Отличие речи человека как средства общения от речи животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является сравнение речи человека и животных.
Задачами являются описание речи человека, характеристика речи животных.

Содержание

Введение
3
1. Речь: понятие, функции, виды 4
2. Особенности языка человека 10
3. Особенности языка животных 13
4. Сравнение коммуникационных систем человека и животных 16
Заключение
20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Филёвой.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Сравнительную характеристику каналов  связи речи животного и человека можно представить в виде таблицы: 

Таблица 1

 
Канал связи

 
Животные

 
Человек

 
Тактильный

 
Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Например, в колониях термитов существуют слепые термиты-рабочие, у которых развит тактильный канал  коммуникации. 
 
Имеет значение у млекопитающих. Тактильный контакт с раннего детства служит у высших приматов основой представления о себе.

 
У человека тактильная информация выступает  на первый план на первых этапах онтогенеза. Тактильная коммуникация имеет большое  значение в сфере сексуальных  отношений, а также выступает  основным информационным каналом у  людей с различными дефектами  зрения, речи или слуха. Тактильные контакты у человека связаны с  ощущением единства с группой. Тактильный канал имеет большое значение при установлении контактов с  животными.

 
Химический

 
Особенно развит у насекомых и  млекопитающих. Напр. когда животные метят территорию, издают сигналы  тревоги.

 
У человека обоняние развито слабо, поэтому роль запахов невелика. Человек  создаёт искусственные запахи с  целью коммуникации. Человек различает  запахи растений.

 
Визуальный

 
Связь при помощи зрительных сигналов характерна для позвоночных животных и головоногих моллюсков, что связано с развитостью органов зрения. Большую роль в визуальной коммуникации играют движения. Наиболее совершенная коммуникационная двигательная система существует у пчёл. Танцы пчёл изучались немецким физиологом Карлом Фришем (получил за свои исследования нобелевскую премию).

 
Морфологические особенности человека связаны с особенностями его  невербальной коммуникации. Невербальные жесты различны в разных человеческих культурах. Значение визуальной и двигательной коммуникации ограниченно. Человек может понимать цветовые сигналы животных (например, чёрно-жёлтую расцветку пчёл)

 
Аудиальный

 
Звуковые сигналы имеют ряд  преимуществ: звуки более дифференцированы, чем запахи, и могут гораздо  точнее отражать состояние животного. Аудиальная коммуникация – наиболее универсальный тип коммуникации, наиболее распространённый, присущий практически всем животным. У горбатых китов звуковая коммуникация происходит в форме песен, они могут слышать  их на расстоянии нескольких сотен  километров. У земноводных и пресмыкающихся данный канал развит гораздо меньше, чем у других животных.

 
У человека аудиальный канал представлен  речью – второй сигнальной системой, присущей только человеку.


 

 

Заключение

Цель контрольной работы была достигнута, задачи решены. В сравнительной  характеристике речи животных и человека существует огромное  множество  различий.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия. [5, с. 156]

Ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут  при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее  о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых  шагах для их осуществления.

Человеческая речь отличается от средств  общения других животных тем, что  она позволяет передать представление  также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому с помощью  речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых или  будущих событиях, даже если они  не имеют ничего общего с собственным  опытом говорящего.

Однако, главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, - это способность ребенка уже  в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые  в большинстве случаев ребенок  ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для  него и для окружающих определенное значение.

Преимущество человека перед другими  животными состоит так же в  его чрезвычайно высокой способности  к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, - речь.

Таким образом, почти у всех животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь  может сообщать об опасности, привлекать потенциального брачного партнера или  запрещать проникновение на свою территорию. Но все эти крики связаны  с теми или иными явлениями  действительности не по их объективно сходным признакам, а лишь по сходству инстинктивного отношения к ним  животного. Они относятся не к  самим предметам действительности, а связаны с теми субъективными  состояниями животного, которые  возникают в связи с этими  предметами.

И только для человеческого существа речь - это действительно важное средство, к которому он прибегает, и когда ему нужно разумно  аргументировать свое отношение  к разным жизненным проблемам, и  для того что бы передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями  и внутренними состояниями или  просто получать удовольствие от разговора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бодалев А. А. Психология общения. – М.: Изд-во МПСИ, 2002. – 320 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2006.-1136 с.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 368 с.
  4. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 345 с.
  5. Психология и педагогика: учебное пособие / Под общей редакцией Жукова К.С., Монжиевской В.В. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 530 с.
  6. Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов. Уч. пособие для студентов вузов. – М.: Наука, 2000. – 246 с.
  7. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 386 с.

 


Информация о работе Отличие речи человека как средства общения от речи животных