Понятие и виды управленческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 10:06, реферат

Краткое описание

Задачи:
- изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
-определение основных тенденций развития управленческих процессов;
- анализ механизмов прямой и обратной связей объекта и субъекта управления.

Содержание

Введение
1.Понятие управленческого общения
1.2. Виды управленческого общения
2. Управление как совокупность взаимодействующих элементов.
2.1.Взаимодействие объекта и субъекта управления
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 2.docx

— 131.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Понятие управленческого общения

1.2. Виды управленческого  общения

2. Управление как совокупность  взаимодействующих элементов.

2.1.Взаимодействие объекта и субъекта управления

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Управление любой системой в  простейшем виде может быть рассмотрено  в виде контура управления, как  совокупность двух взаимодействующих  подсистем - субъекта управления (управляющей  подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). Управление - есть процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его  в новое качественное состояние  или поддержания в установленном  режиме.

В самом общем виде управление предстает как определенный тип  взаимодействия, существующий между  двумя субъектами, один из которых  в этом взаимодействии находится  в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта  управления. Данное взаимодействие характеризуется  следующими моментами:

субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

объект управления получает управленческие команды и функционирует  в соответствии с содержанием  данных команд.

Для того чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь  и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы  между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления  управления, так как именно они  задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды  выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а  базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

В настоящее время особое внимание в управлении стало уделяться  организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего  уровня, а также проблемам эффективных  коммуникаций, следовательно, Актуальность данной работы обусловлена тенденцией изучения сущности процесса управления и управленческих отношений. Это  и определяет познавательную функцию  теории управления, она же является и доминирующей.

Задачи:

- изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;

 -определение основных тенденций развития управленческих процессов;

- анализ механизмов прямой и обратной связей объекта и субъекта управления.

Объектом курсовой работы является взаимосвязь объекта и субъекта управления, механизмы прямой и обратной связи.

Предметом же выступает управленческое общение и коммуникации в процессе управленческой деятельности.

Целью данной работы является анализ взаимосвязи объекта и субъекта управления, а также выявление  основных механизмов прямой и обратной связи.

Курсовая работа состоит из трех частей, в каждой из которых изложен  основной материал по данной теме. В  первой части данной работы раскрыты особенности управленческого общения, его структура и основные функции. Во второй части рассматривается  взаимосвязь и взаимодействие важнейших  элементов управленческого процесса, т.е. объекта и субъекта управления. Заключительная часть раскрывает основные механизмы и принципы обратной связи  в управленческой деятельности.

При написании данной курсовой работы были использованы пособия следующих  авторов: Бурганова Л. А. Теория управления, Глущенко Е. В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления, Пикулькин А. В. Система государственного управления, Франчук В. И. Общая теория управления, и многих других.

1. Понятие управленческого  общения и основные подходы  к его рассмотрению

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания и особенностей общения  руководителя и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого  общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким  для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении  руководителя и подчинённого ярко выражен  ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.

Таким образом, управленческое общение - это деловое общение  между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное  потребностями управления их деятельностью.

Предметом анализа в данной работе будет в основном межличностное  общение, то есть общение начальника и подчинённого.

Общение руководителя с подчинённым  неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости  общения» в управление позволяет  детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В целом же можно  констатировать, что посредством  общения организуется и реализуется  управление. Благодаря присущей ему  функции воздействия, общение позволяет  согласовывать действия различных  его участников.[2, с.46]

Структура управленческого  общения.

Как правило, в общении  выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком смысле слова  как обмен информацией между  субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации  совместной деятельности; межличностная  перцепция - процесс взаимопознания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА.

В процессе общения субъект  и объект управления обмениваются разного  рода информацией. Не менее важен  также осуществляемый в ходе общения  обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.

Специфика коммуникативных  процессов проявляется в следующих  особенностях:

q В характере процесса  обратной связи;

q Наличии коммуникативных  барьеров;

q Наличии феномена коммуникативного  влияния;

q Существование различных  уровней передачи информации.

