Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:09, лекция
Старинное изречение: «Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», хотя и представляет собой упрощение, вряд ли приемлемое в наше время, все-таки содержи некоторую долю истины. Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, то есть перерабатывающий центр, только через сенсорную систему, которую можно, поэтому считать воротами сознания или (на языке кибернетики) его входным устройством.
Ощущение – первичная форма отражения действительности. Виды ощущений.
Основные свойства и характеристики ощущений.
Восприятие, его виды и свойства.
Внимание. Виды и функции внимания.
Свойства внимания.
Развитие внимания.
Экстерорецеотивные ощущения
Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу зкстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.
Генетическая классификация ощущений
Генетическая классификация
протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);
эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека.
Эпикритическая
Общие свойства ощущений
Различные виды ощущений характеризуются
не только специфичностью, но и общими
для них свойствами. К таким
свойствам относятся: качество, интенсивность,
продолжительность и
Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.
Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.
3
Восприятие – высший психический процесс целостного отражения объектов или предметов при их контакте с органами чувств.
Свойства восприятия:
Избирательность (видим то, на что обратили внимание)
Предметность (объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов)
Целостность (целое больше суммы частей)
структурность (мозг спонтанно организует стимулы)
близость (близко расположенные элементы распознаются вместе)
сходство (одинаковые элементы, входящие в одну структуру, воспринимаются вместе)
направление (элементы, образующие непрерывное плавное направление, распознаются вместе)
принцип заполнения пробелов
Константность (неизменность параметров восприятия при реальном физиологическом изменении)
Категориальность (включение мыслительного процесса при отражении)
Апперцептивность (восприятие с учётом предшествующего опыта)
Виды восприятия
1) По модальности см в тетради
2) По видам материи
Восприятия времени (отражение длительности и скорости событий)
Типы восприятия времени:
биологические часы
психологические часы
2 типа личности:
брадихронический (ускоряет время)
тахихронический (замедляет время)
эмоциональное состояние искажает восприятие времени
Движения (отражение
перемещения объекта в
2 способа:
фиксация взгляда на движущемся объекте
фиксация взгляда на неподвижном объекте
Пространства (Формы, величины, удалённости, направленности)
Восприятие формы, величины, удалённости, направления. Наиболее информативный признак – контур.
Иллюзии восприятия – неадекватное искажение предметов объективного мира
Развитие в онтогенезе
Ребёнок учится воспринимать мир, реально действуя с предметами.
Ребёнок знакомится
со свойствами предметов с помощью
ориентировочно-
Начинается процесс
Нарушения восприятия
1) Агнозии - затруднение в узнавании (распознавании) объектов
Отсутствие синтеза
Неузнавание силуэтных и пунктирных рисунков
Непонимание смысла сюжета
По модальностям:
Зрительная агнозия — невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор.
Предметная агнозия —
Прозопагнозия (агнозия на лица) — нарушение узнавания знакомых лиц при сохранном предметном гнозисе. Больные хорошо различают части лица и лицо, как объект в целом, но не могут сообщить о его индивидуальной принадлежности. В наиболее тяжелых случаях не могут узнать себя в зеркале.
Агнозия на цвета — неспособность подбирать одинаковые цвета или оттенки, а также определять принадлежность того или иного цвета к определенному объекту.
Слабость оптических представлений — расстройство, связанное с невозможностью представить какой-либо объект и описать его характеристики — форму, цвет, фактуру, размер и т. п. Возникает в результате двухстороннего поражения затылочно-теменной области;
Симультанная агнозия - расстройство, связанное с функциональных сужением зрительного поля и ограничения его только одним объектом. Больные могут одновременно воспринимать только одну смысловую единицу, то есть видит больной только один предмет независимо от его размера.
Агнозия вследствие оптико-моторных нарушений (синдром Балинта) — расстройство, связанное с невозможностью направить взгляд в нужную сторону при общей сохранной функции движения глазных яблок. Это приводит к затруднению фиксации взора на заданном объекте; в особенности трудным является одновременное восприятие в поле зрения более, чем одного объекта. Больному трудно читать, так как он с трудом переключается от слова к слову. Развивается вследствие двухстороннего поражения затылочно-теменной области.
Оптико-пространственная агнозия — расстройство определения различных параметров пространства. В данной категории различают:
Агнозия глубины — нарушение
способности правильно
Нарушение стереоскопического зрения — поражение левого полушария;
одностороннюю
Нарушение топографической ориентировки
— нарушение, при котором больной
не может ориентироваться в
Слуховая агнозия —
Простая слуховая агнозия — невозможность идентифицировать определенные звуки — стуки, бульканье, звон монет, шелест бумаги и т. п.
Слухоречевая агнозия —
Соматоагнозия — расстройство узнавания частей собственного тела, оценки локализации их друг отношения друга. Нарушение возникает при поражении различных отделов правого полушария.
2) Обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации).
Иллюзии – это искаженное восприятие действительно существующего во внешней среде реального объекта.
Галлюцинации – обманы восприятия,
возникающие вне
4) Нарушение мотивационного
5) Перцептивная защита
Связана с механизмом психологических защит, когда травмирующее событие вызывает блокировку на уровне сенсорно-перцептивной деятельности.
Исследование восприятия
Исследование восприятия можно
проводить клиническими и экспериментально-
Например, клинический метод применяется в следующих случаях:
исследование болевой и
исследование температурной, вибрационной чувствительности, расстройств органов слуха и зрения (с помощью специальных приборов: термоэтезиомера, ИВЧ-2, аномалоскопа-59 и др.).
пороги слуховой чувствительности, восприятия речи исследуются сурдологами с помощью аудиометров.
Для исследования более сложных
слуховых и зрительных функций используются
экспериментально-
методики, направленные на изучение простых сторон деятельности анализаторов;
методики, изучающие более сложную комплексную деятельность.
Есть и другие методики. Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследования зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать “Классификацию предметов”). Испытуемый должен узнать предмет. Затем предлагают более сложные рисунки, например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрейтера). Можно использовать для исследования зрительного восприятия таблицы Равена.
Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органических изменений головного мозга используют таблицы с движущимися квадратами, "волнистый фон", предложенные М. Ф. Лукьяновой.
Для исследования слухового восприятия используют тахистоскопический метод (предъявление изображений и идентификацию прослушанных магнитофонных записей). Для этого необходимо иметь звукозаписи, на которых записаны разные звуки: шелест страниц переворачиваемой книги, журчание воды, звон стекла, свист, шепот и т.д. С помощью этого метода можно обнаружить нарушения мотивационного компонента восприятия, вскрыть механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций у психически больных.
Отличия ощущения от восприятия:
1) Ощущение отражает отдельные свойства, а восприятие отражает целостно объект.
2) Ощущения находятся внутри нас, в то время как результат восприятия – предмет вне нас.
3) При восприятии включается мыслительный процесс.
Теории восприятия см в тетради
Динамика процесса восприятия (структура):
1) Первичное выделение комплекса стимулов из огромного потока информации, принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же объекту.
2) Поиск в памяти аналогичного или близкого ощущения.
3) Отнесение воспринятого
4) Окончательный вывод о том, что это за объект.
Свойства восприятия
Предметность
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.
Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
Целостность
В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.
Информация о работе Ощущения - первичная форма отражения действительности