Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:07, контрольная работа
Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………..…..3
ВОПРОС 1. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………………………………………...5
ВОПРОС 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………..….……..……...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..…….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………......…...
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……
ВОПРОС 1. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………………………………
ВОПРОС 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………..….……..……...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………......…...19
Юридическая психология
– наука о функционировании психики
человека, вовлеченного в правовые
отношения. В сферу ее внимания попадает
все богатство психических
Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы.
Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».
В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.
Для юридической психологии характерно системное исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Только системный метод позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить основные психологические закономерности такого взаимодействия, дать достаточно полное описание процесса с учетом всех его элементов.
Для юридической психологии продуктивно применение одного из принципов системного анализа — иерархии систем, — суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы — как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет, с одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении.
ВОПРОС 1. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Интерес к использованию психологических знаний в правоохранительной деятельности переживает неуклонный подъем. Деятельность сотрудников правоохранительных органов осуществляется в условиях, составным и важным аспектом которых объективно выступает психологическая реальность. Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий сотрудника, а умение разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей своей работы характеризуют уровень его профессионального мастерства.1
До недавнего прошлого воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы в значительной степени строилось на идеологических принципах и догмах марксистско-ленинского учения. В настоящее время провозглашены деидеологизация воспитательной работы и деполитизация деятельности ИУ в целом, что ставит в центр этой работы не политические, а нравственные аспекты формирования личности осужденных. Речь, как и раньше, идет прежде всего о привитии этим лицам уважения к человеческой личности, собственности, обществу, государству и закону, адекватного отношения к добру и злу, чувства долга, порядочности, ответственности и т.д. Так, трудовое воспитание призвано развивать у осужденных сознательное, добросовестное отношение к труду, как к первой жизненной необходимости. Правовое воспитание предполагает формирование у них навыков сознательного соблюдения законов, правовой культуры и стойкой правопослушной поведенческой установки личности. В воспитательном процессе осужденных применяются и такие формы, как эстетическое и экономическое воспитание.
Заключенным присущи следующие состояния: опасения, страхи, тревожность, мнительность, недоверчивость, обидчивость, подозрительность, беспокойство, возбудимость, раздражительность, агрессивность и т.д. Эти состояния вызваны тремя обстоятельствами - изоляцией от общества и помещением в замкнутую социальную среду; ограничением в удовлетворении потребностей посредством тотальной регламентации поведения; принудительным включением в однополые социальные группы.2 Так как изолирование от общества происходит на долгий срок, поэтому тяжелые психические состояния у них ярко выражены, устойчивы и, что самое главное, со временем приводят к трудно обратимым изменениям психики, характера. Они влекут за собой постоянную внутреннюю напряженность. Возникает та самая ситуация, о которой говорят: человек места себе не находит.
Чем тщательнее регламентация поведения, чем шире она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, тем больше у него опасений за безопасность своего существования. Уверенность в себе самом, в своих силах основано на том, что всегда есть какая-то возможность избежать встречи с ним. Если же препятствие неодолимо, если собственный опыт показывает, что избежать его невозможно иначе как, подчинившись ему, любая перемена в существующих порядках воспринимается как опасная, ибо неизвестно, что она принесет. Регламентация поведения, при которой правила предстают в качестве навязанных, когда нет возможности не только оспорить их, но и высказать по их адресу свое мнение, страшна не тем, что приучает человека не бояться правил. К любым правилам можно приспособиться. Она страшна тем, что разрушает активность и, следовательно, заставляет человека бояться изменений. Тотальное принуждение подготавливает себе опору в виде психологии, главной чертой которой является пассивность.
Изоляция носит принудительный характер. Она - выражение кары, которая применяется в ответ на совершенное преступление. Кара справедлива. Но постоянное, длящееся годами принуждение не может не вызвать протеста.3 Недовольство и враждебность усиливается от того, что конфликты, возникающие среди заключенных, трудно урегулировать, ибо нельзя сменить окружение. Человек обречен на долгие годы находиться в одной и той же социальной группе. Поэтому конфликты нередко выливаются в преступления.
Психологические исследования в отношении отдельных категорий осужденных, находящихся в местах лишения свободы, в том числе отбывающих длительные сроки лишения свободы или пожизненно, показали, что такие опасные преступники замкнуты, погружены в себя, пессимистичны, испытывают трудности в общении и адаптации. Они чувствительны, раздражительны, склонны к аффективным реакциям и вербальной агрессии, мнительны, у них пониженный, подавленный фон настроения. Уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная активность снижена, логическое мышление часто тормозится аффективными переживаниями. Среди отбывающих пожизненное лишение свободы преобладают психопаты, алкоголики, лица с остаточными явлениями травм черепа. По мере нарастания времени пребывания в тюремных камерах увеличивается доля лиц с расстройствами психической деятельности.4
Сама личность осужденного является единственным объектом исправительного воздействия. От того, насколько оно достигает цели, зависит оценка эффективности функционирования всей уголовно-исполнительной системы. Все это означает необходимость максимально полного и всестороннего изучения личности осужденного с использованием всех достижений психологии, психиатрии, философии, социологии, криминологии и других наук в познании личности в целом.
