Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:57, контрольная работа
Активность личности — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активной личности. — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
Введение...........................................................................................................3
1. Понятие активной личности...................................................................4
2. Признаки активной личности................................................................6
3. Свойства активной личности...............................................................10
Заключение....................................................................................................13
Список использованной литературы
Деятельность ® Действия ® Движения
Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.
Различают
практические и умственные
Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.
Бывают разные виды интересов:
- Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства).
- Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
- Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
- Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
- Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по телевизору).
- Активный – интерес
действенный, когда человек действует,
овладевая объектом интереса (играет в
футбол, хоккей).
Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения.
При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней:
1) В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями.
2) Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может.
Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности,
её длительность, устойчивость и другие
показатели зависят от согласованности
и оптимальных сочетаний разных компонентов:
эмоционального, мотивационного и др.
В связи с чем, в зависимости от способа
связи психических и личностных уровней
активности она может приобретать оптимальный
или неоптимальный характер. Например,
поддерживать определённый уровень активности
можно двумя способами: перенапряжением
всех сил, что ведёт к утомлению, падению
активности, и за счёт эмоционально-мотивационного
подкрепления.
Заключение
Одним из признаков личности выступает активность, проявляющаяся в конкретной деятельности, общении и поведении. Эта деятельность может иметь большое общественное значение, и о человеке, добивающемся в ней высоких результатов, говорят как о полноценно развитой или даже выдающейся личности.
Активную личность обладает внутренней свободой, способнасознательно выбирать линию своего поведения.
Свободное развитие личности с ее умением осуществлять контроль над своими поступками. Только в этом случае можно говорить о свободной активной личности. Воспитание свободной личности требует развития навыков и умение видеть моральный смысл событий и ответственность за последствия. Развитие моральных навыков, предполагает воспитание таких моральных качеств, как справедливость, заинтересованность одного человека в другом, в обществе, забота об из интересах, толерантность.
Способность
человека производить общественно-значимые
преобразования в мире на основе присвоения
богатств материальной и духовной культуры,
проявляющаяся в творчестве, волевых актах,
общении очень важна не только для самого
человека, но и для общества вцелом. Вот
почему вопросы, рассмотренные в данной
работе являются актуальными в наше время.
Список
использованной литературы
1. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
3. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1999
4. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.
6.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной
личности. М.:МОДЭК, 2002