Педагогическая система Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:54, реферат

Краткое описание

Для меня было бы самым большим наказанием, если бы подросток прошел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым, безликим, - значит, ты не сумел ничего оставить в нем. И вряд ли для учителя может что-либо печальнее такого финала. Ибо все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке. ( В.А. Сухомлинский) [1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ И ПРИНИЦПАХ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………… 6
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА………. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Итак, В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Ведущими идеями концепции В. А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно–нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно–воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Умственное воспитание, по мнению В. А. Сухомлинского, - приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработка культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике [10, с. 226].

Важнейшим средством умственного воспитания Сухомлинский считал обучение. Успех умственного воспитания в процессе обучения, как отмечает Сухомлинский, определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ, характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома [10].

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе В. А. Сухомлинского являются природа, работа с книгой, сказка, труд [10].

Сухомлинский считал, что каждый учитель должен быть умелым, вдумчивым воспитателем ума учащихся. Умственное воспитание в процессе обучения осуществляется лишь тогда, когда накопление знаний, расширение объема знаний учитель рассматривает не как конечную цель процесса обучения, а только как одно из средств развития познавательных и творческих сил и гибкой, пытливой мысли.

В процессе своей работы Сухомлинский стремился сформировать мировоззрение у учащихся. Под мировоззрением Сухомлинский понимал не только систему взглядов на мир, господствующую в данном обществе, или идеологию данного класса, но и субъективное состояние личности, проявляющееся в ее мыслях, чувствах, воле, деятельности, но и единство сознания, взглядов, убеждений и деятельности [10].

Для формирования научного мировоззрения В. А. Сухомлинский использовал: труд, преподавание физики, химии, астрономии, математики; научно-предметные кружки, преподавание гуманитарных предметов.

Рассмотрим основные формы педагогического процесса, применяемые В. А. Сухомлинским в Павлышской школе.

В школе проводились вечера и чтения на различные темы, которые носили воспитательный характер.

Кроме того, Сухомлинским были организованы технический и юннатский кружки, в которых дети слушали лекции старших учеников, наблюдали явления природы, ставили опыты, проводилась другая внеклассная работа. Как отмечал Сухомлинский, занимающийся такой работой ученик не встречает в учении непреодолимых трудностей: чем больше он читает, пишет, думает, наблюдает, тем меньше он чувствует тяжесть учебного труда [10, с. 259].

Также в школе были организованы научно-предметные кружки – научно- технический, научно-математический, научно-химический, научно-биологический, научно-биохимический, научно-физический, научно- этнографический, научно-астрономический. Учащиеся в этих кружках интересовались вопросами, далеко выходящими за пределы элементарных знаний, представляющими собой материалы из достижений науки. Занятия кружков проходили в форме живых, насыщенных яркими, интересными фактами сообщений, докладов, рефератов.

Большое значение в обучении детей Сухомлинский придавал литературе. Он считал, что чтение и вслух, и про себя – главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа. Большое значение придавалось чтению вслух, на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человечества.

В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают. 

В целом В. А. Сухомлинский и его педагогический коллектив каждому учебному предмету придавали большое значение.

В Павлышской школе талантливые и одаренные дети обучались по индивидуальному плану. Сухомлинский считал, что «если учитель выводит наиболее способных учеников за пределы программы, интеллектуальная жизнь коллектива становится богатой, многогранной, и благодаря этому не отстают и самые слабые ученики» [10, с. 257].

Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:

1. Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.

2. Методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; правление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний [10].

При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

В. А. Сухомлинский в своей школе отводил огромное место и научно-атеистическому воспитанию. С детьми проводились беседы атеистического цикла, происходило постепенное формирование в сознании ученика атеистических идей, выводов.

Итак, обучение в педагогической системе В. А. Сухомлинского отличают индивидуализация и гуманизация, а основными средствами обучения являются природа, работа с книгой, сказка, труд. Очень важным условием полноценного умственного воспитания является соответствие методов обучения, структуры урока и вообще всех его организационных и педагогических элементов учебной и воспитательной цели материала, задачам всестороннего развития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце 50-х годов XX века начинается новый этап в развитии советской школы, он был связан с общественным подъемом, который наступил в 1953 году. Общественный импульс породил много ярких идей и интересных начинаний. К их числу принадлежала и воспитательная система В.А. Сухомлинского (1918–1970), целью которой было всестороннее развитие личности, борьба с авторитаризмом в педагогике, индивидуализация и гуманизация обучения, внимание к ребенку в его неповторимой яркости, самобытности. Науку о воспитании человека советский педагог и публицист ставил на первый план. В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Ведущими идеями концепции В. А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно–нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор – этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В. А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В. А. являются: природа, книга, сказка, труд.

В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области, занимался научно исследовательской работой в области народного образования. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, он изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие, которое сегодня с интересом изучается и применяется педагогами на практике.

Гуманистические идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. В качестве примера можно привести труды В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева, А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской. [10, c. 379]

Быть хорошим учителем можно, только будучи  хорошим воспитателем…. Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. ( В.А. Сухомлинский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сухомлинский В.А., О воспитании. -М.: Издательство политической литературы, 1982.-270 с.
  2. Сухомлинский В.А., Мудрая власть коллектива.-М.: Молодая гвардия, 1975.-240 с.

3. Кульневич С. В., Истоки гуманистической альтернативы , Педагогика. – 2000. - № 7. – С.69-82.

4. Корнетов Г. Б., Всемирная история педагогики .– М.: Просвещение, 1994. – 140 с.

5. Сухомлинский В. А., Что такое добро и зло, Свободное воспитание. – Вып. 3. – М.: Просвещение, 1993. – С.4-8.

6. Лушников А. М., История педагогики. – М.: Просвещение, 1994. –368 с.

7. Сухомлинский В. А., Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. – М.: Просвещение, 1999. – 485 с.

8. Наумов Н. Д., Философско-педагогические идеи В.А.Сухомлинского и их развитие во второй половине ХХ столетия, Русский учитель. – 2004. – 13 мая.

9. Лукманова Х. Х., История образования и педагогической школьного обучения мысли: Учебное пособие для студентов .– Уфа: БГПУ, 2002. – 112с.

10. Сухомлинский В. А., Павлышская средняя школа , М.: Просвещение, 1979. – 390 с.

11. Сухомлинский В. А., Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1982. – 310 с.

12. Сухомлинский В. А., Сердце отдаю детям. –М: Просвещение, 1981. – 260 с.

 

 


Информация о работе Педагогическая система Сухомлинского