Взаимопонимание зависит от знания самого
себя и партнеров по общению, адекватной
самооценки и оценки окружающих, умения
регулировать свое внутреннее психическое
состояние, способствующее налаживанию
отношений с другими людьми. Следует помнить,
что не существует каких-либо специфических
качеств, способствующих возникновению
симпатии к человеку. Одна и та же черта
зачастую оценивается и положительно,
и отрицательно в зависимости от отношения
к человеку и ситуации взаимодействия.
Например, смелость может быть расценена
как нахальство, бережливость — как жадность,
а скромность и стеснительность — как
скрытность и хитрость.
Взаимоотношения улучшаются, когда люди
делают друг другу добро. Причем замечено,
что, как это ни парадоксально, лучше относится
к партнеру не тот, кто добро получает,
а тот, кто его делает. Этот вывод вытекает
не только из житейских наблюдений, но
и подтвержден лабораторным экспериментом.
Таким образом, для укрепления сплоченности
группы, усиления взаимной симпатии необходимо
ставить ее членов в такие условия, чтобы
они чаще оказывали друг другу различные
услуги, проявляя при этом внимание и доброту.
Особую роль в интерактивном общении
играют личности, которые могут выступить
организаторами различной деятельности,
обладают притягательностью и обаянием.
Их называют лидерами группы, и от них
во многом зависит психологический климат
в коллективе. Вопрос о лидерах и лидерстве
в социальной психологии рассматривается
особо, а здесь только отметим, что подлинный
лидер готов действовать даже в ущерб
себе, подчиняя свои желания интересам
коллектива.
Конкуренция — соперничество, соревнование между
участниками интерактивной группы, которое
может при определенных условиях привести
к атмосфере недоверия, подозрительности,
отчуждения и даже социальному конфликту.
Конкурентные отношения возникают и
внутри любой кооперации — наивно полагать,
что в коллективе никто ни с кем не вступает
в спор и не возникают противоречия. Бесконфликтная
жизнь — иллюзия. В любом коллективе, организации
что-то новое, передовое отстаивает право
на существование в борьбе со старым, консервативным.
Поэтому различные конфликты и противоречия
в группах не всегда следует считать дефектами
общения. Они во многих случаях являются
своего рода страховкой, гарантией против
застоя. Стремление добиться внешнего
благополучия, нежелание и даже боязнь
вступить в конфликт порождают нравственную
аморфность и пассивность личности.
Конфликты часто возникают стихийно,
непредвиденно, ситуативно. Чаще они провоцируются
неумелой критикой друг друга. В условиях
конфликтной ситуации, связанной с критикой,
главное – не потерять самообладание.
Овладеть ситуацией помогает умение выслушать
собеседника. Между тем, по данным исследования,
лишь 10% людей умеют выслушать другого
в случае возникновения разногласий.
Успех общения во многом зависит оттого,
соответствуют ли друг другу Ego-состояния
коммуникантов. Эффективность взаимодействия
выше, если трансакции носят «дополнительный»
характер, т.е. совпадают. Так, благоприятными
для общения являются такие пары Ego-состояний,
как «Ребенок-Ребенок», «Взрослый-Взрослый»,
«Родитель-Родитель».
Взаимодействие нарушается, если трансакции
«пересекаются». Типичным житейским примером
последних является ситуация, когда, например,
жена обращается к мужу с информацией:
«Я порезала палец» (апелляция к Взрослому
с позиции Взрослого), а в ответ слышит:
«Вечно у тебя что-то случается!» (ответ
с позиции Родитель) или «Что же теперь
я должен делать?» (ответ с позиции Ребенок).
Как можно заметить, эффективность взаимодействия
в этих случаях меньше, чем если бы ответ
шел с позиции Взрослого: «Сейчас перевяжем».
Таким образом, для успеха общения все
трансакции должны приводиться в соответствие
с базисными, т.е. совпадающими. В этом
состоит задача психолога при консультировании
клиента. Другая его задача состоит в том,
чтобы освободить клиента от так называемых
«игр» в общении, осваиваемых еще в детстве
и выражающих лицемерие и неискренность.
