маленькие гробики, в которые вкладывали деревянные подобия мумии умершего, поблизости от богатого погребения, чтобы душа "ка" бедняка не голодала, а имела возможность питаться от жертвенных даров богача.  
А теперь посмотрим как чествуют души своих предков народы Азии. Одним из этих народов, у которых чествование предков превратилось в хорошо организованный, можно сказать, образцовый культ, являются китайцы. В день поминовения предков -- день Цин-мин -- еще в ХIХ -- начале ХХ века глава семейства с утра отбивал поклоны душам предков у домашнего алтаря, принося им в жертву, то есть угощая их 5, 8 или 10 блюдами с мясом, пельменями и вином. Затем члены семьи, захватив с собой приготовленную по этому случаю провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения -- курительные палочки, хлопушки и прочее, отправлялись к семейному кладбищу. Каждая семья старалась угостить своих предков как можно лучше.  
Китайцы преподносили душам своих предков то, что не додумался, пожалуй, ни один другой народ -- так называемые "жертвенные деньги" -- пачки специально изготовлявшихся в каждом доме нарисованных на белой бумаге "денег". А для того, чтобы эти деньги были для дорогих душ предков более желанными, на них нередко выливали чашку вина. Затем "деньги" сжигали -- только в таком сгоревшем виде они могли иметь хождение в загробном мире. Понятно, что сжигать настоящие деньги для этого было бы совсем ни к чему. Зато это вполне можно сделать с нарисованными. Можно не сомневаться, что души предков были весьма довольны, получая эти "жертвенные деньги", так как на них они могли купить себе много вкусных и полезных вещей.  
Если слушатели полагают, что посылка на "тот свет" бумажных денег, бумажной одежды и утвари -- это дела давно минувших дней, что уж сегодня-то люди не верят в то, что в загробном мире пользуются этими изделиями из бумаги, то они глубоко ошибаются. На острове Тайвань не просто разделяют древние верования о необходимости снабжения всем этим умерших, но и приводят эти представления в соответствие с современной жизнью. Если в старые времена китайцы изготовляли деньги для душ мертвых путем простого их изображения на бумаге, то их современники отказались от этой подделки и уже типографским способом печатают для этой цели специальные банкноты. На них, однако, нельзя купить акции или заказать ужин в ресторане. Они предназначены только для хождения в потустороннем мире.  
Обряды поминовения душ -- "Бон" еще недавно происходили и в соседней Японии. Трогательными, как и в Китае, были встречи и угощения "дорогих гостей". Но особенно им запоминались проводы. Судите сами. В последний день Бон готовили так называемые прощальные клецки, которые должны были поддержать силы душ предков перед их возвращением в загробный мир. А для того, чтобы души не заплутались отправляясь на "тот свет", в ночь полнолуния члены семьи выходили их провожать с зажженными фонарями. Иногда фонари вешали на высокую сосну, а затем, видимо для того, чтобы душа не залезла в чужую могилу, заботливо ставили ее и на могилу.  
Так же как и в Китае, в Японии души провожали не только к кладбищу, но и к воде. Для них спускали на воду фонарики с зажженными свечами. А для того, чтобы души не проголодались по пути в свой загробный мир, в ряде мест вслед им бросали в воду баклажаны, дыни и арбузы.  
Узнавая об обычаях и обрядах язычников по встрече, угощении и проводам душ предков, христианин лишь усмехнется -- что, мол, с них взять, с этих язычников. Но христианам не надо забывать, что их собственные обряды и обычаи, связанные с поминовением душ умерших, по сути -- языческие.  
Обычай кормления душ предков имеет давнюю традицию и на Руси. Древние славяне на пирах в честь умерших бросали куски... под стол. Они считали, что там присутствуют души умерших, которые питаются запахом и паром от мяса.  
В конце ХIII -- начале ХIV века на Руси в четверг приготовляли для душ умерших мясо, молоко, яйца. Для них же топили баню, лили воду на печь, сыпали посреди бани пепел, чтобы след остался, и приглашали: "мойтесь". Не забывали положить в предбаннике полотенце и чистое белье -- негоже чистым душам ходить в грязном.  
Еще в ХIХ веке среди славян имело место широкое распространение "кормления" мертвецов, приготовление для них ритуальной трапезы. У белорусов праздник "дзядов" (т.е. дедов) был одним из основных в системе их обрядности. В день поминовения умерших, в избах зажигались свечи, а окна и двери отпирались, чтобы души почивших могли войти. После молитвы семья садилась за стол, начиналась ритуальная трапеза. У бедных на том вечере было до семи блюд, у богатых же -- до одиннадцати и больше, но обязательно нечетное число (нечетное число связано с миром мертвых).Во время трапезы из каждого блюда откладывали понемножку на угол стола -- угощение для душ предков. Эта пища оставалась на скатерти нетронутой до самого утра.  
В прошлом веке, по свидетельству собирателя русских обычаев и обрядов М. Забылина, в Белоруссии, если поминовение умершего происходило вдали от кладбища, стол накрывали дома и по окончании поминок его хозяин вывешивал за окно полотенце. На конце полотенца остававшегося в избе ставилась рюмка водки или стакан воды и клалось по кусочку всех кушаний, приготовленных на поминки.  
На Украине души умерших угощали медом: после возвращения с кладбища на стол ставилась тарелка с медом. Слетающиеся на этот мед мухи принимались за души прилетевших полакомиться родителей. И все же по сравнению с китайцами, все это очень просто и ненавязчиво - видимо, души предков-славян ничем особым не проявляли себя -- не помогали одерживать победы и выращивать хорошие урожаи. Поэтому больших знаков внимания и не заслужили. А может быть славяне больше надеялись на себя самих, а не на чью-то помощь?  
Более усердно, чем в христианской Руси заботились о душах умерших в Западной Европе, в частности, в христианской Франции. После смерти Людовика ХIV, его восковое изображение было выставлено в его собственном дворце -- в этом облике он как бы продолжал там жить. Самое замечательное, что придворные, как и прежде, подавали ему обед. Лакеи накрывали стол и приносили блюда, метрдотель подавал салфетку высшему из присутствующих сановников для передачи королю, епископ, как и раньше, благословлял трапезу, к пустому креслу подавался умывальник с водой. Чередой подносились бокалы вина и, наконец, священник читал обычную благодарственную молитву, дополняемую траурным гимном. Какой прекрасный пример сочетания язычества и христианства!

