Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 00:26, реферат
Краткое описание
Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.
Проблемы общения всегда были
актуальны, но именно сегодня они все чаще
становятся специальным предметом исследований.
Такое внимание к проблемам общения совершенно
не случайно: общение пронизывает по существу
все стороны жизни общества и человека,
оно начинает осознаваться и как ценность,
и как «белое пятно» многих гуманитарных
наук. Все чаще проявляется осознание
того факта, что «частная» проблема общения
приобретает все большую значимость в
современном мире и от плодотворности
ее решения в теории и на практике во многом
зависит решение многих и многих жизненно
важных человеческих проблем и даже отчасти
будущее культуры и цивилизации.
Ни для кого не является секретом,
что общение является важной частью ведения
дел. Мы регулярно общаемся с коллегами,
начальниками, подчиненными, клиентами.
Через общение мы узнаем их нужды, показываем
себя, представляем свои результаты. Деловое
общение определенно является искусством,
в котором существенную роль играет чувство
такта и ощущение контакта с партнером.
В то же время уже появились определенные
приемы и наработки, рекомендующие как
правильно и доступно излагать свои мысли.
Какие слова наилучшим образом подходят
для выбранной темы. В каких случаях стоит
делать акценты на личности партнера,
а в каких – на его деятельности.
В жизни человека практически
нет периода, когда он находится вне общения.
Общаться нам приходится письменно и устно,
в личной встрече и по телефону. Для каждого
вида общения существуют свои приемы и
методы.
Цель работы: рассмотреть общение
как деятельность.
1. Понятие общения.
Функции общения.
Общение – это многоплановый процесс
развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности.
Общение является одним из важнейших понятий
в психологии. Вне общения невозможно
понять и проанализировать процесс личностного
становления отдельного человека, нельзя
проследить закономерности всего общественного
развития. Общение включает в себя
обмен информацией между участниками
совместной деятельности, который может
быть охарактеризован в качестве коммуникативной
стороны общения. Общаясь, люди обращаются
к языку как одному из важнейших средств
общения. Очень важно, например, воспринимает
ли один из партнеров по общению другого
как заслуживающего доверия, умного, понятливого,
подготовленного или же заранее предполагает,
что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным
ему не разберется.
Знание закономерностей общения
и развитие навыков и способностей общения
особенно важны для педагога, профессиональная
задача которого может быть успешно решена
только в том случае, если ему удастся
продуктивно включить учащихся в совместную
с ним деятельность, наладить взаимодействие
и взаимопонимание, отвечающее целям и
задачам воспитания, т.е. осуществлять
полноценное педагогическое общение.
По своему значению общение
многофункционально. Можно выделить пять
важнейших функций общения. Прежде всего,
общение выполняет в коллективной человеческой
деятельности связующую роль. Эта функция
может быть условно названа прагматической.
В этой функции общение выступает как
важнейшее условие объединения людей
в процессе любой совместной деятельности.
О том, какие разрушительные последствия
для деятельности людей имеет невыполнение
этого условия, повествуется в знаменитом
библейском сюжете о строительстве Вавилонской
башни.
Второй по порядку может быть
названа формирующая
функция общения. Здесь общение, как это
уже отмечалось выше, выступает как важнейшее
условие формирования и изменения психического
облика человека.
Известно, что на определенных
стадиях детского развития поведение,
деятельность и отношение ребенка к миру
и самому себе опосредованно его общением
со взрослым. Как отмечал Д.Б. Эльконин:
«Ребенок – это всегда два человека –
Он и взрослый. В ходе развития внешние
опосредованные общением формы взаимодействия
ребенка и взрослого трансформируются
во внутренние психические функции и процессы,
а также в самостоятельную произвольную
внешнюю деятельность ребенка»1.
В качестве третьей может быть
названа так называемая–подтверждающая
функция общения. Иначе говоря, в процессе
общения с другими людьми человек получает
возможность познать, утвердить и как
бы подтвердить себя. Желая утвердиться
в своем существовании и в своей ценности,
человек ищет точку опоры в другом человеке.
