Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:07, контрольная работа
Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………..…..3
ВОПРОС 1. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………………………………………...5
ВОПРОС 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ………………..….……..……...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..…….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………......…...
Часто они совершают новые преступления еще в период нахождения в исправительном учреждении. Возможность совершения нового преступления в период отбывания наказания во многом зависит от отношения осужденного к тому преступлению, за которое он наказан, и к самому этому наказанию. Эти отношения могут не совпадать друг с другом.
Из всех элементов отношения осужденных к наказанию осужденные больше всего связаны с первым - переживанием наказания, теми условиями его отбывания, которые накладывают наиболее серьезные правоограничения и лишают свободы. Именно это переживается острее всего и вызывает страдания. Осознание необходимости отбыть наказание прежде всего определяется тем, насколько человек чувствует свою вину, считает себя виновным, ощущает раскаяние. Если всего этого нет, то и мысль о необходимости отбыть наказание не приходит. К тому же осужденные вряд ли стремятся структурировать на составные части свое отношение к преступлению и наказанию, однако на одной плоскости видят и то и другое: преступление уже не актуально, оно было давно, иногда очень давно, оно вытесняется другими, очень важными событиями. А вот наказание, точнее - его исполнение, оно чрезвычайно актуально, оно сейчас и здесь. Если оно вызывает возмущение, то и протест может принять форму правонарушения.9
Следует признать: изучение личности осужденных нельзя признать ни глубоким, ни всесторонним, в основном превалируют социально-демографические описания. Попытки исследования внутренних, сущностных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступном, что особенно важно. До сих пор сохраняются примитивные классификации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, эти классификации мало что дают науке и практике.
Значимость средовых влияний на личность в исправительных учреждениях, их концентрированный и суровый характер надо оценивать не только в аспекте взаимодействия с личностью осужденного. Есть еще одна сторона в среде осужденного: не только другие осужденные, но и представители администрации, непродуманные или несправедливые действия которых могут даже спровоцировать уголовно наказуемое поведение осужденного. Он поневоле вступает в контакт со всеми элементами среды, причем воздействие на него администрации может иметь не менее жесткий характер, чем со стороны других преступников.
ВОПРОС 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Дайте определение следующих понятий: воображение, внимание, страдание.
Ответ:
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение.10 В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение - это психический процесс создания нового в ферме образа, представления или идеи.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).
Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение. Внимание - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.
Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные.11
Способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент. Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.
Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.
Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
Виды внимания:
ü Природное внимание - это способность реагировать на внутренние стимулы или внешние, которые заложены в человеке с самого рождения.
ü Социально обусловленное внимание формируется при жизни в результате воспитания и обучения, и связано с волевым процессом человека.
ü Непосредственное внимание ничем не регулируется, кроме объекта, который интересен человеку
ü Опосредствованное внимание регулируется различными звуками, жестами.
ü Непроизвольное внимание возникает спонтанно. Человек реагирует неосознанно на предмет, который его заинтересовал, удивил и без усилия воли приковывает свое внимание продолжительное времени.
ü Произвольное внимание. Для удерживания концентрации на определенной информации требуются волевые усилия. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен сделать.
ü Чувственное внимание основано на избирательности органов чувств человека и связано с эмоциональной сферой.
ü Мелодичные звуки, приятные запахи, яркие объекты, вызывают непроизвольное сосредоточение на этих объектах.
ü Интеллектуальное внимание основано на мыслительной деятельности человека.
Страдания - негативное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией (достоверной или недостоверной) о невозможно удовлетворение важных жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее возможным, зачастую оказывается в форме эмоционального стресса.
Страдания - это глубинный аффекта, что сыграл свою роль в эволюции человека и продолжает выполнять важные биологические и психологические функции.
