Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:45, реферат
Слово «депрессия» употребляют в разных смыслах — в науч¬ном, общежитейском и литературном. В последних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деле депрессией не является. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаяся чувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижение настроения, знакомое едва ли не каждому че¬ловеку, но носящее кратковременный и невыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни и бывает также и у совершенно здоровых людей).
Введение
Глава 1. Психологические основы подростковой депрессии
1.1. Симптомы депрессивного состояния
1.2. Причины депрессий в школе
1.3 Гендерные различия в подростковой депрессии
Глава 2. Профилактика и лечение депрессий
2.1. Специфика поведения подростков, страдающих скрытой депрессией
2.2. Профилактика депрессий и помощь в лечении
Глава 3. Практика
Подростки и их пища
• 36% современных детей едят как минимум четыре разных типа «пустопорожней пищи» (так называемые перекусы — чипсы, конфеты, гамбургеры, сникерсы, кока-кола и др.).
• Отсутствие полноценного домашнего завтрака приводит к снижению способности к обучению (16% школьников пятых классов вообще не завтракают).
• 82,7% подростков употребляют самую аллергенную пищу — молочные (а не молочнокислые, как следовало бы!) продукты. И это при том, что почти половина людей не усваивает молока, которое образует большое количество слизи, отсюда постоянный насморк и кашель. Исключительно полезные молочнокислые продукты (бифидок, биокефир, биолайф, биойогу оты), наоборот, содержат живые молочнокислые (бифидо-и лакто-) бактерии, повышают иммунитет и улучшают пищеварение.
• Воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта — одни из наиболее серьёзных хронических заболеваний детей. Кроме того, практически у всех детей дисбактериоз, поэтому даже те витамины, которые они получают, гораздо хуже усваиваются, тем более что чаще всего эти витамины — синтетические.
У подростков дела обстоят не лучше. Как мы знаем, подростковый период — это период полового созревания, когда потребность во всех питательных веществах значительно возрастает. Обратите внимание на следующие данные:
• Мясо способствует кальциевому дефициту, а используют в пищу его 66,3% подростков. Поэтому мясоедам нужно больше молочнокислых продуктов и биологически активных пищевых добавок, содержащих кальций.
• 77% подростков предпочитают бисквиты, сладости и шоколад.
• Только 44,2% подростков едят зелёные и корневые овощи 4-6 раз в неделю.
• 73,4% подростков питаются вне дома 4-6 раз в неделю и в основном употребляют так называемую «пищу быстрого приготовления», в которой очень мало ценных питательных веществ.
• У физически активных подростков энергетические затраты гораздо выше, чем у тех, кто ведёт сидячий образ жизни. К сожалению, следят за своим питанием только те подростки, кто заботится о своей внешности, или молодые спортсмены, стремящиеся за счёт более качественного питания улучшить свои спортивные достижения.
Каковы потребности подростков в витаминах?
• Витамин С — до двух граммов в день (не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральный источник витамина С, который содержит биофлаваноиды, без которых витамин С не усваивается как следует).
• Витамин В-6 в форме пиридоксина или пиридоксаль фосфата (дозы дробить и увеличивать постепенно).
• Комплекс микроэлементов, содержащих цинк и марганец.
• Кальциевый комплекс, где кальций сочетается с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3,
• Кодированная соль или таблетки прессованной морской капусты или ламинарии.
• Девочки, которые в подростковом возрасте почти не едят мяса, должны принимать комплекс поливитаминов и микроэлементов, содержащих, в частности, железо, чтобы предотвратить анемию, и важный микроэлемент молибден, который помогает сбалансировать рост костей в период полового созревания.
Вывод по теоретической части
Депрессия (от лат. — подавление, угнетение) — это подавленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, безынициативность — таковы характерные признаки депрессии.
Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе — для подростка всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка — это «драма», как считал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, — это и трагедия. Я. Корчак писал: «Но и у взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца, когда ему кажется, что только родители могли бы его выслушать, посоветовать, помочь, а если надо, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый может чувствовать себя сиротой».
Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически не справляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервы организма. Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потеря девственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола, отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия — тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовым ситуациям и слишком заласканные маменькины сынки способны даже на самоубийство.
Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс и всегда быть на стороне своих детей.
Любите подростков, смотрите на них с нежностью, уделяйте им больше внимания, спрашивайте их, разговаривайте с ними, слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь о них, кормите их здоровой пищей и постоянно с самого детства давайте им витамины, а они, когда вырастут и заведут свою семью, понесут эту нелёгкую эстафету безоговорочной родительской любви к детям — дальше!
В тестирование использовалась шкала оценки эмоционального тонуса Е.С. Ивановой – Н.Н.Смирновой
Шкала оценок эмоционального тонуса Е.С. Ивановой – Н.Н.Смирновой
Методики диагностики стабильного сниженного настроения были разработаны и валидизированы для выборки людей, страдающих выраженными депрессивными расстройствами. Утверждение содержащиеся в этих опросниках, сформированы на основании жалоб бальных психосоматических и психоневрологических клиник. Более того, область применения данных методик указывается самими авторами как «диагностика тревожности психосоматических больных, диагностика лиц страдающих депрессией».Таким образом данные методики оказываются недостаточно надежны при обследовании условно здоровой выборки, так как степень соматики, как соматической, так и психоэмоциональной, содержащаяся в утверждениях этих опросниках резко отличается от соматического и психоэмоционального состояния условно здорового человека, вызывая, таком образом, при обследование(особенно групповом) неадекватные и защитные реакции, желания «проверить реакцию» экспериментатором путем выставления завышенных оценок по каждому симптому, прямой отказ заполнять опроник и прочее.
Учитывая сложившиеся противоречия между степенью тяжести симптомов опросников, диагностирующих уровень депрессии и реакции условно здоровой выборки на описываемые симптомы, существенно снижающими надежность обследования было принято решение разработать новый опросник, позволяющий выявлять испытуемых с высоким уровнем депрессивности в условной здоровой выборке.
Анализ симптомов, описанных в методиках Бэка, Зунге, Жмурова позволило разработать опросник в который вошло 26 утверждений, из которых 10 направлены на выявление степени выраженности соматических симптомов 16-псохоэмоцианальных(8 прямых и 8 обратных утверждений).
Для проверки надежности данного опросника использовались следующие показатели:
1.вычисление синхронной надежности;
2. Вычисление ретестовой надежности.
Таким образом, разработанная и апробированная Шкала оценки эмоционального тонуса достоверно дифференцирует уровень сниженного настроения у испытуемых в условиях здоровой выборке, не провоцируя у них защитные реакции на описание грубых нарушений, связанных с депрессивным состоянием, не фиксируя внимание на неблагополучии в соматической и эмоциональной сфере, исключает, особенно в выборке подростков возможность спровоцировать самой процедурой обследования тех или иных реакций, связанных с реальными или мнимыми депрессивными состояниями.
Следует особо отметить, что разработанная Шкала апробирована и может использоваться для обследования испытуемых начиная с 13-14 лет, что позволяет выявлять и осуществлять своевременную психологическую поддержку подростков, часто переживающих сниженное подавленное настроение, которое зачастую предшествует истинным депрессивным расстройствам и нуждаются в особом внимании со стороны школьных психологов, педагогов и родителей.
В тестирование принимало участие 38 человек, учащихся 11 классов. Проведенные один раз 8 мая. На основе данного тестирования построена диаграмма 2(Приложение 3). Из которой видно, что у учащихся 11 классов в большей мере выражено ситуативное нарушение эмоционального тонуса (21 человек). Это можно объяснить тем, что день в который я проводила тест был последним учебным и все учащиеся были очень взволнованы. Среди испытуемых, как можно видеть на диаграмме 2, было выявлено выраженное нарушение эмоционального тонуса(12 человек). Это могло быть связано с тем, что школьники очень озабочены приближающимися экзаменами (ЕГЭ), перед ними стоит тяжелый выбор, куда идти учиться дальше (ведь многие еще не до сих пор не определились), преодоление вступительных испытаний и многое другое. Но так же были и найдены дети с выраженным нарушением эмоционального тонуса - таких было 2, но проводя тест я обратила внимание на зажатые, не уверенные личности, у которых не складывается отношения с коллективом, что приводит к негативному отношению со стороны одноклассников. Это выраженный пример ранней стадии подростковой депрессии, которая с годами развивается все больше. На мой взгляд это связано со страхом перед обществом, перед будущим. В очень запушенных стадиях такая ситуация может привести к неблагоприятному исходу событий, таким детям я посоветовала сходить к психологу или обратиться со своими проблемами в службу доверия (телефоны которых были указаны в бланках). По проведенному тесту можно сказать, что испытуемые показали средний допустимый результат, нарушение эмоционального тонуса связано с ожидающими учащихся экзаменами(ЕГЭ) и сложном выборе будущего высшего учебного заведения.
Заключение
Подростковый период – непростое время для многих отроков, а их измученные родители утешают себя тем, что с возрастом это пройдет. Но малоприятные особенности характера, которые списывают на переходный возраст, иногда оказываются первыми проявлениями психических расстройств, поэтому требуют не только терпения родителей, но и внимания врачей.
Начиная с десяти лет человек уже подросток. Самое распространенное психическое расстройство среди подростков – депрессия. К сожалению, в последние годы частота депрессий у подростков неуклонно растет. Чем раньше обнаружена болезнь, тем проще облегчить жизнь пациенту, но первые проявления детской и подростковой депрессии распознать трудно, потому что ее клинические проявления очень похожи на изменения поведения, происходящие в возрасте 10 – 15 лет, во время полового созревания. Чтобы отличать подростковую депрессию от издержек переходного возраста, за поведением подростков надо наблюдать.
1. Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1977-89с.
2. Буянов М.И. Беседы о психиатрии.-М.:Просвещение, 1986-208с.
3. Богданович Л. А. Записки психиатра. М., 1956-109с.
4. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977-82с.
5. Журавлев Д. Причины депрессии в школе //Народное образование.- 2002- №6-С.182
6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982-73с.
7. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979-71с.
8. Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984-93с.