Понятие конфликта и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда, будут существовать столько, сколько существуют взаимодействия людей между собой. Исследованию конфликтов, причин их появления, месту конфликтов в становлении и развитии общества посвящено множество работ ученых различных направлений: социологов, психологов, управленцев.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……2
1. Введение…………………………………………………………………..……2
1. Понятие конфликта и его виды………………………………………..….3
2. Сетка Томаса-Килмена………………………………………………...…..10
3. Укажите, как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям,идеям………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………...………………………………………..….3
2. Сетка Томаса-Килмена………………………………………………...…..10
3. Укажите, как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям,идеям………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

конт псих упр.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

4. руководитель считает, что немедленное решение проблемы  может привести к обострению  ситуации.

Данная форма поведения у исполнителя позволяет ему выйти из конфликтного взаимодействия без ущерба для своих интересов, однако, и без разрешения самого конфликта. Если такую форму избирает руководитель, то это позволяет ему избежать ответственности, не вникать глубоко в проблему, находясь как бы в тени, уйти от решения конфликта.

2. Противоборство (конкуренция) Она характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Условия применения данного стиля:

1. восприятие ситуации  как крайне значимой для индивида.

2. наличие большого объема  власти или других возможностей  настоять на своем.

3. ограниченность времени  решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения.

4. необходимость сохранить  «свое лицо» и действовать  жестко, хотя, может быть, и не  самым лучшим образом.

При выборе данного стиля поведения руководителем конфликт может быть до конца не решен, а точка зрения навязана подчиненному. Особенность данного стиля поведения состоит в том, что подчиненных заставляют отказываться от своих точек зрения, используются угрозы, наказания. Это может привести к подавлению работника, его уходу или увольнению из организации.

3. Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Данный подход возможен, если:

1. вклад индивида не  слишком велик, а возможность  проигрыша слишком очевидна.

2. предмет разногласия  более существенен для оппонента, чем для индивида.

3. сохранение хороших  отношений с оппонентом важнее, чем решение конфликта в свою  пользу.

4. у индивида мало шансов  на победу, мало власти.

Такое поведение в конфликте используется руководителем, если он крайне заинтересован в сохранении хороших отношений с подчиненными, коллегами; уступает, считая, что не прав сам.

4. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом свои интересы.

Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

5. При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, то только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устраняются.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного подтверждения придерживаются не все специалисты-конфликтологи.

Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой для формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Реальное поведение личности в конфликте не сводится к тому или иному из указанных стилей, а включает элементы всех стилей поведения, но с разными «весами». Для выяснения этих «весов» поведения личности в конфликте нужно воспользоваться тестом Томаса, который выявляет следующие типы поведения в конфликте:

1. эффективное – оно  предполагает умение соизмерять  свои ресурсы (эмоциональные и  материальные) с возможностями оппонента, уметь уступать, не загоняя другого  участника в безвыходную ситуацию.

2. авторитарное поведение  характеризуется тем, что индивид  настроен на победу, на отстаивание  собственных интересов, не особенно  задумывается о последствиях.

3. уступчивое поведение, предполагает, что индивид все  спорные ситуации старается разрешить  миром, но часто это происходит  за счет его собственных интересов.

 

3. Укажите, как  называется терпимость к чужому  поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям.

а)толерантность;

б) плюрализм;

в) консенсус;

г) акцентуация.

Ответ: а) толерантность.

Толерантность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и они, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Фактически любое убеждение – религиозное, политическое или культурное – может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все же имеет два недостатка. Один из них – склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. Другой недостаток – необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом; и необходимость защиты сообщества от заговоров и измены – особенно от измены, во главе которой стоят фанатичные и тоталитарные политические движения, стремящиеся к уничтожению свободы и справедливости. Но даже в этой сфере, где в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всей работы можно сделать ряд выводов:

1. Конфликты существовали, существуют и будут существовать  всегда. Они неизбежны и неустранимы.

2. Но несмотря на неустраняемость конфликтов, их можно корректировать и управлять ими.

3. Управление конфликтом  – это целенаправленное воздействие: либо по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, либо  по коррекции поведения участников  конфликта, либо по поддержанию  необходимого уровня конфликтности. Но не выходящего за контролируемые пределы.

4. Управлению конфликтом  должна предшествовать стадия  его диагностики, т.е. определение  основных составляющих конфликта, причин его породивших.

5. Профессиональные конфликтологи указывают на большое количество методов управления и коррекции конфликтами: внутриличностные методы; структурные методы; межличностные методы; персональные методы; переговоры и т.д.

6. Естественно, что для  каждого конкретного случая нужно  подбирать индивидуальные методы, а лучше их сочетание.

7. На мой взгляд, самый  эффективный метод коррекции  и управления конфликтами –  это переговоры. Они могут вывести  конфликт в конструктивное русло, решить многие проблемы оппонентов.

 

 

 

Список литературы

1. Психология управления: учебное пособие. / Э.В. Островский - М.: ИНФРА-М, 2011. - 249 с.

2. Мананникова Е.Н. Психология управления: Учебное пособие / Е.Н. Мананникова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 320 с.

3. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассициация авторов издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2009. – 320с.

4. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.- Мн.: Харвкест, 2005.- 640 с.

 

 


Информация о работе Понятие конфликта и его виды