Первым из  философов,  попытавшихся  привести  в  систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (III век).  Ориген считал,  что человек состоит  из духа, души и тела.

Дух не принадлежит  самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа же составляет  как  бы  наше  собственное  "Я",  она  является началом индивидуальности,  а  поскольку  свобода   воли  составляет важнейшее  определение  человеческой  сущности,  то именно душа,  по Оригену,  и выбирает между добром и злом.  По природе душа  должна  повиноваться духу,  а тело - душе.  Но в силу двойственности души,  очень часто низшая ее  часть  берет превосходство над    высшей,   побуждая   человека   следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается грешным существом,   переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет себе высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога и не от самой природы,  а  от  человека,  а точнее от злоупотребления свободой.

А ведь действительно  так! Очень известная вещь: в странах (или  каких-то  районах),  где меньше всего ограничена свобода действий,  как правило,  больше всего беспорядков. Как  это  не жалко  осознавать,  но  человек  действительно  злоупотребляет своей свободой, и ее необходимо  ограничивать.

В средневековой  философии  возникает  вопрос:  если  тело само по себе начало зла, то откуда же появляется средневековый аскетизм, особенно   характерный   для   монашества?  Аскетизм средневековья не  отказывается  от  плоти  как   таковой   (неслучайно убийство  в  средние  века считалось смертным грехом, то, кстати,  отличало  христианскую   этику   от,   например, стоической), а воспитание плоти с целью подчинить ее высшему -духовному началу. 

Свойства  сущности души.

К таковым относятся  следующие: нематериальность, или невещественность, бессмертие, или неуничтожимость, разумность, словесность и др.

