Понятие и типы этнических общностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

В современной системе психологических знаний существует два подхода к изучению обусловленности психологии человека его этнической (культурной) принадлежностью. В западной (прежде всего американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросскультурная психология. В отечественной научной традиции, идущей от европейской философской мысли, подобные исследования ведутся в рамках этнической психологии.

Содержание

Предмет этнической психологии как науки………………………...3стр.
Понятие и типы этнических общностей……………………………..6стр.
Понятия «национальный характер» и «менталитет» в этнопсихологии и дискуссия о правомерности их использования…………………………………………………………...9стр.
Список литературы……………………………………………………16стр.

Вложенные файлы: 1 файл

этнопсихология.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

Для более полного представления  своеобразия конкретной нации важно  учитывать не только основные черты  ее национального характера, специфики  образа жизни и манер поведения, но и особенности ее образа мышления — менталитета.

Понятие менталитет относительно новое, этот термин соответствует русским словам склад ума, умонастроение, душевность. В одно и то же понятие ментальности разные авторы вкладывают различное содержание. Принято считать, что менталитет принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые с трудом поддаются сколько-нибудь строгой дефиниции. Рассмотрим несколько определений понятия менталитет.

И. Г. Дубов в статье «Феномен менталитета: психологический анализ» приводит следующие дефиниции: менталитет — некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего общества и обьяснить специфику их реагирования на него; в философской литературе менталитет — совокупность представлений, воззрений, чувствований людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы; с точки зрения психологов, менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других.

В словаре русского языка  С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой менталитет оценивается как понятие «книжное»  и определяется как «осмысление  мира, прежде всего с помощью образов, окрашенных эмоциональными и ценностными  ориентациями, тесно связанными с  традициями, настроением, чувством».

Термин менталитет достаточно своеобразно определяется в англоязычных словарях. Так, например, словарь Webster определяет mentality как mental capacity, то есть как умственную способность, или как mental power, как умственную силу, мощность, как mental outlook, то есть умственный взгляд, умственную перспективу, что можно понимать и как мировоззрение. Приводится значение данного термина и как state of mind – состояние разума.

Схожее определение мы находим и у С. Г. Тер-Минасовой: «понятие менталитет включает в себя склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию. Иными словами, менталитет – это мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и общества в целом. Mentality – (degree of) intellectual power; mind, disposition, character (менталитет – уровень интеллектуальных возможностей, склад ума, настроение, характер)».

В определенном смысле категория менталитет может быть отождествлена с категорией подсознательная духовность. Выступая в качестве ядра смысловой сферы индивида, менталитет одновременно есть «система заложенных в основание культуры взаимосвязанных универсалий, которые являются формами хранения и трансляции фундаментальных представлений о мире и социального опыта жизни в этом мире».

Под менталитетом также понимается и «исторически сложившееся долговременное умопостигаемое единство наиболее устойчивых представлений, стереотипов и архетипов, проявляющихся на осознаваемом и  неосознаваемом уровнях в виде особого образа мыслей, мироощущения и мировосприятия, и имеющего аксиологическое, эмоциональное и поведенческое воплощение».

Элементы, составляющие менталитет, существуют не просто в своей разнородности, а сливаются в некий духовный сплав. «Менталитет воплощает в  себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, общественного и индивидуального, мышления и поведения, веры и образа жизни. Менталитет проявляется в  позициях, ценностных ориентациях, мировоззренческих  и поведенческих стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке».

С одной стороны, менталитет определяет наши предпочтения (поведенческие, ценностные, нормативные), с другой – выступает основой отталкивания человека от всего того, что ему  чуждо, основой неприятия определённых стандартов поведения, идей.

Из специальных исследований, центрированных на менталитете, отметим  работу В. В. Колесова «Язык и ментальность» (2004), который предлагает следующую  трактовку понятия менталитет: «менталитет в своих признаках есть наивно целостная картина мира в её ценностных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создаёт этноментальное пространство народа на данной территории его существования».

Менталитет народа всегда несёт на себе печать национального, ассоциируясь с такими понятиями, как национальное сознание, национальный характер, народный духи т.п. Он является выражением специфики национального своеобразия. Полноценное знакомство с любой культурой предполагает не только изучение материальных составляющих этой культуры, не только знание её исторической, географической и экономической детерминант, но и попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей языка этой культуры.

По словам Э. Гуссерля, «как бы ни были враждебно настроены по отношению друг к другу европейские нации, у них всё равно есть внутреннее родство духа, пропитывающее их и преодолевающее национальные различия».

Общее сближает народы, позволяет  увидеть и понять неповторимость культуры, традиций, предопределяет уважительное отношение к государству и  его народу.

«Менталитет скрывается в  поведении, оценках, манере мыслить  и говорить. Выучить и подделать  его нельзя, можно лишь «впитать»  вместе с тем языком, который вмещает  в себя мировоззрение и коды данной культуры».

В целом, понятие менталитет включает в себя следующие содержательные компоненты:

o   образ жизни как относительно самостоятельную систему основных форм жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, связанную с национальным укладом, стилем, обрядностью, бытом и др.;

o   духовные основы народной жизни, взятые в широких исторических рамках (истоки в форме исторической памяти, историческое наследие как духовно-нравственный потенциал, проявляющийся в исторической идентификации);

o   национальную психологию (национальный характер).

Каждая национальная культура есть результат проявленной деятельности национального менталитета, так  как национальная культура не существует вне национального менталитета. Все это находит свое отражение в лексике языка, и поэтому менталитет составляет часть народной культуры.

Таким образом, говоря о менталитете  той или иной нации, народа, мы затрагиваем  сложную, многослойную совокупность механизмов и способов действия, тесно связанных  с многовековой культурой народа, ее обретенными и закрепленными  способами реагирования на изменения  внешнего мира, определяющими поведение  нации.

 

Список литературы:

  1. Платонов Ю.П. Этнопсихология: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования. – М.: Академия, 2012. ("Бакалавриат", "Высшее профессиональное образование-Психология")
  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2013.
  3. Почебут Л.Г.Взаимопонимание культур. СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. Прозоров А. В.
  4. Прозоров А.В. Этнопсихология : курс лекций / А. В. Прозоров, М. И. Прозорова ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Калининградский юридический ин-т Калининград: Калининградский юридический ин-т МВД России, 2011.
  5. Тучкова Т. В. Проблема национального характера в контексте социально-психологических исследований: история и современность : учебное пособие по дисциплинам "Этнопсихология", "Культурология", "Социальная психология", "Русская философия" для социально-экономических специальностей / Мурманск: Изд-во Мурманского гос. технического ун-та, 2008.
  6. Триандис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.
  7. Хамматова Р. С. Этнопсихологические особенности семьи : монография / Р. С. Хамматова .- Самара: Изд-во ПГСГА, 2011.
  8. Этнопсихология: вопросы теории и практики : сборник научных трудов / под ред. О. Е. Хухлаева Москва: Московский гор. психолого-пед. ун-т, 2010.
  9. http://www.psychology.ru/

 

 


Информация о работе Понятие и типы этнических общностей