Понятие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:14, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы получить представление о процессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях. Описать основные формы и виды.
Задачи:
- рассмотреть основные формы мышления;
- рассмотреть основные виды мышления;
- охарактеризовать основные мыслительные операции.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика мыслительных операций. Анализ и синтез.

 

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных  мыслительных задач, направленных на раскрытие  сущности чего-либо. Мыслительная операция  - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между  собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ - мысленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным  выделением в целом его отдельных  свойств, признаков, сторон. Например, мысленное выделение цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения или черт характера человека и пр.

Анализ возможен не только тогда, когда  мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда  мы вспоминаем о нем, представляем его  себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные  их признаки, анализ хода мысли - доказательство, объяснения и пр.

Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или  мысленное сочетание отдельных  их свойств. Если анализ дает знание отдельных  элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и  вместе с тем они непрерывно связываются  друг с другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложения - в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом  событии - отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.

Так же как и анализ, синтез может  осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений  или при мысленном представлении  их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание  различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление  явления на основе описания его отдельных  признаков или свойств).

Анализ и синтез часто возникают  в начале практической деятельности. Мы фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для  выработки умения производить эти  операции мысленно. Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприятия, анализ и синтез должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом сложном процессе мышления участвуют  анализ и синтез. Например, путем  анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза  мысленно создается целостная характеристика этих героев, этих деятелей.

 

 

 

 

 

Характеристика мыслительных операций. Абстракция.

 

Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость  выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить  доказательство геометрической теоремы  в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа - мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Абстракция - это мысленное выделение  существенных свойств и признаков  предметов или явлений при  одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Выделенные в процессе абстрагирования  признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или  свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство - электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак - движение и мыслить  о движении вообще, изучать движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия - смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает  его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное  изучение отдельных признаков объекта  при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного  и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Характеристика  мыслительных операций. Обобщение и  конкретизация.

 

Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. За основу берутся те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а к множеству сходных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.

Конкретизация - это мысленное представление  чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.

Конкретизация есть возвращение мысли  от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует  предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы  выявить общее в них, чтобы  раскрыть закономерности, управляющие  их развитием, чтобы овладеть ими

Заключение

 

С точки зрения психологии исследование мышления как процесса - это изучение таких внутренних, скрытых причин, которые приводят к образованию тех или иных познавательных результатов.  При изучении мышления, как и любого другого психического процесса, психология учитывает и специально исследует в той или иной степени, какие именно мотивы и потребности привели данного человека к тому, чтобы он включился в деятельность познания и  какие именно обстоятельства привели его к  потребности  в анализе, синтезе и т.д.

Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а индивидуальность и личность человека, который  обладает именно своими определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывную  связь мыслительных процессов с  потребностями отчетливо обнаруживает тот немаловажный факт, что любое  мышление - это, прежде всего,  мышление определенной личности со всеми гранями ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Информация, полученная человеком  из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и  внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением  понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.  

Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или  менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает  и раскрывает отношения. Через раскрытие  этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей  и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Задача мышления заключается в  том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных  совпадений. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности. 

Мышление – это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

В реферате были достигнуты поставленные цели. А именно, раскрыта общая характеристика мышления, формы и виды мышления, охарактеризованы основные мыслительные операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.  Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб,     заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 464с.

2.      Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 337с.

3.     Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Ака демия», 1996. - 496с.

4.     Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. С.- Пб., 2001. - 332с.

5 .   Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. Психология.  Москва: Издательский центр Академия, 2003 - 464с.

6.   Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - Москва: НОРМА - ИНФРА, 2000. - 624с.

7.   Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: 2004. - 576с.

8.   Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - Москва: Смысл, 2001.- 511с.

9.    Немов Р. С. Общие основы психологии. -  Москва: Владос, 2010 .- 687с.

10.    Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс PDF. - Санкт-Питербург: Питер, 2007.-304с.

11.    Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - Москва: ВЛАДОС, 1995.- 448с.

12.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Питербург: Издательство «Питер», 2000. - 712с.

13.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. - Москва, 1999.

 


Информация о работе Понятие мышления