Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:19, контрольная работа
Работа состоит из 3-х теоретических вопросов и практических заданий.
«Любите себя» – что это значит? На этот вопрос можно ответить «легко», поверхностно, если не вдумываться глубоко и «надолго» если не рассуждать философски или не вспоминать библию, то получается примерно, следующее – любите себя - уважайте самого себя, цените себя, прощайте себе все ошибки, не критикуйте себя, наслаждайтесь собой, будьте тем кем хотите быть, исполняйте свои желания.
Теоретическая часть…………………………………………...3
«Любите себя» – что это значит?...............................................3
Взаимосвязь самопознания и самовоспитания………………..7
Феномен социальной зрелости личности………………………9
Практические задания………………………………………..10
Два студента получили низкую оценку на экзамене. Один
из них имел высокий уровень самооценки, другой – низкий.
Опишите и проанализируйте причины дальнейших действий каждого из студентов. Предварительно дайте определение……10
понятиям «реальное Я» и «идеальное Я»……………………………..10
А. Потребность каких уровней относится к дефицитарным
и почему? Дайте определение дефицитарных и ростовых потребностей. Б. Какой уровень потребностей доминирует у человека, создающего семью? Обоснуйте свой ответ……………………………10
Как вы думаете, можно ли назвать один тип темперамен-
та оптимальный для эффективной деятельности руководителя?
Обоснуйте ответ………………………………………………………….10
Назовите «сильные» и «слабые» стороны каждого типа
темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) с точки зрения руководящей деятельности. Обоснуйте свое мнение………11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Педагогика и психология.
Тема 6. Понятие личности в психологии.
Темперамент. Характер
2012
Содержание
из них имел высокий уровень самооценки, другой – низкий.
Опишите и проанализируйте причины дальнейших дейст-
вий каждого из студентов. Предварительно дайте определение……10
понятиям «реальное Я» и «идеальное Я»……………………………..10
и почему? Дайте определение дефицитарных и ростовых потреб-
ностей. Б. Какой уровень потребностей доминирует у человека,
создающего семью? Обоснуйте свой ответ……………………………10
та оптимальный для эффективной деятельности руководителя?
Обоснуйте ответ………………………………………………………….10
темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик) с точ-
ки зрения руководящей деятельности. Обоснуйте свое мнение………11
На этот вопрос можно ответить «легко», поверхностно, если не вдумываться глубоко и «надолго» если не рассуждать философски или не вспоминать библию, то получается примерно, следующее – любите себя - уважайте самого себя, цените себя, прощайте себе все ошибки, не критикуйте себя, наслаждайтесь собой, будьте тем кем хотите быть, исполняйте свои желания.
Для продолжения темы «легкого» ответа на вопрос фрагмент статья из интернета :
Ох, как точно все сегодня знают, что себя надо любить! При этом одни свято уверены, что любить себя – это означает ходить в салоны красоты, на фитнесс и в прочие приятные места. Другие искренне полагают, что любить себя – значит восхищаться каждым своим словом и стонать у зеркала «Это же надо такой красоте уродиться!». Третьи уныло полагают: им любовь к себе недоступна. И только четвертые честно заявляют, что понятия не имеют, что бы это значило – любовь к себе. Именно поэтому многочисленные призывы психологов – как кулуарные, так и со страниц глянцевых журналов – никому ничего не дают. Ну, в самом деле, как может нормальный человек отреагировать на совет «Постарайтесь полюбить себя»? Если бы ему сказали точно и конкретно, как именно это сделать, он бы, конечно, с радостью, а так…
А хотите тот самый точный и конкретный ответ на оба вопроса сразу – и про то, что это значит, и про то, как это сделать? Мне вполне хватит нахальства попробовать вам такой ответ предложить. Все очень просто. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ СЕБЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ДЕЛАЕТ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ.
Возможно, вы удивитесь:
а с чего, собственно говоря, я
взяла, что этого будет совершенно
достаточно? Хорошо, давайте разбираться
с моим бессовестно простым
Когда мы человека по-настоящему любим, то нам доставляет невероятную радость делать для него то, что доставит ему удовольствие или сделает его счастливым. А если тот, кто любит, и тот, кого любят – это один и тот же человек? Мне приятно и радостно делать то, что делает меня счастливой. Вот и весь фокус.
Постойте, но тогда получается, что счастливый человек, человек, который любит себя, и человек, который всегда делает только то, что он хочет – это один и тот же человек?!
Получается, так. [1]
При словах: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ СЕБЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА ДЕЛАЕТ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ, возникает вопрос: - Где граница между самолюбием, эгоизмом и любовью к себе и как я считаю у этих слов разные значения!
САМОЛЮБИЕ - Чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения.(Толковый словарь Ожегова)
ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. (Толковый словарь Ожегова)
САМОЛЮБИЕ - Самострастие, пристрастие к себе, суетность и тщеславие во всем, что касается своей личности; щекотливость и обидчивость, желание первенства, почота, отличия, преимуществ перед другими. (Толковый словарь Даля)
ЭГОИЗМ - себялюбие, самотность или самотство; забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим. Эгоистический, —чный, к сему относящ. Эгоист м. —тка ж. себялюб, самотник, себятник, кто добр к одному себе, а до других ему нужды нет. Самотник говорит: было бы мне хорошо, а там — хоть волк траву ешь! (Толковый словарь Даля)
Слова синонимы.
