Отрасли фундаментальной и прикладной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:34, реферат

Краткое описание

Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно представляют себе, как много они знают. Поэтому преподавание психологии является важным средством систематизации психологических знаний.
Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:
1) предмет, с которым они связаны;
2) связи с другими отраслями знания;
3) общие или частные проблемы, которые они изучают;
4) методы, которые они используют.

Вложенные файлы: 1 файл

Отрасли фундаментальной и прикладной психологии.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

 Наибольшее внимание  в рамках возрастной психологии  традиционно уделяется вопросам  детского развития. Кроме того, выделяют  психологические проблемы следующих  возрастных этапов: отрочество, юность, зрелость, старость [2].

Психология детства базируется на теории, основные положения которой  были сформулированы Л.С. Выгодским  в 20-30-е гг. XX в. и развиты позже  А.Н. Леонтьевым. Суть их состоит в  том, что главное влияние на развитие ребенка оказывает окружающая социальная среда, а его биологические особенности (наследственность, физиология и т.п.) являются лишь условиями для больших  или меньших «достижений» [4, 6, с.52]. Отношения с социальной средой меняются с возрастом. Вместе с этим меняется и роль среды в развитии человека.

Педагогическая психология тесно связана с психологией  детства, отрочества, юности. Она является разделом прикладной психологии, изучающим  закономерности обучения и воспитания человека. Здесь рассматриваются  проблемы управления процессом усвоения знаний, приемы и навыки интеллектуальной деятельности, выявляются психологические  механизмы большей или меньшей  результативности процесса обучения, а также особенности выстраивания взаимоотношений учащихся между  собой, с преподавателями и родителями и ряд других вопросов [2].

Специальная психология нацелена на познание психологических проблем  людей с отклонениями в развитии. К таковым относятся врожденные дефекты мозга (олигофренопсихология), серьезные дефекты слуха (сурдопсихология), слепота или сильно ослабленное  зрение (тифлопсихология), психические  заболевания (патопсихология) [2].

Сравнительная психология занимается изучением сходного и отличного  в психической деятельности человека и животного, проблемой соотношения  социального и биологического в  поведении человека.

2.3 Психология различных видов  трудовой деятельности

Психология труда исследует  психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические  основы научной организации труда. Исследования психологических особенностей трудовой деятельности включают познание закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение значимости особенностей производственной обстановки для психологического состояния  работника и эффективности его  производственной деятельности. Психология труда включает в себя ряд специализированных отраслей, ориентированных на

 

конкретные виды производственной деятельности: инженерная, авиационная, космическая психология.

Инженерную психологию можно  рассматривать как часть психологии труда, которая в нашей стране была выделена в самостоятельную  ветвь в середине XX в. Задачей  инженерной психологии было изучение процессов и средств информационного  взаимодействия между человеком  и машиной в целях обеспечения  быстрого и правильного принятия решений оператором.

С некоторой долей условности в эту группу может быть отнесена и психология спорта, давно ставшего специфическим видом профессиональной деятельности. В рамках этого направления  рассматриваются психологические  особенности личности и деятельности спортсменов как ресурсы достижения высоких профессиональных результатов; изучаются средства повышения эффективности  тренировочного процесса и проблемы, связанные с выступлением на соревнованиях.

2.4 Психология в медицинской  практике

Психология здоровья как  самостоятельная психологическая  отрасль возникла в зарубежной психологии в конце 70-х гг. XX в. Она была определена как комплекс специфических психологических  мер, нацеленных на профилактику отдельных  заболеваний, мобилизацию личностных факторов на предотвращение и лечение  болезней, выработку стратегий здорового  образа жизни. В область интересов  психологии здоровья входит ряд проблем, в том числе: а) представления  о здоровье в разных культурах; б) психологические методы мотивирования  к здоровому образу жизни; в) психологические  механизмы здорового поведения; г) психологические механизмы стрессоустойчивости; д) психологическая помощь при завершении жизненного пути и др. [1]

Медицинская психология –  изучает влияние психических  факторов на возникновение и течение  болезней, на процесс выздоровления  людей. Она делится на две основные области: 1) применение психологии в  клинике нервно-психических заболеваний; 2) применением психологии в клинике  соматических заболеваний. Медицинская  психология объединяет усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и играет большую роль в развитии самой  психологической науки, поскольку  в патологии нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в  норме.

