Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 13:18, контрольная работа
В данной работе будет дано определение того, что такое память, будет сделан обзор видов, основных свойств, качеств и механизмов памяти
Введение……………………………………………………………………….…..2
1. Основн
2. Основные черты памяти......…………………………………………….……..4
3. Индивидуальные различия памяти………..…………………………………..5
4. Виды и формы памяти………...……………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………13
Практическое задание…………………………………………………………...14
3. По продолжительности сохранения информации;
1) Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какого-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.
2) Кратковременная память
хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями)
- Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например, человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.
- Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти.
- Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
3) Оперативная память - память рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.
4) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
- Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
- Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Заключение
В данной контрольной работе была кратко рассмотрена память: ее определения, основные черты и характеристики, основные виды и механизмы процессов, происходящие в памяти. Тем не менее, очень важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей. К изучению человека, особенно когда речь идет о его психике, нужно подходить с достаточной долей смирения и осознания, что каждый человек глубоко индивидуален и очень сложен. Св. Августин когда-то сказал: "Человек - это великая глубина. Легче посчитать волосы на его голове, чем чувства, мысли и наклонности его сердца".
Список литературы
1.М.В. Гамезо, И.А.Домашенко, Атлас по психологии, 3-е издание, Москва, 1999, стр. 159.
2. А.А.Крылов, С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и
прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000, стр. 89.
3. Макселон Юзеф, Общие основы психологии, книга 1, «Просвещение», Москва, 1994, стр. 184.
4. Ясперс Карл, Общая психопатология, «Практика», Москва 1997, стр. 218.
Практическое задание
Вариант 1.
1. Притча. «Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских ворот джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. «Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником». «Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех». Каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Каждый человек обладает какими-то талантами. Чтобы стать успешной личностью, нужно вовремя их развить. А для этого требуется знание самого себя. Нужно уметь определить и понять в себе качества, таланты наиболее глубоко и ярко выраженные, а также понять, что для него наиболее важно. Достигнув этого, нужно создать все необходимые условия (самое главное – это желание, большую роль играет и поддержка идей другими людьми, а также материальные условия,) для их дальнейшего развития. Если человек будет твердо и уверенно идти к намеченной цели, он ее обязательно достигнет. У каждого человека, добившегося значимых для него результатов в своем деле, свой путь. Но таких людей объединяет то, что они увлечены своей работой, преданы ей, растворяются в ней, стремятся познавать все тонкости, новейшую информацию, связанную с ней. Невозможно состояться профессионально, если человек обладает, пусть и выдающимися, но не апробированными на практике знаниями. Только то, что глубоко запало нам в душу, пережито нами, оставило свой след, будет влиять на нашу деятельность.
4