Еще У.Джеймс отмечал, что для человека
не существует более чудовищного наказания,
чем быть предоставленным в обществе самому
себе и оставаться абсолютно не замеченным2. Во многих психотерапевтических
системах это состояние человека фиксируется
в понятии неподтверждение. Причем, в отличие
от отрицания, которое может быть выражено
словами «Ты не прав» или «Ты плохой» предполагает
известную долю подтверждения (пусть и
с негативной оценкой), неподтверждение
означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Четвертая
функция общения состоит в организации и поддержании
межличностных отношений. Восприятие
других людей и поддержание с ними различных
отношений (от интимно-личностных до сугубо
деловых) для любого человека, неизменно
сопряжено с оцениванием людей и установлением
определенных эмоциональных отношений
либо позитивных, либо негативных по своему
знаку. Эмоциональное отношение к другому
человеку практически всегда может быть
выражено в терминах симпатии – антипатии,
нравится – не нравится. Эмоциональные
межличностные отношения – не единственный
вид социальной связи, доступный современному
человеку, однако они пронизывают всю
систему взаимоотношений между людьми,
часто накладывают свой отпечаток и на
деловые, и даже на ролевые отношения.
Наконец, может быть названа
и пятая функция общения– внутриличностная.
В данном случае общение человека с самим
собой (через внутреннюю или внешнюю речь,
построенную по типу диалога) может рассматриваться
как универсальный способ мышления человека.
Л.С. Выготский отмечал в связи с этим,
что «...человек и наедине с самим собой
сохраняет функцию общения»3.
2. Общение и общительность.
Общение и деятельность.
Общим критерием избирательности
в общении выступают потребности, которые
человек удовлетворяет в процессе взаимодействия
с другими людьми. Среди многообразия
социальных потребностей, удовлетворение
которых предполагается самим процессом
общения, выделяют потребности в стимуляции,
событиях, узнавании, достижениях и признании,
структурировании времени.
Потребности в стимуляции удовлетворяются,
когда общение инициирует активность
человека, его стремление к действиям,
поднимает эмоциональный тонус.
Потребность в событиях приносит
удовлетворение от получения новых впечатлений,
определяющих динамику жизни.
Потребность в узнавании удовлетворяется
каждый раз, когда человек встречает знакомых
людей. При узнавании происходит социальное
подтверждение личности со стороны других
людей, тем самым поддерживается его самоидентификация.
Потребности в достижениях
и признании связаны с позитивным переживанием
чувства собственного достоинства человека,
с уважением и самоуважением.
Потребности в структурировании
времени удовлетворяются на основе индивидуальной
формы ритмичности жизнедеятельности
человека, способами времяпрепровождения,
которые он выбирает.
Полноценность общения определяется
количеством потребностей, удовлетворяемых
в его процессе, а также зависит от отношения
участников взаимодействия друг к другу.
При этом позитивными факторами являются
принадлежность к одному социальному
слою, одной возрастной категории, наличие
общих интересов.
Умение находить оптимальные
способы общения, ведущие к развитию доброжелательных
отношений, характеризует общительность
человека. Общительность – это качество
личности, определяющее вербальную активность
во взаимодействии с другими людьми.
Повышенный интерес к происходящему
в окружающем мире проявляет экстравертированный
тип личности. Как правило, экстраверты
быстро вступают в контакт с другими людьми,
занимают ведущую позицию в общении, а
также с легкостью переключаются на общение
от других занятий.
Сформированная в личности
направленность на человека способствует
успешности общения, если в ней проявляется
отношение, которое порождает ориентировку
на положительные качества в другом человеке.
Однако, для того чтобы грамотно общаться,
человек должен иметь в своем интеллекте,
а также в своих эмоциональной и волевой
сферах целый ряд характеристик: объем,
устойчивость и распределение внимания,
наблюдательность по отношению к окружающим
людям, хорошую память, способность анализировать
поступки человека и видеть за ними мотивы,
умение ставить себя на место другого
человека.
В совместной деятельности
человек должен по необходимости объединяться
с другими.
В традиционном смысле категории
«общение» и «деятельность» совершенно
самостоятельны, ими обозначаются различные
реалии. Для отечественной психологии
идея единства общения и деятельности
является одной из основополагающих. В
широком понимании общение рассматривается
как сторона совместной деятельности
и важнейшее условие присвоения индивидом
достижений исторического развития человечества.
Межличностное общение почти
всегда вплетено в ту или иную деятельность,
и это понятно, поскольку вне общения людей
друг с другом немыслимы процессы труда,
учения, игры и т.д. В свою очередь, тот
вид деятельности, в который включено
общение, влияет на содержание и форму
самого общения.