Возникает страдания в результате длительного воздействия интенсивной стимуляции. Источниками стимуляции могут выступать боль, холод, шум, яркое освещение, голосные разговор, разочарование, неудача, потеря. Боль, голод и некоторые сильные продолжительные эмоции могут быть внутренними причинами страдания.12 Страдания также может вызываться упоминанием и предвидением условий, при которых оно произошло или должно возникнуть. Итак, психологические причины страдания охватывают большое количество проблемных ситуаций жизни, потребностных состояний, других эмоций, воображение и т.д.
Переживание страдания описывается как сумм, изнеможения, одиночество, изоляция.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юридическая психология ставит перед собой ряд задач, решение которых делает ее важной теоретической и прикладной дисциплиной. Среди них такие задачи, как:
• методологическая – заключается в разработке теоретических и методических основ юридической психологии, конкретных методов прикладных исследований, а также в адаптации для юридической психологии методов и методик, разработанных в других отраслях правовых и психологических наук;
• исследовательская – предполагает получение новых знаний, раскрывающих предмет юридической психологии: особенности личности субъекта правовых отношений, его правовую или противоправную деятельность, правовую социализацию и психологические механизмы ресоциализации правонарушителя, психологические особенности юридических процедур;
• прикладная – заключается в разработке практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, методов повышения качества работы юристов-практиков, организации совместной деятельности психологов и юристов, оказания помощи в профориентации, профотборе и профконсультации юристов;
• практическая – предполагает обеспечение юридической практики специальным психологическим знанием, разработку и внедрение в практическую деятельность психологических приемов ведения оперативно-сыскной и следственной работы, эффективных приемов речевого воздействия в целях преодоления сопротивления следствию и перевоспитания лиц, преступивших закон;
• образовательная – заключается в разработке и внедрении новых эффективных курсов повышения психологической подготовки юристов, в том числе базового образовательного курса «Юридическая психология», курсов повышения квалификации и специальных тематических семинаров.
Говоря о юридической психологии как о науке, необходимо разъяснить ее объект и предмет. Под объектом понимают какую-либо часть окружающего мира – реальную или даже идеальную.
Объектом психологии является психика, объектом юридической психологии – психика участника правоотношений, т. е. человека в условиях правового взаимодействия.
Предмет индивидуален для каждого отдельного исследования: под ним понимают исследуемую часть объекта. Предмет – это всегда более узкое понятие, его можно выделить в объекте исследования.
Предметом юридической психологии могут являться психические процессы, состояния, индивидуально-психологические особенности личности, особенности межличностного взаимодействия.
Методология науки – система принципов познания, в ней заложены критерии научности, а следовательно, достоверности. Методология – это логика познания, система принципов, обеспечивающая объективность и достоверность полученного знания. Научные знания, относящиеся к определенной отрасли, базируются на общих принципах научной методологии, т. е. они должны быть эмпирически подтверждаемыми, объяснять природные явления и процессы, подчиняться законам логики, быть внутренне непротиворечивыми и находиться в гармонии с фундаментальными теориями других научных дисциплин. Методология включает в себя понятийный аппарат данной науки, т. е. специальную терминологию, совокупность теорий и концепций, признанных точек зрения на предмет, и методы познания как способы получения достоверного знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М., 2003.
2Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии / Ю. М. Антонян, С. В. Бородин ; Под ред. В. Н. Кудрявцева .— М.: Спарк, 2012.
3Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 2005.
4 Гиппенрейтер Ю.В. введение в общую психологию: Курс лекций для вузов. М., 2006.
5 Гиппенрейтер Ю.В. введение в общую психологию: Курс лекций для вузов. М., 2006.
6Малкина И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина.— М.: Эксмо, 2013.
7 Иванов Н.Г. Психические аномалии и проблемы уголовной ответственности. М., 2008.
8 Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 2005.
9 Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М.., 2011.
10 Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М.., 2011.
11 Гиппенрейтер Ю.В. введение в общую психологию: Курс лекций для вузов. М., 2006.
Информация о работе Поведение человека в местах лишения свободы