Во многих случаях необходимо принимать во внимание факт длительного нахождения в местах лишения свободы, особенно это касается тех осужденных, которые отбывают наказание за тяжкие преступления против личности. Сама атмосфера исправительных учреждений, условия отбывания там наказания способствуют возникновению психических расстройств, а еще чаще - обострению имеющихся. Без учета этого обстоятельства невозможно правильно организовать индивидуально-воспитательное воздействие на них.
Среди отрицательно характеризующихся осужденных больше всего психопатов, а "алкоголики" занимают лишь второе место. В целом, в местах лишения свободы 20-25% занимают лица с психическими аномалиями. Поведение психопатов и лиц, страдающих остаточными явлениями травм черепа и органическими заболеваниями центральной нервной системы, значительно хуже, чем других осужденных, в том числе имеющих иные патологии в психике. Известно, что одним из источников антиобщественного поведения является постоянное общение с теми, кто совершает противоправные действия и аморальные поступки. Для психопатов такое общение нежелательно вдвойне, поскольку они не только сами совершают правонарушения, но и толкают на это других лиц, нередко становятся лидерами преступных групп.5
Для психопатов, олигофренов и лиц, имеющих имеющие остаточные явления травм черепа, наиболее характерно общение с осужденными за насильственные преступления и хулиганство, т.е. с лицами, преступные действия которых имеют много общего между собой, более того, многие убийства, как известно, совершаются из хулиганских побуждений. В то же время среди алкоголиков, по сравнению с психопатами олигофренами, удельный вес лиц, общавшихся с названными категориями преступников, ниже. Из числа совершенных психопатами и олигофренами, удельный вес лиц, общавшихся с названными категориями преступников, ниже. Из числа совершенных психопатами и олигофренами преступлений большинство составляют насильственные преступления и хулиганство. Можно предположить, что те психологические и социальные механизмы, которые приводят представителей данной категории лиц с психическими аномалиями к насильственному и дезорганизующему, а порой и вандалическому преступному поведению, стимулируют и их общение с преступниками, осужденным за аналогичные преступления.
Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояния нетерпения. Эти состояния могут характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении.
Проблема личности осужденного является частью проблемы личности преступника. Личность осужденного невозможно понять, если не опираться на результаты многолетних исследований личности преступника, поскольку именно в последних заложены методологические и теоретические основы познания личности тех, кто совершил преступление. Собственно говоря, личность преступника по большей части изучалась на базе личности осужденного (либо по рассмотренным судом уголовным делам, либо путем изучения "живых" людей чаще всего в исправительных учреждениях).
Личность осужденного отличается от личности преступника тем, что первая включает в себя не только наиболее характерные и типичные свойства второй, но еще и те особенности, которые она приобретает в новом правовом статусе и главное - в новых социальных условиях, условиях исправительного учреждения. Последними могут быть повышение уровня тревожности и занятие оборонительной позиции по отношению к среде, восприятие и усвоение ее негативных влияний и в связи с этим изменение нравственной структуры личности и т.д. Если личность преступника исследуется главным образом для того, чтобы понять природу, причины и механизмы преступного поведения, то внимание к личности осужденного продиктовано двумя обстоятельствами: для определения путей и средств эффективного воспитательного воздействия на преступника и для недопущения совершения им новых преступлений, в том числе в период отбывания наказания.6
Личность является объектом научного познания не только психологии, как может показаться на первый взгляд, но и ряда других наук, прежде всего философии, а также социологии, психиатрии, этнологии и ряда других, в том числе юридических, например криминологии и криминалистики.7
В любом преступном поведении
участвуют все структуры личнос
Особые трудности вызывает такая группа осужденных, как рецидивисты. В первую очередь надо отметить, что асоциальные рецидивисты в силу своей пассивности не отличаются противоречивостью мировоззрения и в целом мировосприятия, они не способны к психическому перенапряжению и склонны по возможности упрощать свою жизнь, обходить препятствия и процесс принятия решения. Большинство из них не ставят перед собой цели исправиться, приобрести навыки социально одобряемого поведения, напротив, пытаются уклониться от соблюдения правил отбывания наказания. Они не проявляют интереса ни к работе, ни к учебе, что, впрочем, естественно для людей, средний возраст которых находится в пределах 30 - 35 лет.8
Информация о работе Поведение человека в местах лишения свободы