Поведение человека в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………..…..3
ВОПРОС 1. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………………………………………...5
ВОПРОС 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………..….……..……...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..…….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………......…...

Вложенные файлы: 1 файл

yuridicheskaya_psikhologia_.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

       Часто они совершают новые преступления еще в период нахождения в исправительном учреждении. Возможность совершения нового преступления в период отбывания наказания во многом зависит от отношения осужденного к тому преступлению, за которое он наказан, и к самому этому наказанию. Эти отношения могут не совпадать друг с другом.

        Из всех элементов отношения осужденных к наказанию осужденные больше всего связаны с первым - переживанием наказания, теми условиями его отбывания, которые накладывают наиболее серьезные правоограничения и лишают свободы. Именно это переживается острее всего и вызывает страдания. Осознание необходимости отбыть наказание прежде всего определяется тем, насколько человек чувствует свою вину, считает себя виновным, ощущает раскаяние. Если всего этого нет, то и мысль о необходимости отбыть наказание не приходит. К тому же осужденные вряд ли стремятся структурировать на составные части свое отношение к преступлению и наказанию, однако на одной плоскости видят и то и другое: преступление уже не актуально, оно было давно, иногда очень давно, оно вытесняется другими, очень важными событиями. А вот наказание, точнее - его исполнение, оно чрезвычайно актуально, оно сейчас и здесь. Если оно вызывает возмущение, то и протест может принять форму правонарушения.9

Следует признать: изучение личности осужденных нельзя признать ни глубоким, ни всесторонним, в основном превалируют социально-демографические описания. Попытки исследования внутренних, сущностных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступном, что особенно важно. До сих пор сохраняются примитивные классификации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, эти классификации мало что дают науке и практике.

 Значимость средовых влияний на личность в исправительных учреждениях, их концентрированный и суровый характер надо оценивать не только в аспекте взаимодействия с личностью осужденного. Есть еще одна сторона в среде осужденного: не только другие осужденные, но и представители администрации, непродуманные или несправедливые действия которых могут даже спровоцировать уголовно наказуемое поведение осужденного. Он поневоле вступает в контакт со всеми элементами среды, причем воздействие на него администрации может иметь не менее жесткий характер, чем со стороны других преступников.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ВОПРОС 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Дайте определение  следующих понятий: воображение, внимание, страдание.

Ответ:

Наряду с  восприятием, памятью и мышлением  важную роль в деятельности человека играет воображение.10 В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это  психический процесс создания нового в ферме образа, представления или идеи.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким  образом, он уже заранее создает  образ материальной вещи, которая  будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Воображение - это  образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема  получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Внимание –  отражает направленность и сосредоточенность  сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное  отражение. Внимание - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.

Внимание активизирует нужные в данный момент психологические  процессы человека и тормозит ненужные.11

Способствует  отбору информации, которая представляет интерес на данный момент. Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.

Для памяти процесс  внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной  памяти.

Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

Виды внимания:

ü Природное внимание - это способность реагировать на внутренние стимулы или внешние, которые заложены в человеке с самого рождения.

ü Социально обусловленное внимание формируется при жизни в результате воспитания и обучения, и связано с волевым процессом человека.

ü Непосредственное внимание ничем не регулируется, кроме объекта, который интересен человеку

ü Опосредствованное внимание регулируется различными звуками, жестами.

ü Непроизвольное внимание возникает спонтанно. Человек реагирует неосознанно на предмет, который его заинтересовал, удивил и без усилия воли приковывает свое внимание продолжительное времени.

ü Произвольное внимание. Для удерживания концентрации на определенной информации требуются волевые усилия. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен сделать.

ü Чувственное внимание основано на избирательности органов чувств человека и связано с эмоциональной сферой.

ü Мелодичные звуки, приятные запахи, яркие объекты, вызывают непроизвольное сосредоточение на этих объектах.

ü Интеллектуальное внимание основано на мыслительной деятельности человека.

Страдания - негативное эмоциональное состояние, связанное  с полученной информацией (достоверной  или недостоверной) о невозможно удовлетворение важных жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее возможным, зачастую оказывается в форме эмоционального стресса.

Страдания - это  глубинный аффекта, что сыграл свою роль в эволюции человека и продолжает выполнять важные биологические и психологические функции.

Возникает страдания  в результате длительного воздействия  интенсивной стимуляции. Источниками  стимуляции могут выступать боль, холод, шум, яркое освещение, голосные разговор, разочарование, неудача, потеря. Боль, голод и некоторые сильные продолжительные эмоции могут быть внутренними причинами страдания.12 Страдания также может вызываться упоминанием и предвидением условий, при которых оно произошло или должно возникнуть. Итак, психологические причины страдания охватывают большое количество проблемных ситуаций жизни, потребностных состояний, других эмоций, воображение и т.д.

