Понятие личности. Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Содержание

Введение………………………………………………...3
1. Понятие личности. Личность и общество……….
2. Личность и основные факторы ее развития…….7
3. Социализация личности……………………………9
3.1. Этапы социализации………………………………..9
3.2. Групповой опыт……………………………………12
3.3. Уникальный индивидуальный опыт………………20
4. Социальные роли…………………………………….22
4.1. Процесс обучения социальным ролям……………..23
4.2. Предписанные и достигаемые статусы и роли…….27
Заключение……………………………………………….37
Список использованной литературы…………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 53.88 Кб (Скачать файл)

то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в

детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд

предложил теорию, в которой  социализация взрослых рассматривается  не как

продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются

психологические приметы  детства: отказ от детских мифов (таких, например, как

всемогущество авторитета или  идея о том, что наши требования должны быть

законом для окружающих)

 

   3.2. Групповой  опыт

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного “Я” . Он

просто продолжает жизнь  эмбриона как части материнского тела. Даже различение

физических границ собственного тела от всего остального мира является

результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком

окружающей среды и  последующего открытия того, что шум  и движение вокруг его

кроватки принадлежат  иному миру, а не являются частью его собственного тела,

как, например, пальцы или  руки.

Обособление личности сначала  от физического мира, а затем от социального –

довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится

устанавливать различия между  другими людьми по именам. Он осознает, что

мужчина – это папа, женщина  – это мама. Так постепенно его  сознание движется

от имен, которые характеризуют  статусы (например, статус мужчины) , к

специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его  самого. В

возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие “Я” ,

осознавая при этом, что  он становится отдельным человеческим существом.

Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных

личностей и в том числе  образ собственного “Я” . Все дальнейшее формирование

человека как личности – это построение собственного “Я”  на основе постоянного

сопоставления себя с другими  личностями. Таким образом осуществляется

постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и

одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения  качествами,

которые постигаются через  групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается  не просто путем автоматического  развертывания

природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого

индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был  лишен человеческого

окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными

индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они

не имеют собственного “Я” , так как у них полностью  отсутствует представление

о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им

существ. Тем более такие  индивиды не могут воспринимать свое различие и

сходство с другими  индивидами. В данном случае человеческое существо не может

считаться личностью.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, когда

человек осознает свое “Я” ? Рассмотрим наиболее известные научные  объяснения

этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед  собой

задачу исследовать процесс  постепенного понимания личностью  отличия своего

“Я” от других личностей. В  результате многочисленных исследований он

определил, что развитие концепции собственного “Я” происходит в ходе

длительного, противоречивого  и запутанного процесса и не может  осуществляться

без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек,

по предположению Ч. Кули, строит свое “Я” , основываясь на воспринятых  им

реакциях других людей, с  которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее

родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно  выглядит. Если

эти утверждения повторяются  достаточно часто, более или менее  постоянно и

разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой  и

действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет

чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или

знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к  некрасивой. А. И.

Куприн в рассказе "Синяя  звезда" прекрасно описал такую  ситуацию, когда

девушка, считавшаяся самой  уродливой в своей стране, стала  считаться первой

красавицей после переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели  Ч. Кули к мысли о том, что личностный “Я” - образ

не рождается только в  связи с объективными фактами. Самый  обычный ребенок,

усилия которого оцениваются  и вознаграждаются, будет ощущать  чувство

уверенности в своих силах  и собственном таланте, в то время  как поистине

способный и талантливый  ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим

окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство  некомпетентности и его

способности могут быть практически  парализованы. Именно через отношения  с

другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный  он или глупый,

привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату  и направляетесь к

группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми  извинениями быстро

расходятся. Если такой результат  повторяется несколько раз, то очевидно, что

у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят

общаться. Или наоборот, постоянно  при вашем появлении группа стремится

образовать вокруг вас  кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае

анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.

Маленький ребенок, первые артистические  усилия которою критикуются, скоро

будет думать, что артистический  талант у него отсутствует, в то время  как

ребенок, чей артистический  талант постоянно поддерживается родителями, может

поверить в свои способности  в этой области. Когда ребенок  подрастет, уже

другие личности начнут высказывать  свои мнения, обнаруживать свои реакции,

которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может  измениться

восприятие человеком  своих способностей.

