Понятие «нормы», аномального и нормального развития в современной психологии и психиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:54, реферат

Краткое описание

Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения

Содержание

Содержание
Введение
1.Понятие «нормы», аномального и нормального развития в современной психологии и психиатрии
1.2. Дефект и аномальное развити
2.Обсессивно – компульсивный невроз
2.1.Клиническая картина
2.2.Диагностика
2.3.Течение
2.4.Лечение

Вложенные файлы: 1 файл

основы нервозологии и психиатрии.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

     В основе аномального развития всегда лежат органические, либо функциональные нарушения нервной системы или  периферические нарушения определенного  анализатора. Однако в ряде случаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто  средовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем или центральной нервной системы. Так, неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка могут привести к «педагогической запущенности».

     Причины, приводящие к возникновению детских  аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут  рассмотрены ниже). Подчиняясь в  целом общим закономерностям  психического развития ребенка, развитие аномального имеет и ряд собственных  закономерностей, в определении  которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального  развития ребенка, согласно которой  наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального  дефекта не вызывает выпадения одной  функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает  целостная картина своеобразного  атипичного развития. Сложность структуры  аномального развития заключается  в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных  нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

     Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения  слухового аппарата и являющегося  первичным дефектом, появление глухоты  не ограничивается выпадением функции  слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то как  следствие наступает немота —  вторичный дефект. Такой ребенок  сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

     Интеллектуальная  недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического  поражения головного мозга, порождает  вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли.

     Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может  вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный  фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной  симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей  слуха не будет использовать его  сохранные функции, если не развивает  устную речь. Только при условии  интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта  речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как  они в значительной степени доступны коррекционному воздействию, поскольку  их возникновение связано с действием  главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или  крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психические функции человека, его  сознание, его личность.

     Важной  закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта  и вторичных нарушений. Недоразвитие высших психологических функций  и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением  при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное  самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».

     В дефектологии выделяются основные категории  аномальных детей:

— с  выраженными и стойкими нарушениями  слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

— с  глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

— с  нарушениями интеллектуального  развития на основе органического поражения  центральной нервной системы (умственно  отсталые);

— с  тяжелыми речевыми нарушениями (дети-логопаты);

— с  комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно  отсталые, глухие умственно отсталые и др.);

— с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата;

— с  выраженными психопатическими формами  поведения.

     Процесс обучения аномальных детей опирается  не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения — постепенно и последовательно  переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция  и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что «принцип и психологический  механизм воспитания здесь те же, что  и у нормального ребенка.

     В зависимости от характера нарушения  одни дефекты могут полностью  преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые  только компенсироваться. Сложность  и характер нарушения нормального  развития ребенка определяют особенности  формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу.

     Заключение

               Проблема нормы и патологии – одна из самых сложных в современной психологической науке. Одно из наиболее комплексных определений психической нормы – это индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, позволяющая ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными потребностями.

     При этом многие ученые рассматривают понятие  нормы только во взаимосвязи с  понятием патологии, некоторые из них  добавляют – «… между условными  полюсами «нормы» и «патологии»  находится обширное поле отклонений, аномалий развития».  При этом норма  есть баланс сил, а патология - крайняя  противоположность нормы, аномалия - переходное состояние между двумя  антиподами (пограничное состояние).

     Дефект  рассматривается в психологии и  психиатрии как форма изменения  личности, характеризующаяся обеднением, упрощением преимущественно высших ее свойств и утратой прежних  возможностей, наблюдающаяся при различных болезнях и травмах головного мозга. При этом, дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.

     Л.С. Выготский ввел понятие о первичном  и вторичном дефектах. Первичные  дефекты возникают в результате органического повреждения или  недоразвития какой-либо биологической  системы (анализаторов, высших отделов  головного мозга и др.). Вторичные  — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных.

