Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:14, реферат
Цель данной работы заключается в том, чтобы получить представление о процессе мышления. Как протекает данный процесс, каковы его функции, как формируется в различных ситуациях. Описать основные формы и виды.
Задачи:
- рассмотреть основные формы мышления;
- рассмотреть основные виды мышления;
- охарактеризовать основные мыслительные операции.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Характеристика мыслительных операций. Анализ и синтез.
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ - мысленное разложение целого на составляющие его части.
Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мысленное выделение цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения или черт характера человека и пр.
Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли - доказательство, объяснения и пр.
Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложения - в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии - отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.
Так же как и анализ, синтез может
осуществляться при непосредственном
восприятии предметов и явлений
или при мысленном
Анализ и синтез часто возникают
в начале практической деятельности.
Мы фактически расчленяем или собираем
предмет, что является основой для
выработки умения производить эти
операции мысленно. Развиваясь на основе
практической деятельности и наглядного
восприятия, анализ и синтез должны
осуществляться и как самостоятельные,
чисто умственные операции. В каждом
сложном процессе мышления участвуют
анализ и синтез. Например, путем
анализа отдельных поступков, мыслей,
чувств литературных героев или исторических
деятелей и в результате синтеза
мысленно создается целостная
Характеристика мыслительных операций. Абстракция.
Нередко при изучении какого-либо
явления возникает
Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство - электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак - движение и мыслить о движении вообще, изучать движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия - смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.
Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.
Характеристика мыслительных операций. Обобщение и конкретизация.
Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. За основу берутся те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а к множеству сходных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.
Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.
Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими
Заключение
С точки зрения психологии исследование мышления как процесса - это изучение таких внутренних, скрытых причин, которые приводят к образованию тех или иных познавательных результатов. При изучении мышления, как и любого другого психического процесса, психология учитывает и специально исследует в той или иной степени, какие именно мотивы и потребности привели данного человека к тому, чтобы он включился в деятельность познания и какие именно обстоятельства привели его к потребности в анализе, синтезе и т.д.
Мыслит, думает не само по себе «чистое»
мышление, не сам по себе мыслительный
процесс как таковой, а индивидуальность
и личность человека, который обладает
именно своими определенными способностями,
чувствами и потребностями. Неразрывную
связь мыслительных процессов с
потребностями отчетливо
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Ощущение и восприятие отражают
отдельные стороны явлений, моментов
действительности в более или
менее случайных сочетаниях. Мышление
соотносит данные ощущений и восприятий,
сопоставляет, сравнивает, различает
и раскрывает отношения. Через раскрытие
этих отношений между
Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.
В реферате были достигнуты поставленные цели. А именно, раскрыта общая характеристика мышления, формы и виды мышления, охарактеризованы основные мыслительные операции.
Список использованной литературы
1. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 464с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 337с.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Ака демия», 1996. - 496с.
4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. С.- Пб., 2001. - 332с.
5 . Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. Психология. Москва: Издательский центр Академия, 2003 - 464с.
6. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - Москва: НОРМА - ИНФРА, 2000. - 624с.
7. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: 2004. - 576с.
8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - Москва: Смысл, 2001.- 511с.
9. Немов Р. С. Общие основы психологии. - Москва: Владос, 2010 .- 687с.
10. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс PDF. - Санкт-Питербург: Питер, 2007.-304с.
11. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - Москва: ВЛАДОС, 1995.- 448с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Питербург: Издательство «Питер», 2000. - 712с.
13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. - Москва, 1999.