Понятие личности. Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Содержание

Введение………………………………………………...3
1. Понятие личности. Личность и общество……….
2. Личность и основные факторы ее развития…….7
3. Социализация личности……………………………9
3.1. Этапы социализации………………………………..9
3.2. Групповой опыт……………………………………12
3.3. Уникальный индивидуальный опыт………………20
4. Социальные роли…………………………………….22
4.1. Процесс обучения социальным ролям……………..23
4.2. Предписанные и достигаемые статусы и роли…….27
Заключение……………………………………………….37
Список использованной литературы…………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 53.88 Кб (Скачать файл)

такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время  статус

незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса  взрослого

с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой

личности обычно возникают  конфликты при исполнении релей, соответствующих ее

возрасту. Эти два примера  показывают неудачное приспособление к возрастным

статусам, предписанным обществом.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к

юности и старости. У  нас в отличие от примитивных  обществ нет четко

определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое

наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают  в неопределенности

относительно того, насколько  зрелым можно считать юношу или  девушку, и они

бесконечно пререкаются  со своими детьми относительно выбора ими товарищей и

подруг, времени возвращения  домой, использования денег женитьбы или

замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек  пребывает в

неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути

достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д.

Неудивительно, что молодой  человек нередко пасует перед  трудным выбором,

предпочитая оставаться зависимым  от родителей или других родственников, что

характерно для более  раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и

почитаема в первую очередь  потому, что в таких обществах  люди в основном

формируют свое поведение  на основе древних и признанных обычаев  и традиций,

неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном

обществе, где древние  традиции не играют столь значительной роли, старость

причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень

редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства.

Предписанной ролью пожилых  людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и

способностей, а их основной функцией в последующей жизни  оказывается только

поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого

человека в современном  обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст – это  только два примера из многих предписанных статусов. Все

подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться  только

тогда, когда каждый из индивидов  социализируется к предписаниям,

установленным в обществе относительно этих ролей.

В примитивных, т.е. традиционных, обществах статусы чаще всего  являются

предписанными и занятие  кем-то определенного социального  положения зависит от

рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом

или воином. В современных  индустриальных обществах имеется  большая свобода в

занятии личностью того или  иного положения. Это во многом объясняется  тем,

что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность

трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном

на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их

усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении  статусов дает

выигрыш в гибкости той  социальной системе, которая предоставляет  возможность

занимать значимое положение  людям, проявляющим для этого  наибольший талант.

Платой будет неконкурентоспособность  тех, кто не смог "найти себя" и не в

состоянии приспособиться к  новым ролям. Это выражается в  увеличении числа

лишних людей, не удовлетворенных  существующим положением. Достигнутый

индивидом статус требует  от него осуществлять выбор не только сферы

приложения труда, но и  друзей, организаций, места обучения и места

проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы,

которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид

встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта  предков, что

создает ему постоянные затруднения  при принятии на себя новых ролей.

Предписанные и достигаемые  статусы принципиально различны, но, несмотря на

это, они могут взаимодействовать  и перекрещиваться. Например, мужчине

значительно легче достичь  статуса президента или премьер-министра, чем

женщине. То же, правда в меньшей  степени, можно сказать о возможностях

достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной  стороны, и

сыном крестьянина – с  другой. Основное социальное положение  в обществе

(социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает

статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и

устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между  предписанными

и достигаемыми статусами  чисто условна, но концептуальное их разделение

весьма полезно для  изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором  большинство статусов являются достигаемыми, –

стремление к тому, чтобы  люди занимали положение в соответствии со своими

способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким  талантам,

но и исключает возможность  оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство  статусов предписываются, индивид не может ожидать

улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или  невысокий

престиж, не чувствуют своей  вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый

из них считает свою роль и свой статус правильными, а  сложившееся положение

вещей справедливым. Такой  индивид не сопоставляет свое положение  с положением

других. Он свободен от чувства  ненадежности, амбициозного недовольства или

страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида

не связана с ожиданием  изменения статуса; он только обучается  и принимает

предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с  низким статусом в том

случае, если наследственные барьеры убираются и открываются  возможности для

проявления всех своих  способностей. Если приобретение статусов происходит на

основе соревнования и  доступ к соответствующему обучению открыт для каждого,

тогда причиной низкого статуса  может быть только неспособность  и

некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит

возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные

права, групповые квоты, льготы и т.п.

Достигаемый статус максимально  обеспечивает исполнение ролей на базе

индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны

для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами,

вероятно, связаны как  эффективное использование человеческого  потенциала, так

и величайшая угроза индивидуальному  духовному миру личности в случае

неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

     Ролевое поведение.  В то время как роль является  поведением, ожидаемым от

индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим

поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во

многих отношениях: в интерпретации  роли, в личностных характеристиках,

изменяющих шаблоны и  образцы поведения, в отношении  к данной роли, в возможных

конфликтах с другими  ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов,

играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все

священники святы, не все  профессора могут служить образцами  в деле обучения.

Разнообразие ролевого поведения  может быть значительно уменьшено  при жестком

структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается

определенная предсказуемость  действий даже при различном поведении  ее членов.

В то время как ролевое  поведение, как правило, состоит  в бессознательном

исполнении ролей, в некоторых  случаях оно является высокосознательным; при

таком поведении лицо постоянно  изучает собственные усилия и  создает

желательный образ собственного “Я” . Американский исследователь  И. Гоффман

разработал концепцию  драматического ролевого представления, заключающуюся в

выделении сознательного  усилия к исполнению роли так, чтобы  создать желаемое

впечатление у других. Поведение  регулируется путем согласования не только с

ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой

концепции, каждый из нас  является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в

доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники –  все они, как и

многие другие, составляют различные аудитории.

                             

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               

Подводя итоги изложения  темы, следует отметить, что процесс  социализации

личности протекает в  основном под влиянием группового опыта. При этом

личность формирует свой “Я” -образ на основании восприятия того, как о ней

думают, как ее оценивают  другие. Для того чтобы такое восприятие было

успешным, личность принимает  на себя роли других и глазами этих других

смотрит на свое поведение  и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” -образ,

личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового  процесса

социализации и ни одной  одинаковой личности, так как индивидуальный опыт

каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при

достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением

личностью интегрального  социального статуса. Однако в процессе социализации

возможны сбои, неудачи. Проявлением  недостатков социализации является

отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего

обозначают различные  формы негативного поведения  лиц, сферу нравственных

пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К  основным формам

отклоняющегося поведения  принято относить правонарушаемость, включая

преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы  отклоняющегося поведения свидетельствуют  о состоянии

конфликта между личностными  и общественными интересами. Отклоняющееся

поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных

жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности  и напряжения

через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение  не

всегда носит негативный характер. Оно может быть связано  со стремлением

личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее

двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные

виды научного, технического и художественного творчества.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                       

1.     Андреева  Г.М. Социальная психология. М. 1979.

2.     Борисова  Л. Г., Солодова Г. С. Социология  личности. Новосибирск, 1997

3.     Вопросы психологии. 1971, № 9

4.     Радугин А.  А., Радугин К. А. Социология: курс  лекций. – М.: 1997

5.     Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990

6.     Социальная  психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др.

ЛГУ. 1974

7.     Социальная  психология. Под ред. Предвечного  Г.П., Шерковина Ю.Н. М.:

Политиздат. 1975.

8.     Тощенко Ж.  Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999

9.     Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический  справочник учителя. М.:

Просвещение. 1991.

10. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных  заведений. – М.: 1998

11. Ядов В. А. Диспозиционная  концепция личности // Социальная  психология. –

Л., 1979

 


Информация о работе Понятие личности. Личность и общество