Понятие и типы этнических общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

В современной системе психологических знаний существует два подхода к изучению обусловленности психологии человека его этнической (культурной) принадлежностью. В западной (прежде всего американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросскультурная психология. В отечественной научной традиции, идущей от европейской философской мысли, подобные исследования ведутся в рамках этнической психологии.

Содержание

Предмет этнической психологии как науки………………………...3стр.
Понятие и типы этнических общностей……………………………..6стр.
Понятия «национальный характер» и «менталитет» в этнопсихологии и дискуссия о правомерности их использования…………………………………………………………...9стр.
Список литературы……………………………………………………16стр.

Вложенные файлы: 1 файл

этнопсихология.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет этнической психологии как науки………………………...3стр.
  2. Понятие и типы этнических общностей……………………………..6стр.
  3. Понятия «национальный характер» и «менталитет» в этнопсихологии и дискуссия о правомерности их использования…………………………………………………………...9стр.
  4. Список литературы……………………………………………………16стр.

 

 

  1. Предмет этнической психологии как науки

В современной системе  психологических знаний существует два подхода к изучению обусловленности психологии человека его этнической (культурной) принадлежностью. В западной (прежде всего американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросскультурная психология. В отечественной научной традиции, идущей от европейской философской мысли, подобные исследования ведутся в рамках этнической психологии.

Психологическая антропология возникла в 30-х годах XX в. как междисциплинарное направление исследований, отражающее желание культурных антропологов проникнуть во внутреннюю жизнь индивидов, обусловленную их социализацией. Яркими представителями этого направления были Р. Бенедикт, М. Мид, К. Клакхорн, Р. Линтон, К. Дюбуа и др. Основной предмет психологической антропологии — изучение того, как человек мыслит, чувствует, эмоционально реагирует и действует в условиях разных культур. Отличительной особенностью этой дисциплины является то, что она зародилась внутри культурной антропологии и служила развитию, прежде всего, этой науки.

Кросскультурная (или сравнительно-культурная) психология занимается изучением сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также изучением современных изменений этих различий.

Современные подходы в  кросскультурной психологии также нацелены на поиск универсалий, т. е. того, что остается универсальным в психологии человека в разных культурах. В настоящее время из узкой, довольно экзотической для психологии специальности кросскультурная психология стала устоявшейся отраслью, объединяющей сотни ученых из многих частей мира. В 1973 г. в Директории кросскультурных исследований и исследователей было указано уже 1125 ученых из 65 стран мира, в настоящее время их число еще более выросло. Большинство из них представляет университеты США и Европы, часть — университеты стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многие из них являются членами таких профессиональных организаций, как Inetmational Organization for Cross-cultural Psychology и The Society for Cross-Cultural Research. Исследования по кросскультурной психологии сейчас приоритетны для пяти международных психологических журналов. 
Этническая психология — это междисциплинарная наука, имеющая, как минимум, двух «родителей» — этнографию (этнологию) и собственно психологию. Первоначально целью этнической психологии было изучение психологических особенностей, духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX столетия сформировались самые общие понятия этнопсихологии — «психология народов», «национальный характер», «народный дух»; также появился термин «этническая (или этнографическая) психология» (Рибо Т., 1886). Одновременно развивалось и философско-психологическое направление в этнопсихологии (X. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон и др.). Основным методом исследования в тот период был анализ проявлений человеческого духа в языке, обычаях, мифах, т. е. в сфере духовной культуры разных народов. Отечественная этническая психология в историческом контексте связана с именами языковедов и литературоведов Д. Овсянико-Куликовского и А. Потебни, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа Г. Шпета.

В настоящее время этническая психология в России переживает период бурного развития. Реалии нашей жизни  стимулировали многочисленные эмпирические исследования, нацеленные на изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических итнишении, миграции, аккультурации, проблемы этнических меньшинств и др. В настоящее время этнопсихология — это наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Этнопсихология  — наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Цели этнической психологии состоят в выявлении психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности, а также в изучении психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровнях. Исследователю любой этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека (в частности, механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципы внутри- и внешнегруппового взаимодействия. Это должно способствовать формированию стойкой и осознанной позитивной идентичности, которая является единственным надежным буфером как на пути этнической маргинальности, так и на пути формирования иррациональной этнической нетерпимости. Для формирования и поддержания этнической толерантности необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей. 

Основные задачи этнической психологии на современном этапе  ее развития могут быть сформулированы таким образом:

1) исследование социально-психологических  проблем межэтнического взаимодействия (межэтнического восприятия; межэтнической напряженности; этноцентризма и этнической интолерантности; изменяющейся этнической идентичности; этнических миграций и аккультурации и др.);

2) изучение особенностей  формирования и актуализации  этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности; этнопсихотерапии и других аспектов этничности как индивидуально-личностной характеристики человека;

3) создание и апробирование  программ и методов социально-психологического  тренинга успешного межкультурного  взаимодействия и методов этнопсихологической  коррекции личности; 

4) развитие теории этнической  психологии с целью понимания  психологических законов влияния  этнической и культурной принадлежности  на жизнь человека.

2. Понятие и  типы этнических общностей.

