Понятие лидерства в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Проблема лидерства в социальной психологии является одной из наиболее важных и дискуссионных проблем на протяжении сотни лет, по специфике функционирования которой до сих пор нет единого мнения. Феномен лидерства как междисциплинарный привлекает внимание социологов, психологов, политологов и др. своей исключительной значимостью для современного общества. Данная проблема особенно актуальна на данном временном этапе, когда происходит переход к информационному обществу и формируется новая корпоративная культура путём приобретения новых совокупных моделей поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде.
Феномен лидерства – специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Понятие лидерства……………………………………………5
Теории лидерства……………………………………………..8
Типология лидерства………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:

• По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

• По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля. Различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы, демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени

• По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Одной из наиболее современных и распространённых типологий лидеров является система профессора университета штата Огайо (США) Маргарет Дж. Херман. Она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. Имидж в переводе с английского означает «Образ», а в обыденной жизни под ним подразумевают визуальную привлекательность личности. М. Херман выделяет 4 собирательных образов лидера на основе учёта 4-хпеременных: характера лидера, свойств его, способов взаимосвязи лидера и его сторонников, конкретной ситуации в которой осуществляется лидерство.

Первый образ (имидж): лидер-знаменосец. Его отличают по собственному взгляду на реальность и знанием средств его достижений. Лидер-знаменосец определяет характер происходящего и способы преобразований. К таким лидерам можно отнести одного из руководителей национально-освободительного движения М.К. Ганди (1869-1942), В.И. Ленина, Мартина Лютера Кинга (1929 – 1968) и некоторых других.

Второй образ: лидер-служитель. Он достигает признания  благодаря тому, что наиболее точно  выражает интересы своих приверженцев. Лидерствует от их имени, от группы. Лидеры такого типа руководствуются тем, что ожидают и в чём нуждается их избиратель. Примерами подобного типа можно назвать Л.И. Брежнева (1906-1982), К.У. Черненко (1911-1985) выражавших интересы партийной бюрократии.

Третий образ: лидер-торговец. Существенные черты его состоят в способности убеждать. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает в осуществление своих планов и проектов, собственных приверженцев. Образом подобного типа можно назвать 40–го президента Р. Рейгана.

Четвёртый образ: лидер-пожарный. Его отличает быстрая  реакция на несущие требования, времени  сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать  в экстремальных условиях быстро принимать решения, адекватно реагировать  на ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, лидерство представляет собой сложный  социально-психологический феномен, тесно связанный с идеей руководства, и заключающийся в процессе доминирования  одних личностей над другими. Лидер выполняет важные функции  для группы, такие как представительство группы, предотвращение конфликтов, организация совместной деятельности, экспертная функция и пр. Выделяют 3 стиля лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Применение лидером данных стилей зависит от самого лидера (особенностей его личности), от характеристики группы в целом и каждого члена группы. Личность лидера отражает ценности, свойственные для его последователей. При нарушении ценностей, особо значимых для группы, лидер свергается.

Существуют 3 основные теории лидерства – «теория черт», «ситуативная теория» и «комплексная теория» - результат синтеза первых двух подходов. В социальной психологии до сих пор не существует единой теории лидерства, объясняющей суть его происхождения, не выявлено единых черт, присущих всем лидерам.

Лидерство формируется  в процессе взаимодействия гендерных, национальных, возрастных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998. 
  2. Введение в психологию: Учебник /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996
  3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер-Пресс, 1997.
  4. Т. В. Бендас. Психология лидерства. Спб., 2009г.
  5. Ж. А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен М. 2002г.
  6. А.Л.Журавлева. Социальная психология М., 2002г.
  7. Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Социальная психология. Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001г.
  8. С. И. Самыгин Л.Д. Столяренко. Психология управления. Ростов н/Д, 1997.
  9. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский: Учебник для студентов высших уч. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

 

 


Информация о работе Понятие лидерства в социальной психологии