Переживание страдания  описывается как сумм, изнеможения, одиночество, изоляция.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юридическая психология ставит перед собой ряд задач,  решение которых делает ее важной теоретической и прикладной дисциплиной. Среди них такие задачи, как:

• методологическая – заключается в разработке теоретических  и методических основ юридической  психологии, конкретных методов прикладных исследований, а также в адаптации для юридической психологии методов и методик, разработанных в других отраслях правовых и психологических наук;

• исследовательская  – предполагает получение новых  знаний, раскрывающих предмет юридической  психологии: особенности личности субъекта правовых отношений, его правовую или противоправную деятельность, правовую социализацию и психологические механизмы ресоциализации правонарушителя, психологические особенности юридических процедур;

• прикладная –  заключается в разработке практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, методов повышения качества работы юристов-практиков, организации совместной деятельности психологов и юристов, оказания помощи в профориентации, профотборе и профконсультации юристов;

• практическая – предполагает обеспечение юридической  практики специальным психологическим  знанием, разработку и внедрение  в практическую деятельность психологических  приемов ведения оперативно-сыскной и следственной работы, эффективных приемов речевого воздействия в целях преодоления сопротивления следствию и перевоспитания лиц, преступивших закон;

• образовательная  – заключается в разработке и  внедрении новых эффективных  курсов повышения психологической подготовки юристов, в том числе базового образовательного курса «Юридическая психология», курсов повышения квалификации и специальных тематических семинаров.

Говоря о  юридической психологии как о  науке, необходимо разъяснить ее объект и предмет. Под объектом понимают какую-либо часть окружающего мира – реальную или даже идеальную.

Объектом психологии является психика, объектом юридической  психологии  – психика участника  правоотношений, т. е. человека в условиях правового взаимодействия.

Предмет индивидуален для каждого отдельного исследования: под ним понимают исследуемую  часть объекта. Предмет – это  всегда более узкое понятие, его  можно выделить в объекте исследования.

Предметом юридической  психологии  могут являться психические  процессы, состояния, индивидуально-психологические особенности личности, особенности межличностного взаимодействия.

Методология науки  – система принципов познания, в ней заложены критерии научности, а следовательно, достоверности. Методология  – это логика познания, система принципов, обеспечивающая объективность и достоверность полученного знания. Научные знания, относящиеся к определенной отрасли, базируются на общих принципах научной методологии, т. е. они должны быть эмпирически подтверждаемыми, объяснять природные явления и процессы, подчиняться законам логики, быть внутренне непротиворечивыми и находиться в гармонии с фундаментальными теориями других научных дисциплин. Методология включает в себя понятийный аппарат данной науки, т. е. специальную терминологию, совокупность теорий и концепций, признанных точек зрения на предмет, и методы познания как способы получения достоверного знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин ; Под ред. В. Н. Кудрявцева .— М.: Спарк, 2012.
  2. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М., 2003.
  3. Волков, Виталий Николаевич. Юридическая психология: Учебник для вузов / В. Н. Волков— М.: ЮРИНИ-ДАНА: Закон и право, 2010 .
  4. Гиппенрейтер Ю.В. введение в общую психологию: Курс лекций для вузов. М., 2006.
  5. Иванов Н.Г. Психические аномалии и проблемы уголовной ответственности. М., 2008.
  6. Малкина И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина.— М.: Эксмо, 2013.
  7. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко.  М.., 2011.
  8. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого.  М., 2005.
  9. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. – М., 2003.
  10. Яковлев А. М. Преступность и социальная психология: (Социально-психологические закономерности противоправного поведения) / А. М. Яковлев .— М.: Юрид. лит., 2001.

 

1 Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М., 2003.

2Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин ; Под ред. В. Н. Кудрявцева .— М.: Спарк, 2012.

3Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого.  М., 2005.

4 Гиппенрейтер Ю.В. введение в общую психологию: Курс лекций для вузов. М., 2006.

5 Гиппенрейтер Ю.В. введение в общую психологию: Курс лекций для вузов. М., 2006.

6Малкина И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина.— М.: Эксмо, 2013.

7 Иванов Н.Г. Психические аномалии и проблемы уголовной ответственности. М., 2008.

8 Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого.  М., 2005.

9 Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко.  М.., 2011.

10 Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко.  М.., 2011.

11 Гиппенрейтер Ю.В. введение в общую психологию: Курс лекций для вузов. М., 2006.

Информация о работе Поведение человека в местах лишения свободы