Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:12, курсовая работа
Задачи, которые предстоит решить в ходе исследования:
1. Сделать анализ литературы по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть классификацию ощущений.
3. Определить роль ощущений в жизни человека.
4. Изложения методик изучения ощущение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. «Проблема ощущений как фундаментальный процесс отражения и познания окружающей действительности»...............................................................................4
1.1. Ощущение как психический процесс………………………………………….4
1.2. Роль ощущений в познании окружающей действительности………………19
2. Методики изучения ощущения…………………………………………………21
2.1. Абсолютный порог зрительного ощущения…………………………………21
2.2. Абсолютный порог слухового ощущения……………………………………22
2.3. Тактильное ощущение………………………………………………………...22
2.4. Порог различения массы………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………….24
Приложение…………………………………………………………………………25
Описанные два вида адаптаций можно объединить термином негативная, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.
Адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптаций свойственны некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.
В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптаций является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существовании негативной болевой адаптаций, а, напротив, действует все сильнее с течением времени. Однако, новые факты свидетельствуют о наличии полной негативной адаптаций к уколом иглы и к интенсивному горячему облучению.
Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегать лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темной адаптаций достигает нескольких десятков минут), обонятельный и вкусовой.
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые и сильные) воздействует на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Явление адаптаций можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействий на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящихся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.
Явление адаптаций объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других органов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукций).
Интенсивность ощущения зависит не только от силы раздражителя и уровни адаптаций рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в других противоположных процессах: повышений и понижений чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия-это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Явление синестезий - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира. /4/
1.2. Ощущения в жизни человека
Ощущения – выступают как важнейшие компоненты человеческой жизни. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, человек должен воспринимать мир. Следовательно, без участия ощущения полноценная человеческая жизнь невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующей на его поведения продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающей во внутренней или внешней среде.
Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений разнообразную информацию о состояний внешней и внутренней среды.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и неиссякаемый ее поток. В результате возникает адекватное отражения окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируется нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреций, за настройку самих органов чувств и.т.п. И вся это чрезвычайно сложная работа, состоящих из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Известный русский врач С.П. Боткин описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руке. Когда больная закрывала глаза и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.
Человеку все время необходимо получать сведенья об окружающем мире. Приспособления мира окружающей среде предполагает постоянно существующий некоторый информационный баланс между организмом и средой. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недозагрузка, которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Опыты по частичной сенсорной изоляций, например изоляция от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдается нарушения тактильной, болевой, температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергающихся воздействию монохроматического света, появлялись зрительные галлюцинаций. Эти и многие факты свидетельствует о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений. /5/
2. Методики изучения ощущения
Методика. 2.1. «Абсолютный порог зрительного ощущения»
Задача исследования. Определение абсолютного ощущения и его особенностей у разных лиц.
Оборудование.
Порядок исследования. Проводится с несколькими лицами, в комнате, освещенной хорошо и обязательно одинакова для всех исследуемых. Последующие исследований должны отсутствовать при исследований предыдущих.
Инструкция исследуемому.
«Я повешу на доску эти таблетку с кругом, на котором есть разрыв. Теперь встеньте в конце комнаты, на расстояний, несколько большем 5 м и повернитесь спиной ко мне. Когда я дам команду «Начинайте!», повернитесь и медленно приближаясь к доске, старайтесь увидеть в полную сторану коьцо обращено разрывом. Как только увидите, остоновитесь, положите рукой направление разрыва и не трогайтесь с места. Поняли?... Начинайте!».
Учет результатов.
При наблюдений следует установить, спокойно или напряжено всматриваться исследуемый в обьект.
При опросе выяснить, когда он остановился: совершенно отчетливо увидев разрыв или только догадавшись количественные показатели получают измерением расстряния (в сантиметрах), с котрого исследуемый впервые правильно увидел направление разрыва, у всех исследуемых при каждом повторном эксперименте оно должно меняться. Эксперимент повторяется 5 раз.
Анализ результатов.
Метод позволяет оценить изменение порога зрительного ощущения у исследуемого в результате утомления и определить его различие у разных лиц. Чем больше расстояние, с которого исследуемый увидел направления разрыва, тем ниже его обсалютный порог зрительного ощущения и тем выше чувтсвительность.