Фрагменты цитат с форума «Познание основ православной веры»
• Самолюбивый человек свою идею о самом себе, тот идеальный образ, который он сам себе нарисовал, путает с собой настоящим. Например, он мечтает стать художником и убежден в том, что действительно наделен неординарными способностями. Такой человек возненавидит всякого, кто скажет, что он бездарность. В святоотеческой литературе самолюбие называется либо гордостью, либо тщеславием. В чем разница? Тщеславный человек хочет, чтобы окружающие воспринимали его как великого художника, ему нужна слава. Гордый готов умереть в безвестности. То, что его не признали при жизни, будет лишь подтверждением его гениальности — дескать, не доросли еще. Вот такие, казалось бы, разные чувства, а по сути ведь — одно и то же. А если гордость, тщеславие не удовлетворяются, то итог один — уныние.
На самом деле и себялюбие, и самолюбие — это ситуации, когда человек находится в конфликте как с Богом, так и с людьми, и в первую очередь — с самим собой. Как живет себялюбивый человек? Практически как животное. Он работает, ест, продолжает род, чтобы его дети тоже работали, ели, продолжали род. Круг замкнулся, и из него нет выхода. Но животное не имеет разума и делает все это с удовольствием, для него такая жизнь естественна. А для человека — нет. Он неизбежно страдает, чувствует какую-то дисгармонию, завидует. Он ощущает, что есть в жизни что-то еще, но что — этого он понять не может. А для самолюбивого человека важно утвердить свою личность. Ему надо, чтобы дом был хороший, дети благополучные, жена красавица и так далее. Чтобы ощущать смысл своей жизни, ему необходимо соответствовать некоему идеалу, некоему образу самого себя. Здесь речь идет об удовлетворении ожиданий, но не о любви.
• Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 2): «Со времени преступления прародителя нашего мы, несмотря на расслабление своих духовно-нравственных сил, обыкновенно думаем о себе очень высоко. Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас в лживости такого о себе мнения, мы в непонятном прельщении не перестаем верить, что мы нечто, и нечто немаловажное. Эта, однако ж, духовная немощь наша, весьма трудно притом замечаемая и сознаваемая, паче всего в нас противная Богу, как первое исчадие нашей самости и самолюбия и источник, корень и причина всех страстей и всех наших падений и непотребств. Она затворяет ту дверь в уме или духе, чрез которую одну обыкновенно входит в нас благодать Божия, не давая благодати сей внити внутрь и возобитать в человеке. Она и отступает от него. Ибо как может благодать, для просвещения и помощи, войти в того человека, который думает о себе, что он есть нечто великое, что сам все знает и не нуждается ни в чьей сторонней помощи? Господь да избавит нас от такой люциферовской болести и страсти! Имеющих эту страсть самомнения и самоцена Бог строго укоряет чрез пророка, говоря: Горе, «иже мудри в себе самих, и пред собою разумни» (Ис.5,21). Почему апостол и внушает нам: ...не «бывайте мудри о себе» (Рим. 12, 16)».
Игнатий Брянчанинов: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они - утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство». «Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на котором обыкновенно восседает Святой Дух, разрушают то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию». [2]
Цитата о любви в библии:
• Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
(Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам)
Идея, выраженная в библейской заповеди "возлюби ближнего как самого себя"
О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.
Любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернативы. Напротив, установка на любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других.
"Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь любить их как одну личность, и личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково". Мейсгер Экхарт
Так что же значит фраза «Любите себя» ?!
В моем понимании – это значит воспитание в себе общепринятых и понятных принципов: доброты, веры, надежды, милосердия, терпения, упорства, усердия, целеустремленности, борьбы за правду и искоренение, борьбу с неправедными, отрицательными чертами человечества.
В современной педагогике
самовоспитание
Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя. В человеческом обществе потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.
Все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самопознание - познание человеком самого себя.
Взаимосвязь самопознания и самовоспитания заключается в том, что самопознание является частью пути к самовоспитанию, т.е. не зная и не осознавая себя, не будет осознанного процесса управления развитием личности.
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся такие науки, как педагогика, психология, социология, криминология и др. Проблема социальной зрелости личности является центральной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности. Однако можно выделить четыре компонента личностной зрелости, которые нельзя рассматривать как «рядовые». То есть они не являются просто «четверкой» из возможного большого множества других компонентов. Эти четыре компонента социальной зрелости личности являются базовыми, фундаментальными, вокруг которых определенным образом и группируются множество других. Такими компонентами являются, во-первых, «тройка»: ответственность, терпимость, саморазвитие. И, во-вторых, это четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них. Этим компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Ответственность есть необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Обобщение данных различных экспериментальных исследований позволяет констатировать, что интернальность (или доминирующая тенденция личной ответственности) коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность же корреляционно связана с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных условиях является фактором риска асоциального поведения. Социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Однако зачастую развитию автономности уделяется недостаточно внимания. В семье это выражается в таком типе воспитания, как гиперопека. В школе та же гиперопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке
Информация о работе Понятие личности в психологии. Темперамент. Характер