Психотерапия - это система  лечебного воздействия на психику, а через нее – на весь организм и поведение больного. Имеется  и более широкое понимание  психотерапии, при котором в ее «зону ответственности» включается психологическая помощь здоровым людям  в ситуациях разного рода психологических  затруднений, а также при наличии  потребности улучшить качество собственной  жизни [6,с.312]. Психотерапевтическая помощь оказывается на индивидуальном уровне или в группах. Групповая психотерапия обычно проходит в форме игр и  дискуссий в различных видах  и сочетаниях.

2.5 Некоторые другие ветви прикладной психологии

Психология взаимодействия с окружающей средой существует в  качестве самостоятельного подразделения  прикладной психологии в зарубежных научных школах более 30 лет. Главным  стимулом к ее возникновению стало  осознание серьезных экологических  проблем глобального, регионального  и локального масштабов. Наиболее важными  направлениями исследований этой ветви  признаются (1): а) восприятие человеком  своего социоприродного окружения  в связи с культурными, ценностными  установками и приобретенными убеждениями; б) соотношение качества жизни и  стресса, создаваемого окружающей средой; в) изучение особенностей

 

поведения, наносящего наибольший ущерб окружающей среде; г) психологическая  поддержка политики в области  управления проблемами окружающей среды.

Психология чрезвычайных ситуаций (ЧС) складывается из изучения особенностей поведения людей при  их наступлении и психологических  последствий их возникновения для  тех, кто оказался там случайно или  по служебной необходимости. Возникновение  этой ветви прикладной психологии связано  с нарастающим числом ЧС и людей, вовлеченных в них прямо или  косвенно. К ЧС относятся стихийные  природные бедствия, техногенные  катастрофы, террористические акты и  военные действия. Ее задачи – выработка  методик оперативной психологической  помощи, психологическая реабилитация жертв и преодоление отложенных последствий регулярных профессиональных стрессов спасателей.

Заключение

Современная психология представляет собой сложную систему направлений, ветвей, разделов, в которых ее многообразные  проблемы рассматриваются с разной степенью фундаментальности, на разном уровне обобщения фактического материала, с различными целями.

Многие разделы как  фундаментальной, так и прикладной психологии имеют тесные и необходимы связи с другими науками. Фундаментальная  психология наиболее тесно связана  с рядом разделов биологии (анатомия, гистология, физиология, генетика, этология, экология и др.) и медицины (биомедицина, геронтология, нейрохирургия, педиатрия, психиатрия и др.). Прикладная психология активно использует научный потенциал  тех областей знания, в которых  требуются ее методы или рекомендации.

Структура современной психологической  науки не остается застывшей, закрытой для дополнения новыми ответвлениями, возникновение которых отвечает новым проблемам, встающим перед  обществом. Часто эти новые разделы  возникают не только в областях контактов  психологии с другими областями  знания, но и на стыке различных  направлений или ветвей самой  психологии.

 

 

Список литературы

 

1.  Андреева Г.М. Социальная  психология. М. МГУ. 1980. с. 391.

2.  Ефимова Н.С. Основы общей  психологии. М.: ФОРУМ - ИНФРА-М. 2011.С.9 -13.

3.  Лебедева Н.М. Введение в  этническую и кросс-культурную  психологию. М.: Старый сад. 1998. с. 316.

4.  Щербатых Ю.В. Общая психология. М., СПб. Питер. 2010.С. 16-19.

5.  Шмелева И.А. Введение в  профессию. Психология. М.: ЭКСМО. 2010. С.114 – 146.

6.  Психологический словарь.  М.: Педагогика – Пресс. 1996. с.439.

7.  Хронология юридической психологии.


Информация о работе Отрасли фундаментальной и прикладной психологии