Ощущение как фундаментальный процесс отражения и познания окружающей действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, которые предстоит решить в ходе исследования:
1. Сделать анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть классификацию ощущений.
3. Определить роль ощущений в жизни человека.
4. Изложения методик изучения ощущение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. «Проблема ощущений как фундаментальный процесс отражения и познания окружающей действительности»...............................................................................4

1.1. Ощущение как психический процесс………………………………………….4
1.2. Роль ощущений в познании окружающей действительности………………19

2. Методики изучения ощущения…………………………………………………21

2.1. Абсолютный порог зрительного ощущения…………………………………21
2.2. Абсолютный порог слухового ощущения……………………………………22
2.3. Тактильное ощущение………………………………………………………...22
2.4. Порог различения массы………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………….24

Приложение…………………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.раб.1 курс.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения давления, тепла, холода и боли.

Большую роль в вкусовых ощущениях играет процесс компенсации т.е. заглушение одних вкусовых ощущений (соленое) другими (кислое).

Наряду с компенсацией в области вкусовых ощущений наблюдаются также явления контраста. Например, ощущение сладкого вкуса сахарного раствора усиливается от примесей небольшого количества поваренной соли.

Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги других рецепторных систем, например на остроту зрения и слуха, на состояние кожной чувствительности и проприоцепторов.

Слуховые ощущения. Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Во-вторых, по частоте или продолжительности периода колебаний. В-третьих, формой колебаний.

Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся акустической частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах.

В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.

Основными свойствами всякого звука являются:

1. его громкость,

2. высота,

3. тембр.

При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.

Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости.

Зрительные ощущения. Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее "опредмеченны", объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет "вообще", а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии имеют ту или иную форму, величину и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.

В зрительных ощущениях отчетливо проявляются все основные психофизиологические закономерности рецепторной деятельности - адаптация, контрастность, последействие, так же как и взаимодействие.

Адаптация глаза заключается в приспособлении глаза к воздействию световых раздражителей. Вследствие различного характера адаптации отдельных участков сетчатой оболочки глаза возникает явление последовательного контраста.

Под последовательным контрастом разумеются временные изменения в цветовом ощущении, которые возникают вследствие предварительного действия на определенные участки глаза световых раздражителей. /2/

Общие свойства ощущений. Ощущение-это форма отражения адекватных раздражителей. Так, адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, характеризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 770 миллимикронов, которые трансформируется в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение. Слуховое ощущения -результат отражения воздействующие на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20 000. Тактильные ощущения вызывается действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особое значение для глухих, вызывается вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако, различные виды характеризуется не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относится качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество- это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные -по насыщенности, цветовому тону и.т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материй.

Интенсивность ощущения его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она так же определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражители и его интенсивностью. При воздействий раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который носит название латентного (скрытого) периода ощущения. Латентный период для различных видов ощущений не одинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых-370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после внесение на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает одновременно с прекращением последнего. Это инерция ощущений проявляется в так называемом последствий.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать назвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерций зрения, на сохранений зрительного впечатления в течений некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется по времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источников света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И.Гёте в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне аошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и ярко-красным корсаже, я пристально посмотрел на неё, стоявшая в полусумраке на некотором расстояний от меня. После того как она от туда ушла, я увидел на противоположном от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны ».

Появление последовательных образов можно научно объяснить. Как известно, в сетчатке глаза предпологает наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляется и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утомляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот же участок сетчатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость и мы видем сине-зеленый цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение несколько секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течений  нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.

Подобное явление имеет место и в других анализаторах. Например, температурные, болевые, вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Конкретные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более развитой и менее точной, чем тактильных.

Чувствительность. Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым или явлениям, т.е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Раздражители меньшей силы, так называемые Подпороговые, не вызывают возникновения ощущений и сигналы о них не передаются в кору головного мозга.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайне мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения.

Очень высокая чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показано опытами С.И. Вавилова (1891-1951), способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергий. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 км. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100-10 000 000 раз больше энергий, чем при зрительных или слуховых ощущениях.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения верхнем абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительность раздражения и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе качеству. Минимальное различие между двумя раздражители, вызывающие едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878), проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что разностная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Так, если на руке лежит груз в 100 граммов, то для возникновения едва заметного ощущения увеличения веса необходимо добавить около 33,3 грамма. Таким образом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.

Немецкий физик Г.Фехнер предложил положение, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастаний силы раздражителя в геометрической прогрессий интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессий (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Понятие разностной чувствительности используется не только для характеристики различения раздражителей по интенсивности, но и по отношению к другим особенностям некоторых видов чувствительности. Например, говорят о чувствительности к различению форм, размеров и цвета зрительно воспринимаемых предметов или о звуковысотной чувствительности.

Адаптация. Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптаций.

Адаптация или приспособление - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления: Адаптацией называют притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из пулеметной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, тогда сначала бывают ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.

Информация о работе Ощущение как фундаментальный процесс отражения и познания окружающей действительности