Так, святитель  Григорий Нисский находил в душе множество богоподобных свойств:

"В душе  нашей мы можем усмотреть: троичность  Ипостасей, единство естества, единовременность, нераздельность, неприступность, неизбранность,  несозерцаемость, нерожденность,  рождение, исхождение, творчество, промышление, суд, неприкосновенность, бесплотность, нетление, неистребимость, бессмертие, вечность, необъяснимость, великолепие".

В другом месте  тот же святитель иначе говорит  о свойствах сущности души:

"Духовная  и бессмертная сущность твоей души, неименуемая и неведомая..."

"Мы  говорим, что душа проста, разумна  (словесна) и бессмертна" (psyche,л.1), -

(Феодорит Киррский).

Таким образом, можно обобщить, что сущность души самобытна, бессмертна, разумна, духовна, нематериальна.

Необходимость онтологического подхода в антропологии очевидна на фоне периодических кризисов в истории развития научной психологии. Думается, что причина этих кризисов в отсутствии онтологии. Если психика есть только деятельность, способность, энергия, функция, то без ответа на вопрос, какой сущности эти атрибуты (свойства), нельзя построить теорию науки, даже при блестящей эмпирике.

Одно из описанных  выше свойств - нематериальность - близко по своему значению к сложнейшей проблеме телесности души. 
 

3. Гипотеза предсуществования душ.

Эта гипотеза связана  в основном с именем александрийского учителя Оригена. Скажем сразу, что  учение Оригена о предсуществовании  душ Церковью было отвергнуто, так  что в православной антропологии ему нет места. Но если мы вглядимся в аргументацию Оригенова учения, то увидим, что гипотеза предсуществования была вызвана теми же трудностями, которыми и следующие гипотезы опровергаются. Иными словами, аргументация Оригена действительна, а  сама гипотеза неприемлема. Почему – увидим после.

Ещё одно соображение  заставляет нас рассмотреть это  учение, Церковью отвергнутое. Вернее, их два.

Во-первых, слишком  велико пленение сознания современного человечества идеями предсуществования  душ и их переселения перешедшее к нам из  восточных религий, так что даже в среде христиан возникает сомнение в верности церковного отвержения. Сомнения эти очень характерны для нашего времени – времени всеобщего увлечения “востоком”, увлечения эзотерикой и оккультизмом, где свобода души в астральном мире важнее, чем её реальная, собственно человеческая, жизнь. Нам тем важнее утвердить именно православное учение о душе,  что мы оказались в таком окружении, в православной России.

Во-вторых, Оригеново  учение подводит нас к отрицанию  богоподобной личности, её творческой и свободной сущности. И именно сейчас, в ХХ столетии, когда учение о личности становится центром антропологии, болезненно и недопустимо смешение с восточными учениями о человеке. Ориген, конечно, не сам вывел учение о предсуществовании душ. Греческая философия “Пифагора, Платона и Плотина” со всеми последователями утверждала, что “души существуют прежде тел, и что бесчисленное множество оных заключено в каком-то месте,… из которого…высылаются в тела”. Из христиан к этому учению примкнули некоторые еретики (в основном – гностики) “Карпократ, Каиане, Прадик, Епифан, Антитанты и Евтихиты”. Но главным авторитетом этого учения стал Ориген:

“Прежде [начала] времён все были чистыми умами  — и демоны, и души, и ангелы ... оставались души, согрешившие не столь много, чтобы стать демонами, но в то же время не столь незначительно, чтобы соделаться ангелами. Итак, сотворил [Бог] сущий мир, и душу соединил с телом для наказания ... Ясно, что каждый наказывается по тому, как согрешал: демон содеял одно, душа —  другое, ангел — третье. И если бы это было не так, и души не существовали прежде [тел], то почему тогда и среди новорожденных встречаются слепые, хотя они не согрешили, между тем как другие  родились без всякого изъяна? Но очевидно, что предшествовали душам некоторые  

грехи, вследствие которых каждая [из них] получает по достоинству ... потому и названо  тело “телом” (demas) что душа прикреплена  к телу”.