Изменения особенно видны, когда  в детстве при оценке своих  способностей

человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится  в личном

контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей,

хорошо разбирающихся  в предмете его способностей. Поэтому  можно сказать, что

при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа

социального “Я” на основании  оценок компетентных специалистов.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы

индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор

образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает  больше внимания

одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые

мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность

неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например,

часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку

оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или

неспособности, в то время  как это просто служит проявлением  его плохого

настроения.

Определяя возможность формирования личности, “Я” -образа на основании

зеркального “Я” , Ч. Кули, тем  не менее, не учитывал активности личности. В

соответствии с его  учением личность развивается только благодаря мнениям

других, ограничиваясь избирательной  ролью. Кроме того, им не установлен

механизм восприятия личностью  оценок, сделанных другими индивидами, не

показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Каждый из нас знает  ощущение, когда после нелепого случая человек со

смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит

себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы “принятия

роли” и “исполнения  роли” . Принятие роли – это попытка  принять на себя

поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники  детских игр

принимают на себя различные  роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой,

ты – папой, ты – ребенком) . Исполнение роли – это действия, связанные с

действительным ролевым  поведением, в то время как принятие роли только

претендует на игру.

Дж.  Мид различал три  стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых

ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет) , во время

которой ребенок имитирует  поведение взрослых без какого-либо понимания

(например, девочка наказывает  куклу) . Вторая стадия, называемая  игровой (в

3-4 года) , наступает тогда,  когда дети начинают понимать  поведение тех, кого

они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик

изображает из себя строителя  и укладывает игрушечные блоки один на другой,

однако минутой позже  он начинает бомбардировать свои постройки, затем

становится милиционером, после чего космонавтом. Третья –  заключительная

стадия (в 4-5 лет и далее) , в которой ролевое поведение  становится собранным

и целенаправленным и проявляется  способность ощущать роли других актеров.

Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей  других в сознании

личности формируется  “обобщенный другой”. Он является грубым сравнением со

стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль “обобщенного

другого” , индивид формирует  свою концепцию “Я” . Недостаточная  способность

адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов

может отрицательно сказываться  на развитии личности. Так, у некоторых  групп

молодежи с заметными  признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в

пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать  другие роли, а

следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на

развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А.  Халлер в дополнение к теории Дж. Мида

разработал концепцию  “значимого другого” . “Значимый другой”  – это та

личность, одобрения которой  данный индивид добивается и чьи  указания он

принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов

и формирование их собственного “Я” . В качестве “значимых других”  могут

выступать родители, замечательные  учителя, наставники, некоторые участники

детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится  принять их

роли, подражать им и таким  образом осуществлять процесс социализации через

“значимого другого”

Два наиболее часто применяемых  термина, отражающих ощущение человеком  своего

собственного “Я” и  степень социализации личности –  это идентичность и

самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной

индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя

как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании

групповых ценностей. Например, представитель определенной нации  стремится к

культурным образцам своей  нации, сопоставляя их с культурными  образцами

других наций. Ощущение индивидом  идентичности с группой в значительной

степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение

которых приводит к повышению  его престижа в глазах “обобщенного другого” .

Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии

или роду занятий. Наличие  этих признаков у индивида может  означать низкий или

высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто

оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются  такие ситуации, когда индивиды ведут  тяжелую и часто

бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они

идентифицируют себя с  другими индивидами и своим поведением стремятся

заслужить их одобрение и  повысить свой престиж. Чувство самоуважения также

социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия

того, как она оценивается  другими, особенно теми другими, мнение которых для

нее особенно важно. Если это  восприятие благоприятно, у человека развивается

чувство самоуважения. В  противном случае он будет считать  себя недостойным и

неспособным.

 

    3.3. Уникальный индивидуальный опыт

 

Почему дети, выросшие в  одной семье, так сильно отличаются друг от друга,

даже если они имеют  сходный групповой опыт? Потому что  у них не было

полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а

в чем-то различен. Каждый ребенок  воспитывается в семье с разной структурой.

Он может быть единственным, а может иметь брата или  сестру, общение с

которыми придает его  личности новые черты. Кроме того, дети общаются с

различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с

одинаковой наследственностью  всегда будут воспитываться по-разному, так как

не могут постоянно  встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те

же слова от родителей, испытывать одни и те же радости  и огорчения. В связи с

Информация о работе Понятие личности. Личность и общество