К этническим, или социально-этническим, общностям относятся такие большие  социальные группы, как племя, нация, этническая группа, диаспора и другие этнические образования, возникшие  в результате естественноисторического процесса. Этнос (треч. ethnos — племя, народ) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами культуры (включая язык), общими особенностями психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Понятие «этнос» служит исходным для исследования характеристик  социально-этнических общностей. В  нем выражается то общее, что имеется  в понятиях «нация», «народность», «этническая  группа» и др. Речь идет прежде всего о таких общих этнических признаках, как культура, язык, религия, территория, общая историческая судьба, самосознание, самоназвание («русский», «немец», «француз»).

Важнейшим показателем сформировавшейся этнической общности является этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. В конечном счете оно определяется воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он находится.

Нередко возникает проблема сопоставления (отождествления, противопоставления) таких понятий, как «этнос» и  «нация». Существует несколько точек зрения на процесс формирования нации. Одни ученые не делают различия между нацией и этносом, другие считают, что нация начинает формироваться с образованием государства, третьи — что нации формируются лишь в период развития капиталистических отношений. Высказываются и иные точки зрения.

Очевидно, что этносы имеют  более длительную историю развития. Нации начинают формироваться в  период образования централизованных государств. Этот процесс весьма длительный и может растянуться на многие века. Например, одни этносы уже в  Средние века имели достаточно четко  выраженные признаки нации (Англия, Франция, Болгария и т. д.), другие только в XX в. начали формироваться в отдельные  нации. Росту национального самосознания многих этносов и формированию новых  наций в XX в. во многом способствовал  распад таких империй, как АвстроВенгерская, Британская, Российская, СССР и др.

С распадом СССР (1991 г.) этнические проблемы обострились и в бывших республиках Советского Союза, и  в самой России. В условиях всеобщей нестабильности в стране такой положительный  сам по себе момент, как рост национального  самосознания, приобрел негативный характер. Этнические элиты отдельных субъектов Российской Федерации в своей борьбе за власть нередко используют национальную идею как разменную карту. Спекулируя на этнических чувствах людей, они провоцируют межэтнические, межконфессиональные и политические конфликты. События в Чечне последних десяти лет — наглядное тому подтверждение.

Перед российским государством и обществом стоят несколько  острейших проблем в сфере  национальной политики:

1) проблема национально-государственного  устройства Российской Федерации,  связанная с тем, как, на  каких принципах строить отношения  между федеральным центром и  отдельными этническими субъектами;

2) проблема, связанная с  так называемым «русским вопросом».  Русские (русскоязычные) граждане  вынуждены переселяться в «центральную»  Россию не только из стран  ближнего зарубежья, но и из  своих же национальных республик  (субъектов РФ). Основной причиной  такой миграции является нарушение  прав русских и русскоязычных  граждан;

3) проблема незаконной  миграции иностранных граждан  на территорию России. Бесконтрольный  приток иностранцев дестабилизирует  социальную структуру общества, создает напряженность в межэтнических  отношениях. Нередко хорошо организованные, обеспеченные в финансовом плане,  опирающиеся на поддержку криминальных  структур «пришельцы» вытесняют  коренных жителей России из  их традиционной среды обитания. Особенно тревожная в этом  плане ситуация складывается  в Краснодарском и Ставропольском  краях и в некоторых районах  Дальнего Востока, а также в  Московском регионе.

В настоящее время роль этнических общностей в развитии социальной структуры российского  общества значительно возрастает. Это  связано, во-первых, с демократизацией  общества, открывшей перспективы  самоопределения этническим общностям  и стимулирующей рост этнического  самосознания; во - вторых, с развитием рыночных отношений, которые обострили конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, в том числе и между этническими общностями.

Необходимо учитывать, что  демократические институты общества могут эффективно функционировать  только в условиях соблюдения всеми  субъектами социальных отношений единых норм и законов, единых «правил игры». Пока, к сожалению, российское государство  не может гарантировать всем своим  гражданам равные условия жизнедеятельности  и эффективно защищать их интересы, как в самой России, так и  за ее пределами.

  1. Понятия «национальный характер» и «менталитет» в этнопсихологии и дискуссия о правомерности их использования.

Описывая определенные особенности  нации, специфику образа жизни, манеры поведения, говорят о национальном характере.

Под национальным характером понимается то, что приобретается, получается в процессе контактов внутри определенного  сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения  и деятельности.

Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на национальный характер. Среди них  — тип общества, в котором живут  люди, доминирующая религия, психофизиологическая природа нации, а также среда  обитания человека.

Первоначально описательное понятие национальный характер использовалось в литературе о путешествиях с целью показать образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали, прежде всего, темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

С. М. Арутюнян определяет национальный характер как «своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и  национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий  материальной жизни, особенностей исторического  развития данной нации и проявляющихся  в специфике ее национальной культуры».

Довольно распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт. На уровне бытового сознания существование  у каждого народа национального  характера не вызывает сомнений, является как бы аксиомой. Особенно часто  эта мысль возникает во время  пребывания, даже самого краткого, в  чужой этнической среде. Оно укрепляет  убеждение в том, что люди этой общности во многих отношениях сильно отличаются от нашей: об этом свидетельствуют  черты их жизни и быта, порой  даже внешний облик людей, их поведение  и пр. Национальный характер оказывается  как бы ключом к объяснению жизни  народа, и даже его истории.

Характер этноса — это  не сумма характеров отдельных его  представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Психолог И. С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй  и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны». Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национальных характеров. Но немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда. Русское трудолюбие носит азартный, даже авральный вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-то трудовой задачи, а затем спад трудовой активности, т.е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. А труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, и поэтому не способствовал развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.

Информация о работе Понятие и типы этнических общностей