Песочная терапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:04, доклад

Краткое описание

Какие ассоциации вызывает у Вас слово "песок"? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...
Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой.

Вложенные файлы: 1 файл

Песочная терапия - Татаринкова.docx

— 25.40 Кб (Скачать файл)

Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет  много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок  внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление  планов. Люди «приземленные» заполняют  нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или  правую часть покажет человека, которым  владеет либо прошлое, либо будущее.

Использование миниатюрных  фигурок в песочной терапии, объединение  их в некоторый сюжет наводит  на мысль о спектаклях внутреннего  театра личности. Фигурки могут символизировать  субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.

Получается, что  в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с  самим собой. Такой подход уместен  для представителей гештальт-терапии  и психосинтеза.

Однако фигурки, использованные в песочнице, могут  не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей  и явления той среды, в которую  включен клиент. В песочной среде  могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых  человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

Преимущество психодраматического  подхода здесь заключается в  том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все  роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает  условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту  изменить отношение к ним и  найти правильные для себя решения.

С помощью миниатюрных  фигурок можно повторить сюжет  какой-либо произошедшей ситуации, но финал или иную проблемную часть  переиграть в позитивном - желанном для вас ключе. При этом наше подсознание  уже по-другому прокручивает произошедшее и не сбрасывает проблему в копилку  комплексов. Важно помнить, что мысленная  «реставрация» особенно удается, когда  глаза за следят событиями, а руки «фиксируют» нить мысли. Именно поэтому спектакли на песке - очень действенный способ релаксации и преобразования минусов в плюсы. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние и увеличивают понимание человеком себя.

«В арт-терапевтическом  процессе использование песка в  качестве основного материала изобразительной  работы предполагает «диалог» рук с  песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так  и без них, могут заключать  в себе различное трудновербализуемое  содержание» - пишет Ленор Штейнхард.

Важнейшим психотерапевтическим ресурсом при работе с песком является возможность созидательного изменения  формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому  перенос традиционных обучающих  и развивающих заданий в песочницу  дает дополнительный положительный  эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой -  более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.

Кроме того, песок  обладает замечательным свойством  «заземлять» негативную психическую  энергию. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального  состояния человека.

Песочная терапия  активизирует врожденные ресурсы самоисцеления  человека и обеспечивает возможность  для дальнейшего его продвижения  к психологическому здоровью.


Информация о работе Песочная терапия