Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 10:06, реферат
Задачи:
- изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
-определение основных тенденций развития управленческих процессов;
- анализ механизмов прямой и обратной связей объекта и субъекта управления.
Введение
1.Понятие управленческого общения
1.2. Виды управленческого общения
2. Управление как совокупность взаимодействующих элементов.
2.1.Взаимодействие объекта и субъекта управления
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание
Введение
1.Понятие управленческого общения
1.2. Виды управленческого общения
2. Управление как совокупность взаимодействующих элементов.
2.1.Взаимодействие объекта и субъекта управления
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Управление любой системой в
простейшем виде может быть рассмотрено
в виде контура управления, как
совокупность двух взаимодействующих
подсистем - субъекта управления (управляющей
подсистемы) и объекта управления
(управляемой подсистемы). Управление
- есть процесс воздействия субъекта
на объект в целях перевода его
в новое качественное состояние
или поддержания в
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Для того чтобы между двумя субъектами
существовала управленческая связь
и соответственно осуществлялось управленческое
взаимодействие, необходимо, чтобы
между этими субъектами существовали
отношения управления. Они являются
основой возможности
В настоящее время особое внимание в управлении стало уделяться организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций, следовательно, Актуальность данной работы обусловлена тенденцией изучения сущности процесса управления и управленческих отношений. Это и определяет познавательную функцию теории управления, она же является и доминирующей.
Задачи:
- изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
-определение основных тенденций развития управленческих процессов;
- анализ механизмов прямой и обратной связей объекта и субъекта управления.
Объектом курсовой работы является взаимосвязь объекта и субъекта управления, механизмы прямой и обратной связи.
Предметом же выступает управленческое общение и коммуникации в процессе управленческой деятельности.
Целью данной работы является анализ взаимосвязи объекта и субъекта управления, а также выявление основных механизмов прямой и обратной связи.
Курсовая работа состоит из трех
частей, в каждой из которых изложен
основной материал по данной теме. В
первой части данной работы раскрыты
особенности управленческого
При написании данной курсовой работы были использованы пособия следующих авторов: Бурганова Л. А. Теория управления, Глущенко Е. В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления, Пикулькин А. В. Система государственного управления, Франчук В. И. Общая теория управления, и многих других.
1. Понятие управленческого общения и основные подходы к его рассмотрению
Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.
Таким образом, управленческое общение - это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.
Предметом анализа в данной работе будет в основном межличностное общение, то есть общение начальника и подчинённого.
Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.[2, с.46]
Структура управленческого общения.
Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА.
В процессе общения субъект
и объект управления обмениваются разного
рода информацией. Не менее важен
также осуществляемый в ходе общения
обмен настроениями, интересами, чувствами.
Это предстаёт как
Специфика коммуникативных
процессов проявляется в
q В характере процесса обратной связи;
q Наличии коммуникативных барьеров;
q Наличии феномена
q Существование различных уровней передачи информации.
С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:
q Вербальные средства коммуникации - речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь - паузы и так далее)
q Невербальные, или экспрессивные,
средства коммуникации - оптико-кинетическая
система знаков (жесты, мимика, пантомимика),
система организации
Каждая в отдельности
знаковая система являет собой некий
рычаг в установлении правильного
(корректного), зависящего от ситуации,
контакта с подчинёнными, умение влиять
на его психику и его внутреннее
состояние без
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА
В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. . В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:
1. «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);
2. «организатор» (высокая
ориентация на эффективную
3. «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);
4. «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);
5.«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА
С точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.
Межличностная перцепция - процесс
взаимопознания субъектами общения
друг друга как основа для их взаимопонимания.
Эта сторона управленческого
общения включает в себя определённые
механизмы взаимопонимания и
прогнозирования поведения
Функции управленческого общения
Предмет изучения общения руководителя с подчиненным является многосторонним и неоднозначным. В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).
Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в управлении, наиболее важны следующие функции:
1. Функция социализации.
Включаясь в совместную
2. Контактная функция.
Цель этой функции - установление
контакта как состояния
3. Координационная функция,
цель которой - взаимное ориентирование
и согласование действий
4. Функция понимания, то
есть не только адекватное
восприятие и понимание смысла
сообщения, но и понимание
5. Амотивная функция, цель
которой - возбуждение в партнере
нужных эмоциональных
Ориентация в этих функциях
и умелое пользование ими помогает
выявить причины возникающих
трудностей при реализации конкретной
задачи управленческого общения. Разработка
теоретических основ
Эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.[4, c.106]
Жанры общения руководителя с подчинёнными
Руководитель в процессе своей деятельности проходит несколько стадий поведения: от самой жёсткой, категоричной, где надо проявлять жёсткость и нежелание идти на компромисс, до самой мягкой, лояльной, где руководитель становится равным собеседником без признаков доминирования. Но следует различать ситуации, где и как надо себя вести. В следующей таблице приводятся виды общения, выделенные по функциональному назначению, или жанры общения, как их иногда называют.
Функциональные виды управленческого общения См. в приложении 1
Данное приложение не претендует на полноту, она требует дальнейшей доработки. При этом каждый из видов может на практике использоваться в различных формах. Например, приказ может быть доведён в форме просьбы или требования. Вместе с тем, как показывает практика, всё разнообразие задач управленческого общения может быть решено с использованием перечисленных функциональных видов общения, специфику и психологическую основу которых нужно разрабатывать на теоретическом и практическом уровнях.[10, c.98]