Понятие личности в психологии. Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Содержание

Введение 2
1. Понятие личности 3
2. Социализация личности как процесс. Этапы социализации 7
3. Особенности социализации личности в период реформирования общества 11
4. Девиация как социальное явление, ее виды. Социальная норма и социальный контроль. Причины появления и закономерности распространения девиации 13
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Тибанов Антон ФСИН - 13 июня 11 - Понятие лмчностии в психологии. Социализация личности (контр., 15 стр.).doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 Особую роль в формировании  и становлении личности, ее отдельных  структур играют общение, другие  виды взаимодействия человека  с непосредственным окружением  и деятельностью, вначале через общение с родителями, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.

Прежде чем перейти к вопросу социализации личности, я хочу дать определение социализации личности. Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс социализации личности – основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.

Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразовании.

 

1. Понятие личности

 

Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему' социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается

    • проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под
    • влиянием общества происходит социализация человека.      

Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

1. Психологические теории личности в современной социологии

В основу этих теорий положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:

1) транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;

2) психосинтез   (сочетание   классической   философии   и психологических знаний, включая   положения экзистенцианализма, фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства).

Основа психосинтеза - представления о мудрости, возможности реализации человеческого потенциала и гармонии. Основатель - Р. Ассанджиоли, ученик 3. Фрейда, современные теоретики - М. Браун, Т. Йоманс.

3) рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями. Эта концепция служит основой теории необихевиоризма.

2. Марксистская  теория личности

Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.

Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.

Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий.

3. Ролевые теории  личности

Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

4. Теория референтных  групп Т. Хаймена и С. Стауффера

Данная теория рассматривает включенность личности в различные социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы:

    • образа жизни;
    • престижа;
    • дохода;
    • статуса.

Выделяются два типа групп: а) компаративная - стандарт собственной оценки и б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида, обусловливая разнообразие личности.

5. Социологическая  концепция личности Ч.Х. Кули (1864-1929)

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

6. Социологическая  концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978)

Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе.       

Отличительная особенность социализированного индивида - способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.

Критерием формирования зрелого "я" служит способность индивида  принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.

На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.

 

2. Социализация личности как процесс. Этапы социализации

Личностное развитие  происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности1.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает)2.

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в                     обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

Изменение себя, «стать как все».

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица

Период

Ведущая деятельность

Ведущая сторона

     Социализации

1

2

3

Младенчество

(0-1г.) – этап «доверия  к миру»

Эмоциональное общение со взрослыми

А – освоение норм отношения между людьми

Информация о работе Понятие личности в психологии. Социализация личности