Если исследуемый видет разрыв кольца Ландольта с расстояния m=5 м , т.е. под углом в 1 , то его острота зрения 03=1, если же с меньшего расстояния, то она определяется по формуле Дондерса.
Методика. 2.2. «Абсалютный порог слухового ощущения»
Задача исследования: Определение абсодлютного порога слухового ощущения при помощи звукоаого генератора методом минимальных изменений, сравнение его у разных лиц.
Оборудование: Звуковой генератор с наушниками.
Порядок исследования: Экспериментатор, вращая диск генератор по часовой стрелки, ослабляет его. Величина раздражения постепенно увеличивается до того момента, когда исследуемый впервые перестанет слышать его.
Инструкция исследуемому: «Наденьте наушники, отвернитесь от прибора. Я буду подовать звук, а вы должны ответить: «Слышу», когда слышате его, и «Не слышу», когда перестанете слышать».
Учет результатов: Наблюдение ведется за поведением исследуемого. При опросе надо выяснить, уверенно он реагировал на звук.
Количественные показатели сводят в протокол (отмечая знаком «плюс» покозания «Слышу» и знаком «минус»-«Не слышу») (смотри протокол №1)
Анализ результатов: Абсолютный порог слухового ощущения Е определяется по формуле:
где Е1-показания генератора, соответствующие появлению слышимости при усилений звука,
Е2-при его ослаблений.
Методика. 2.3. «Тактильное ощущение»
Задача исследования: Определение абсолбтного порога кожного ощущения при помощи эстизиометра методики минимальных изменений, сравнение его у разных лиц.
Оборудование: Эстезиометр.
Порядок исследования: Экспериментатор прикасается к руке исследуемого ножками экстезиометра, не надавливая ощущения 2-х прикосновений, а затем сближает до появления ощущения одного прикосновения.
Инструкция исследуемому: «Положите руку на стол тыльной стороной вверх. Держите его свободно, локоть должен быть на столе. Не напрягайтесь. Я буду прикосаться к руке одной или обеями ножкоми этого прибора. Отвернитесь и не смотрите на прибор и руку. Сколько прикосновений? ... А сейчас?...Сейчас?».
Учет результатов: Наблюдение, опрос и протокол по методу (2.2).
Анализ результатов: Как при методики 1.2.
Методика. 2.4. «Порог различения массы»
Задача исследования: Определение порога различения мускульных ощущений при помощи разновесов, сравнение его у разных лиц.
Оборудование: Два набора разновесов от 600 до 650 г.
Порядок исследования: Экспериментатор кладет исследуемому на обе ладони одинаковые разновесы, а потом разные, прибовляя массу.
Инструкция исследуемому: «Закройте глаза и протяните вперед руки, ладониями вверх. Я положу Вам на ладони два разновеса. Определите, какой з них тяжелее. Можете для этого прекладывать их из одной руки в другую. Какой тяжелее?...А сейчас?...Сейчас?...».
Учет результатов: Наблюдение и опрос по методу 2.2.
Количественные показатели записывают в протокол. (смотри протокол №2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ощущения является начальным процессам познания. В процессе ощущения происходит непосредственный контакт с раздражителями, в результате чего у человека возникают осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений. И тогда человек научается с помощью сенсорных инструментов дифференцировать соленое, сладкое, тяжелое, шероховатое и другие свойства.
Окружающий человека мир многообразен и многолик. Чтобы ориентироваться и приспособляться к нему, необходимо все время получать информацию о тех изменениях, которые в нем происходят. Харви Шифферман говорит о том, что человек наделен впечатляющим арсеналом сенсорных инструментов, функций которых дают огромное количество сведений об окружающем мире.
В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергий физического мира. Затем информация, полученная с помощью органов чувств и нервной системы, перерабатывается, интегрируется в чувственный опыт, дающий представление о видимом, слышимом, осязаемом, обоняемом и.т.д. Но процессы ощущения не происходит сама собой. Они требуют сенсорной и перцептивной активности субъекта познания, благодаря которой он сможет адаптироваться к тем воздействиям, которые непосредственно и реально нападают на его органы чувств.
В суммарной форме все психические процессы - это компоненты жизни человека, что они связаны ее ходом и вместе с тем выполняют функций регуляций наших действий, обуславливают ее, опосредствуя зависимость всего того, что мы делаем от условий, в которых мы действуем.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол №1