Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:06, доклад
Переход к подр. возр. характеризуется глубокими изменениями: физиология организма, отношения подростка со взрослыми и сверстниками, уровень развития познавательных процессов, интеллект, способности. Происходит переход от детства к взрослости.
Тема 11. Подростковый возраст (11-15 лет)
Переход к подр. возр.
характеризуется глубокими
В начале подр. возр. у ребенка появляется стремление быть похожим на старших – подражают внешним формам поведения, моде в одежде, прическе и т.д.
На первом месте – общение
со сверстниками – ведущая деятельность.
Для него важно занимать среди
них удовлетворяющее его
Основная особенность
Общение со сверстниками.
Динамика мотивов общения со сверстниками:
1) 4 класс – желание
быть в среде сверстников,
2) 5-6 класс – желание занять
определенное место в
3) 7-8 кл. – стремление к автономии
в коллективе и поиск
Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их ребенок. А у подростков (с 4 кл.) начинает развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов или успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.
Подросток и взрослые
1) Первый источник проблем со
взрослыми – непонимание
2) и родители и учителя в большинстве своем не умеют увидеть и учитывать в практике воспитания быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подр. возр, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми.
3) Старшие подростки испытывают потребность в общении со взрослыми «на равных». Из-за неудовлетворенной потребности подростка признания его равноправия в общении взрослыми (особенно родителями) порождает многочисленные конфликты подростка с родителями и учителями.
4) Виновником конфликта всегда признается подросток – мнение родителей, учителей. Подобную самообвиняющую позицию называют «психологическим смирением». Ломка позиции «психологического смирения» приводит к «психологическому бунтарству».
5) Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают его негативные стороны и не замечают развитие позитивного, в частности способности к эмпатии по отношению ко взрослым.
6) Содержание общения с учителями младших подростков сосредоточивается вокруг вопросов учения и поведения, получения поддержки от учителя, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам. С 4 класса подростков больше всего волнуют профессиональные и личностные качества пелагогов.
Оценка причин трудностей, возникающих в учебной деятельности.
По данным опроса С.К. Масгутовой (1988) лишь 4,7% подростков не испытывают затруднений в процессе учения.
Подростки видят причины этих трудностей:
1) в самих себе (плохая память, внимание). Младшие подростки считают, что у них «не хватает знаний и умений», а старшие сетуют на «лень» и «безволие».
2) сложность учебной программы (младшие чаще)
3) профессиональная
Учителя видят причины трудности в учебе:
1) в самих подростках («обвиняющая позиция»)
2) плохая помощь родителей
3) сложности программы
Родители причинами трудностей считают:
1) недоступность программы
2) высокие требования школы
3) недостаток способностей детей
Проблемы в учебной деятельности подростков м.б. обусловлены также отсутствием или неразвитостью познавательной мотивации. Сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности усвоения знаний списываются за счет «лени» служит тормозом для личностного развития как учеников, так и учителей.
Самопознание, самоопределение, самореализация подростков.
Мощным фактором саморазвития в старш. подр. возр. становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем.
Для личностного развития, самоопределения важно научить подростка не только видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства
Старш. подр. и ран. юнош. возр. является сензитивным для становления временной перспективы, системы жизненных целей. Если у подростка появляется какая-то важная жизненная цель, то многие проблемы воспитания в этом возрасте снимаются. И напротив, самые трудные подростки – подростки, не имеющие жизненных целей.
«Трудные» дети.
В настоящее время в психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития.
Анг. психологи Хевитт и Дженкинс выделяют 2 категории «трудных» детей:
1) дети с «социализированными формами» (т.е. дети, не усвоившие никакой системы норм поведения, или усвоившие только антиобщественные нормы) антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к соц. нормам внутри антиобщественных групп;
2) дети с несоциализированным
антиобщественным агрессивным
Социализированные трудные
подростки практически не нуждаются
в психологической работе, а требуют
активного педагогического
Кризис подростк. возраста
В 12-14 лет наступает переломный момент, пик переходного периода от детства к взрослости – «подростковый кризис» - продолжителен. Его проявления: грубость, стремление поступить наперекор желанию и требованию взрослых. На образование подросткового кризиса влияют внешние факторы (постоянный контроль со стороны взрослых), внутренние факторы (состоят в привычках и чертах характера, мешающих подросткам осуществить задуманное: внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым).
Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя. Это порождает у него стремление к самоутверждению. Подростки критично относятся к «-» чертам своего характера, переживают из-за черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с людьми.
Подр. возр. наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей (в учебной деятельности; акцентуации и т.п.).
Психология
подростка с отклоняющимся
Отклоняющимся (девиантным) называется поведение, не соответствующее нравственным или правовым нормам. Оно отличается от аномального, которое связано с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение м.б. вызвано дефектами личностного развития, ошибками воспитания, неблагоприятной ситуацией в семье.
Подростковый возр. представляет повышенный риск из-за:
Рекции подросткового возраста
- снижает чувство тревоги
- средство освобождения от внешнего контроля
- желание чувствовать и казаться сильнее
2. Наркотизм (62% и больше):
- связан с психическим
экспериментированием, поиском новых
ощущений и переживаний,
3. Агрессивное поведение:
- следствие общей озлобленности и низкой самооценки в результате пережитых неудач и несправедливости (бросил отец, отчислили из секции)
- жертвы гиперопеки («маменькины
сынки», не имевшие в детстве
возможности свободно
Совместно совершаемые антисоциальные действия, укрепляют чувство солидарности, доходящие в момент действия до эйфории, которую сами подростки ничем объяснить не могут.
- эффект Вертера –
самоубийство под влиянием
- количество попыток
превышает количество
- для подросткового возр. характерно, что неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти
- тип личности, для которой характерна склонность к уходу от конфликта
- это крик о помощи, а не желание умереть
5. Психические расстройства:
- болезнь начинается
в подр. возр., т.к. латентный период
протекает долго. Период
- акцентуации характера
- часты депрессии
6. Противоправное поведение:
- плохие жилищные условия, материальные проблемы, напряженные отношения
Но связь между поведением и стилем семейного воспитания не доказана
а) смешанные неустойчивые группы
б) стабильные группы с постоянным лидером
Стадии формирования подростковых компаний:
9. Увлечения. Могут быть: интеллектуальные, лидерское, накопительское (марки); телесное; эгоцентрическое; коммуникативное
10. Гипертрафированная мода, на прически, приверженность к знакам, отличающихся от обыденных
11. Гиперсексуальность
– повышенный интерес к
Особенности воспитания