2. Обсессивно – компульсивный невроз

     Характеризуется повторяющимися неконтролируемыми  нередко иррациональными навязчивыми  мыслями, ощущения, образами (обсессиями) или навязчивыми действиями (компульсиями), носящими характер ритуала. Образы чаще всего вязаны со страхом заражения, загрязнения, желанием совершать действия в строго определенном порядке, потребностью постоянно перепроверять свои действия, опасением причинить вред себе или  близким, непреодолимым предчувствием  надвигающейся беды, «греховными» религиозными или сексуальными мыслями и т.п. Навязчивые действия обычно возникают  вторично, как реализация обсессий, чем облегчается внутреннее психоэмоциональное напряжение. Поэтому компульсии часто  связаны с очищением (навязчивое мытье рук, чистка зубов), наведением идеального порядка («мания порядка»). Невроз навязчивых состояний часто  возникает на фоне тревожно-мнительных изменений личности (стремление к  максимально точному выполнению заданий - что зачастую делает их выполнение невозможным; излишнее застревание  на деталях, правилах, приказах, стремление выработать детальнейший план, за которым  утрачивается основная цель; гипертрофированная требовательность, излишний рационализм, душевная скупость, неспособность выбросить ненужные предметы, вещи, скаредность и т.п.). Из-за постоянной умственной жвачки и навязчивых опасений пациенты становятся нерешительными, неуверенными в правильности своих действий.

     2.1.Клиническая картина

     Проявляется в непроизвольных, непреодолимо возникающих, чуждых личности больного сомнениях, страхах, представлениях, мыслях, воспоминаниях, стремлениях, влечениях, движениях  и действиях при сохранности  критического к ним отношения  и попытках борьбы с ними.

     Варианты  навязчивых состояний:

  • Навязчивые сомнения (черты мнительности, тревожности, неуверенности в себе со стремлением многократно проверять до изнеможения выполнение своих действий - закрыт ли кран газовой плиты, дверной замок, правильно ли написан адрес на конверте, наклеена ли марка, вымыта ли посуда и т.д.).
  • Навязчивые опасения (больные мучительно боятся, смогут ли они совершить то или иное действие, когда это потребуется, - выступить перед публикой, вспомнить слова роли или стихотворения, не покраснеть, уснуть, совершить половой акт, помочиться в присутствии посторонних и др.).
  • Навязчивые мысли (больной мучительно вспоминает имена, фамилии, географические названия, стихотворение, навязчивые мудрствования и др.). Больные начинают бесконечно размышлять на темы, которые для них не имеют никакого значения (например, что будет, если у человека вырастет еще одна рука, и т.п.).
  • Навязчивые страхи (фобии) встречаются очень часто. Это боязнь сердечного заболевания (кардиофобия), боязнь заразиться венерической болезнью (сифилофобия), заболеть раком (канцерофобия), инфарктом (инфарктофобия), боязнь высоты и глубины, открытого пространства, широких площадей (агорофобия), закрытых помещений (клаустрофобия), страх за судьбу своих близких, боязнь обратить на себя внимание, боязнь смерти (танатофобия).
  • Навязчивые действия (стремление считать без всякой необходимости попадающие в поле зрения предметы - окна, проезжающие автомашины, прохожих на улице и т.д.). Навязчивые движения могут носить характер какого-либо произвольного акта, например, больной навязчиво щурит глаза, шмыгает носом, облизывает губы, вытягивает шею, словно ему мешает воротничок, гримасничает, подмигивает, пощелкивает языком, поправляет волосы, располагает предметы на столе в определенном порядке и т.д.
  • Навязчивые представления: чрезвычайно яркие навязчивые воспоминания (мелодии, отдельные слова или фразы, от звуковых образов которых больной не может избавиться, а также зрительные представления и др.), отражающие вызвавшее их психотравмирующее воздействие.
  • Навязчивые воспоминания (больной, помимо его желания, вспоминает увиденные им предметы или детали какого-либо неприятного события).

     2.2.Диагностика

     Обычно  затруднений не вызывает. Однако следует  выяснить, не является ли симптомокомплекс акцентуацией характера - психастенией, которая является особыми чертами  личности (форма психопатии) и проявляется  неуверенностью в себе, постоянными  сомнениями, тревожностью, мнительностью. Невроз навязчивых состояний возникает  у лиц со слабостью или недостаточной подвижностью нервных процессов, тревожно-мнительных, боязливых, повышенно совестливых. Изолированные навязчивости возникают и у практически здоровых людей, например боязнь животных, некоторых насекомых, темноты, высоты и др. Сюда же следует отнести некоторые тики. При объективном обследовании больных неврозом навязчивых состояний органических изменений со стороны нервной системы и внутренних органов не отмечается. Могут наблюдаться оживление глубоких рефлексов, дрожание пальцев вытянутых рук, вегетативные и вегетативно-сосудистые нарушения, гипергидроз кистей.

Информация о работе Понятие «нормы», аномального и нормального развития в современной психологии и психиатрии