Здесь есть одна интересная черта:  “Все были чистыми умами – и демоны, и души, и ангелы”. Некогда, до падения Денницы, все ангелы, которые потом стали одни демонами, другие ангелами, были чисты, то есть безгрешны. Но, вероятно,  о душах в этом смысле сказать трудно, ибо их еще могло вовсе и не быть. Но, онтологически, эта черта вполне православна, она встречается и у других авторов. Так писал преподобный Исаак Сирин:

“Души … видят  сии три чина, т.е. чин низший их [демонов], чин высший их [ангелов] и  друг друга”,

– святой подвижник  явно видит “три чина” в однородном существе.

“Ангелы суть невидимые, бесплотные духи, составляющие умный мир… . Души тоже суть существа духовные и разумные, невидимые и невещественные.”

Родство душ, ангелов и демонов — не просто метафизическое сравнение, но онтологическое утверждение духовной природы души. В этом с Оригеном согласно большинство отцов и учителей Церкви. Но суть Оригенова учения – бытие души до бытия человека с одной стороны, и грехопадение души до своего вселения в тело:

“В некотором  своего рода государстве обитает  некое племя душ, живущее по [законам] жизни телесной в тонком и удобоподвижном [качестве] своего естества в общении со всем окружающим. Установлены там и признаки [распознания] зла и добра. И душа, которая пребывает в добром, остается при теле, не изведавшем соития. Души, которые по некоей склонности к злому теряют [свое] оперение, оказываются в телах: сперва в человеческих, [но] потом, по причине столь многого общения с бессловесными животными страстей, омертвляются ... и далее ниспадают до самой природной и бесчувственной жизни.” (psyche, л. 8)

“Душа, … ниспав со своей премирной высоты, она при падении облекается в ту или иную плоть…”.

Души при вселении в тела уже имеют свою историю, т.е. “свой счёт” падений или  озарений. Одни души входят падшими  до скотского состояния, другие –  наученные Св. Духом.

“Если душа человека, которая, будучи человеческой, конечно, ниже [ангельских душ —  Перев.], представляется не вместе с телом созданной, но вложенная [в тело] особым образом и извне, то тем более [это справедливо]  в отношении тех одушевленных созданий, которые называются небесными. Что же до людей, то как считать созданной одновременно с телом душу того, кто запял своего брата еще в материнском чреве, т. е. Иакова? Или как создана вместе с телом душа того, кто еще прежде [находясь в материнском чреве исполнился Духа Святого — дополнено издателем текста ] ... ? Как  же с телом создана ... душа  ... того, о ком говорится, что он был отмечен Богом прежде образования в материнской утробе? ... Не показалось бы кому, что Бог не по суду и не по заслугам исполняет иных Духа Святаго и не по заслугам освящает [их]! И как убежим от гласа того, кто сказал: “Неужели есть неправда у Бога? Никак!” [Рим. 9:14] А ведь именно это [т. е. умозаключение о неправде у Бога — Перев.] следует из довода, который утверждает извечное существование души с телом”. (psyche, л. 7) 

“Среди душ, пребывающих в теле, есть те, что  прежде появления на свет [в человеческом теле — Перев.] научены были у Отца и слушали Его; они-то и приходят к Спасителю”.

Более того, Ориген предположил, что души обладают свободой нравственного делания или падения вне человеческой жизни, но и в ангельском мире, и демонском.

“Поскольку  мы сопоставили души, устремляющиеся от этого мира в преисподнюю, с  теми, которые, нисходя с высшего  неба к нашим обиталищам, оказывапются в некотором смысле мертвыми,  надлежит путем тщательного исследования выяснить, нельзя ли то же установить и относительно рождения отдельных [душ]? Иными словами: каким образом души, которые рождаются на этой нашей земле, либо восходят к  более высоким [местам] и приемлют человеческую плоть, устремляясь от преисподней к лучшему, либо от лучших мест к нам нисходят? Также, быть может, и теми местами, что находятся выше на тверди, владеют другие души, которые от наших жилищ переходят в лучшие; иные же [из них], которые от небесных [обителей] ниспали до тверди, не совершили таких грехов, чтобы быть изверженными в более низменные места, населенные нами.”

Души  могут “опускаться” и “возноситься”, превращаться в “духи” и в демонов. Гипотеза “нисхождения и восхождения”, очень похожая на гностические блуждания эонов ниспадающей творческой эманации божества, развита даже до применения её к Христологии.

Информация о работе Откуда взялась душа