Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:12, курсовая работа
Задачи, которые предстоит решить в ходе исследования:
1. Сделать анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть классификацию ощущений.
3. Определить роль ощущений в жизни человека.
4. Изложения методик изучения ощущение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. «Проблема ощущений как фундаментальный процесс отражения и познания окружающей действительности»...............................................................................4
1.1. Ощущение как психический процесс………………………………………….4
1.2. Роль ощущений в познании окружающей действительности………………19
2. Методики изучения ощущения…………………………………………………21
2.1. Абсолютный порог зрительного ощущения…………………………………21
2.2. Абсолютный порог слухового ощущения……………………………………22
2.3. Тактильное ощущение………………………………………………………...22
2.4. Порог различения массы………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….24
Приложение…………………………………………………………………………25
Кафедра психологий
Ощущение как фундаментальный процесс отражения и познания окружающей действительности.
Курсавая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. «Проблема ощущений как фундаментальный
процесс отражения и познания окружающей
действительности».............
1.1. Ощущение как психический процесс………………………………………….4
1.2. Роль ощущений в познании окружающей действительности………………19
2. Методики изучения ощущения…………………………………………………21
2.1. Абсолютный порог зрительного ощущения…………………………………21
2.2. Абсолютный порог слухового ощущения……………………………………22
2.3. Тактильное ощущение……………………………………………………….
2.4. Порог различения массы……………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение-это простейший психический процесс, состоящий в отражений отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействий материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Однако, не смотря на очевидность этого понятия, в настоящее время внимание многих психологов привлечено к проблемам ощущений. Неоднократно высказывались сомнения в этом основном утверждений. Например, в прошлом,
философы - идеалисты не редко высказывали мысль о том, что продленным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояния сознания, способность разумного мышления, которые заложены от природы и не зависимы от притока информаций, поступающей из внешнего мира.
Однако, философы - идеалисты и психологи утверждали, что ощущения отделяет человека от внешнего мира, являясь непреодолимой стеной между ним и внешнем миром. Теория приводила к утверждению что человек не может воспринимать объективный мир и единственной реальностью является субъективный процессы, отражающие деятельность его органов чувств, которые и создают субъективно воспринимаемые «элементы мира».
Ощущение-это психический процесс, отражения отдельных свойств, предметов и явлений при непосредственном воздействий на органы чувств. Все это не случайно, так как ощущение позволяет человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешнем миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.
Цель исследования: исследование особенностей ощущений как фундаментального процесса отражения и познания окружающей действительности.
Объектом исследования является ощущения как процесс познания окружающей действительности.
Предмет исследование - особенностей ощущения.
Задачи, которые предстоит решить в ходе исследования:
1. Сделать анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть классификацию ощущений.
3. Определить роль ощущений в жизни человека.
4. Изложения методик изучения ощущение.
1. «Проблема ощущений как фундаментальный процесс отражения и познания окружающей действительности»
1.1. Ощущение как психический процесс
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.
В эволюции живых существ ощущения возникла на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материй избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменениям внутреннего состояния и внешнего поведения.
По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей.
Жизненная роль ощущения состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводит до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состояний внешней и внутренней среды, наличий в ней биологический значимых факторов.
Структура приема информаций включает
следующие этапы: Р-ОЧ-НИ-ОЩ-ЦВ-ЦВ-(ЭП)-ОП-(М)-
Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатывается там и формируется отдельные ощущения (ОЩ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем при мысленном сопоставлений текущей информаций и прежнего опыта, посредственном мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информаций. Ощущение- объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояний нервной системы и индивидуальных особенностей. Анатомо-физиологической аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки в их ощущения называют анализатором. /1/
Физиологической основой ощущения является условно-рефлекторные связи возникшие в пределах одного анализатора.
Анализатор состоит из трех частей:
Рецепторы - орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, легче, чем прочие органы или нервные волокна, поддается раздражению; он отличается особенно низкими порогами раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока. В этом первая особенность рецептора как специализированного аппарата: обладая особенно большой чувствительностью, он специально приспособлен для рецепции раздражений.
При этом рецепторы приспособлены для рецепции не любых раздражителей. Каждый рецептор специализируется применительно к определенному раздражителю. Так, образуются трагорецепторы, приспособленные к рецепции прикосновения, густорецепторы - для рецепции вкусовых раздражений, стиборецепторы - для обонятельных, приспособленные для рецепции звука и света фоно- и фоторецепторы.
Таким образом, специальная приспособленность к рецепции раздражений, выражающаяся в особо высокой чувствительности, - во-первых, и приспособленность к рецепции специальных раздражителей, т.е. специализация рецепторов по виду раздражителей, - во-вторых, составляют основные черты, характеризующие рецепторный аппарат. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;
3) подкорковых и корковых отделов
(мозговой конец) анализатора, где
происходит переработка
Б.Г.Ананьев ввел понятие сенсорной организаций личности, понимая под этим терминам уровни психофизиологического функционирования анализаторных систем и индивидуальные особенности их объединения в комплексы. Сенсорная организация личности, с одной стороны, связана с базальными психологическими свойствами организма, прежде всего с типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Уровень порогов чувствительности выделен как один из критериев отнесения индивида к тому или иному темпераменту. Естественно, что уровни развития чувствительности от деятельности, начиная с игры, с овладения ребенком своим телом. Таким образом, сенсорная организация личности развивается под влиянием внешних условий и природных индивидуальных предпосылок развития личности. /3/
Сенсорная организация личности оказывает влияния на развитие более высоких структур познавательной активности и поведения человека.
Ощущения в процессе практической деятельности приобретают важнейшие человеческие качества, формируется его основные виды, свойства.
В корковом отделе каждого анализатора имеется ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Ядреная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов, Тем самым обеспечивается участие отдельном акте ощущения большой части всей коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализатора и синтеза, например дифференцирует звуке по высоте. Рассеянные элементы связаны с функций грубого анализа, например, различения музыкальных звуков и шумов.
Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствует определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и другим органам чувств.
Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и.т.д.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействия раздражителя на рецептор вызывает появления раздражения. Начало этого раздражения заключается в превращений внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем цвет, звук, вкус или другие качества раздражителей. Таким образом, ощущение есть превращение энергий внешнего раздражителя в факт сознания.
Анализатор составляет
Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущения исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или "модальности". /4/
По характеру отражению и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:
Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательные, вкусовые рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные.
В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями, входит вполне самостоятельный вид ощущений - температурных. Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значения для всего процесса терморегуляций и теплообмена между организмом и окружающей средой.
Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.
Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, из рецептора, который дает ощущения данного качества или "модальности".