Для каждого периода возрастного
развития человека характерен ведущий
вид деятельности, в зависимости от которого
складывается и определенный тип общения.
В младенчестве общение – ведущий вид
деятельности. Взрослый обменивается
с ребенком эмоциональным состоянием,
посредством речи помогает сориентироваться
в окружающем мире. В раннем возрасте общение
между взрослым и ребенком происходит
по поводу предметной деятельности, идет
активное овладение предметами, формируется
речь ребенка. В дошкольный период детства
сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности,
развиваются навыки межличностного общения
со сверстниками. Младший школьник преимущественно
занят учебной деятельностью, соответственно
и общение включено в данный процесс. Для
подростка большую роль играет интимно-личностное
общение, а в юношеском возрасте много
времени уделяется подготовке к профессиональной
деятельности. Специфика профессиональной
деятельности взрослого накладывает отпечаток
на характер общения, манеру поведения,
использование профессиональных терминов
и т.д.
Деятельность посредством общения
не только организуется, но и обогащается,
в ней возникают новые связи и отношения
между людьми. В структуре педагогической
деятельности особая роль отводится коммуникативным
навыкам педагога, способствующим достижению
высоких уровней общения. К ним относятся:
- умение понять позицию
другого в общении, проявить интерес к
его личности, ориентация на развитие
личности ученика;
- умение интерпретировать
и "читать" его внутреннее состояние
по нюансам поведения, владение средствами
невербального общения (мимика, жесты);
- умение встать на точку
зрения ученика;
- умение создать обстановку
доверительности, терпимости к другому
человеку;
- владение средствами, усиливающими
воздействие (риторическими приемами);
- преимущественное использование
организующих воздействий по сравнению
с оценивающими, и особенно дисциплинирующими;
- преобладание демократического
стиля руководства;
- умение с юмором отнестись
к отдельным аспектам педагогической
ситуации.
Изучение общения показывает
сложность, разнообразие, многоуровневость
проявлений и функций этого явления.
Вопрос о соотношении деятельности
и общения является дискуссионным. Одни
ученые полагают, что эти два понятия тождественны
друг другу, ибо любое общение обладает
признаками деятельности. Другие считают,
что деятельность и общение — противоположные
понятия, поскольку общение есть только
условие деятельности, но никак не сама
деятельность. Третьи рассматривают общение
в его взаимосвязи с деятельностью, однако
считают его самостоятельным явлением.
3. Виды и уровни общения.
Деление общения на виды возможно
по нескольким основаниям: контингенту
участников, продолжительности, степени
опосредованности, законченности, желательности.
В зависимости от контингента
участников можно выделить межличностное, лично-групповое,
межгрупповое общение.
В межличностном общении,
каждый человек общается с каждым. В ходе
такого парного общения реализуются как
личные, так и групповые цели и задачи.
Если общение строится на содержании,
касающемся только данных лиц, то они сами
выбирают средства, которые в большей
мере отражают позицию каждого из них.
Если же участники общения являются представителями
групп, коллективов, то они не полностью
свободны в способах контактирования.
Если же в разговоре участвует третье
лицо, в этом случае выбор средств ограничен,
поскольку контактирующие личности должны
заботиться о престиже представляемых
ими общностей.
В лично-групповом
общении, это тот случай, при котором
одна сторона, один участник – личность,
другая – группа, коллектив. Лично-групповое
общение наиболее отчетливо проявляется
между руководителем и группой, коллективом.
При этом необходимо иметь в виду, что
руководитель общается с отдельной личностью,
как представителем группы, носителем
группового мнения, содержания, а также
с группой в целом, как, например, командир
воинского подразделения в момент подачи
команды и исполнения ее подчиненными.
В
межгрупповом общении предполагается
контакт двух общностей. Таковы командные
соревнования в спорте (баскетбол, футбол,
хоккей). Цели и задачи общения групп, коллективом
могут совпадать, но могут и не совпадать.
Если цели совпадают, то происходит сложение
сил и общение носит мирный характер. Если
цели не совпадают и при этом они исключают
друг друга, то возникает конфликтная
ситуация и общение приобретает вид конфронтации,
противоборства.
Наиболее распространенной
в отечественной психологии является
следующая уровневая система – психологи
выделяют три уровня общения.