С точки зрения эффективности  управления, для руководителя очень  важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того очень важно правильно  понимать назначение и уместность следующих  знаковых систем:

q Вербальные средства  коммуникации - речь, пара- и экстралингвистические  системы (интонация, неречевые  вкрапления в речь - паузы и  так далее)

q Невербальные, или экспрессивные,  средства коммуникации - оптико-кинетическая  система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства  и времени коммуникации, система  «контакта глазами».[2, c.58]

Каждая в отдельности  знаковая система являет собой некий  рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с подчинёнными, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного  вмешательства. Невозможно, например, создание доброжелательной и доверительной  атмосферы в беседе, если один из её участников своим внешним видом  постоянно подчёркивает своё превосходство. В результате нарушается один из основных принципов проведения беседы - создания атмосферы взаимного доверия. Интеллектуальный потенциал подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА

В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение  принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется  тем, что объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к  действию. Стратегии общение, избранные  руководителем (в большинстве случаев  неосознанно), определяет стиль общения  и управления. . В литературе описаны  пять основных типов управляющих  в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или  на заботу о взаимоотношениях с людьми:

1. «либерал» (максимальное  внимание к людям, минимальное  внимание к работе);

2. «организатор» (высокая  ориентация на эффективную работу  в сочетании с доверием и  уважением к людям);

3. «манипулятор» (умеренное  внимание к работе, незначительное  внимание к людям);

4. «пессимист» (незначительное  внимание к производству и  к людям);

5.«диктатор» (максимальное  внимание к работе, незначительное  внимание к людям).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА

С точки зрения эффективности  управления, процесс восприятия объекта  и субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.

Межличностная перцепция - процесс  взаимопознания субъектами общения  друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого  общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и  прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные  барьеры, механизмы психологической  защиты личности.

Функции управленческого  общения

Предмет изучения общения руководителя с  подчиненным является многосторонним и неоднозначным. В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют  сотни различных функций, которые  в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).

Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в  управлении, наиболее важны следующие  функции:

1. Функция социализации. Включаясь в совместную деятельность  и общение, молодые сотрудники  не только осваивают коммуникативные  умения и навыки, но и учатся  быстро ориентироваться в собеседнике,  ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также  очень важно как в плане  межличностной адаптации, так  и для осуществления непосредственной  профессиональной деятельности. Важное  значение имеет приобретаемое  при этом умение действовать  в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое  отношение к другим сотрудникам.

2. Контактная функция.  Цель этой функции - установление  контакта как состояния обоюдной  готовности руководителя и подчинённого  к приёму и передаче сообщения  и поддержания взаимосвязи в  форме взаимоориентированности.

3. Координационная функция,  цель которой - взаимное ориентирование  и согласование действий различных  исполнителей при организации  их совместной деятельности.

4. Функция понимания, то  есть не только адекватное  восприятие и понимание смысла  сообщения, но и понимание партнёрами  друг друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и так  далее).

5. Амотивная функция, цель  которой - возбуждение в партнере  нужных эмоциональных переживаний  («обмен эмоциями»), а также изменение  с их помощью собственных переживаний  и состояний.

Ориентация в этих функциях и умелое пользование ими помогает выявить причины возникающих  трудностей при реализации конкретной задачи управленческого общения. Разработка теоретических основ управленческого  общения имеет своей целью  повышение его эффективности. Поэтому  не праздным является вопрос о том, какое управленческое общение мы будем считать эффективным. Иногда эффективность управленческой коммуникации рассматривают с точки зрения достижения целей участниками общения. Но в управленческом общении может  быть два и более партнеров, и  каждый из них может иметь свою цель, отличную от цели собеседника, а  иногда и противоположную. Например, руководитель может ставить своей  целью убедить подчинённого в  необходимости выполнения какой-либо работы, а подчинённых, в свою очередь, может стремиться отказаться от этого  поручения. Цели противоположны и, при  отсутствии компромиссного решения, решение  для одного из участников будет «неэффективным».

Эффективность управленческого  общения нельзя рассматривать в  отрыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует  считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей  управленческой деятельности посредством  оперативной передачи необходимой  информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между  объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.[4, c.106]

Жанры общения  руководителя с подчинёнными

Руководитель  в процессе своей деятельности проходит несколько стадий поведения: от самой  жёсткой, категоричной, где надо проявлять  жёсткость и нежелание идти на компромисс, до самой мягкой, лояльной, где руководитель становится равным собеседником без признаков доминирования. Но следует различать ситуации, где  и как надо себя вести. В следующей  таблице приводятся виды общения, выделенные по функциональному назначению, или  жанры общения, как их иногда называют.

Функциональные  виды управленческого общения См. в приложении 1

Данное приложение не претендует на полноту, она требует дальнейшей доработки. При этом каждый из видов  может на практике использоваться в  различных формах. Например, приказ может быть доведён в форме  просьбы или требования. Вместе с  тем, как показывает практика, всё  разнообразие задач управленческого  общения может быть решено с использованием перечисленных функциональных видов  общения, специфику и психологическую  основу которых нужно разрабатывать  на теоретическом и практическом уровнях.[10, c.98]

Информация о работе Понятие и виды управленческого общения