Кроме игр, Э. Берн особое внимание при
описании взаимодействия уделяет различным
ритуалам и полуритуалам4.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения
и действий: в каждой из них человек по-разному
«подает» себя, а если эта самоподача неадекватна,
то возникают затруднения во взаимодействии.
6. Роль общения
в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение
в формировании человеческой психики,
ее развитии и становлении разумного,
культурного поведения. Через общение
с психологически развитыми людьми, благодаря
широким возможностям к научению, человек
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества. Через активное
общение с развитыми личностями он сам
превращается в личность. Если бы с рождения
человек был лишен возможности общаться
с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным,
культурно и нравственно развитым гражданином,
был бы до конца жизни обречен оставаться
полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически
напоминающим человека. Об этом свидетельствуют
многочисленные факты, описанные в литературе
и показывающие, что, будучи лишенным общения
с себе подобными, человеческий индивид,
даже если он, как организм, вполне сохранен,
тем не менее остается биологическим существом
в своем психическом развитии. В качестве
примера можно привести состояния людей,
которых время от времени находят среди
зверей и которые длительный период, особенно
в детстве, жили в изоляции от цивилизованных
людей или, уже, будучи взрослыми, в результате
несчастного случая оказались в одиночестве,
надолго изолированными от себе подобных
(например, после кораблекрушения).
Особенно большое значение
для психического развития ребенка имеет
его общение со взрослыми на ранних этапах
онтогенеза. В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества
он приобретает почти исключительно через
общение, так как вплоть до начала обучения
в школе, а еще более определенно – до
наступления подросткового возраста,
он лишен способности к самообразованию
и самовоспитанию.
Психическое развитие ребенка
начинается с общения. Это первый вид социальной
активности, который возникает в онтогенезе
и благодаря которому младенец получает
необходимую для его индивидуального
развития информацию. Что же касается
предметной деятельности, которая также
выступает как условие и средство психического
развития, то она появляется гораздо позже
– на втором, третьем году жизни.
В общении сначала через прямое
подражание (викарное научение), а затем
через словесные инструкции (вербальное
научение) приобретается основной жизненный
опыт ребенка. Люди, с которыми он общается,
являются для ребенка носителями этого
опыта, и никаким другим путем, кроме общения
с ними, этот опыт не может быть приобретен.
Интенсивность общения, разнообразие
его содержания, целей и средств являются
важнейшими факторами, определяющими
собственное развитие детей.
Выделенные выше виды общения
служат развитию различных сторон психологии
и поведения человека. Так, деловое общение
формирует и развивает его способности,
служит средством приобретения знаний
и навыков. В нем же человек совершенствует
умение взаимодействовать с людьми, развивая
у себя необходимые для этого деловые
и организаторские качества.
Личностное общение формирует
человека как личность, дает ему возможность
приобрести определенные черты характера,
интересы, привычки, склонности, усвоить
нормы и формы нравственного поведения,
определить цели жизни и выбрать средства
их реализации. Разнообразное по содержанию,
целям и средствам общение также выполняет
специфическую функцию в психическом
развитии индивида. Например, материальное
общение позволяет человеку получать
необходимые для нормальной жизни предметы
материальной и духовной культуры, которые
выступают в качестве условия индивидуального
развития. Когнитивное общение непосредственно
выступает как фактор интеллектуального
развития, так как общающиеся индивиды
обмениваются и, следовательно, взаимно
обогащаются знаниями.
Кондиционное общение создает
состояние готовности к научению, формулирует
установки, необходимые для оптимизации
других видов общения. Тем самым оно косвенно
способствует индивидуальному интеллектуальному
и личностному развитию человека. Мотивационное
общение служит источником дополнительной
энергии для человека, своеобразной его
«подзарядкой». Приобретая в результате
такого общения новые интересы, мотивы
и цели деятельности, человек увеличивает
свой психоэнергетический потенциал,
развивающий его самого. Деятельностное
общение, которое мы определили как межличностный
обмен действиями, операциями, умениями
и навыками, имеет для индивида прямой
развивающий эффект, так как совершенствует
и обогащает его собственную деятельность.
Биологическое общение служит самосохранению
организма в качестве важнейшего условия
поддержания и развития его жизненных
функций. Социальное общение обслуживает
общественные потребности людей и является
фактором, способствующим развитию форм
общественной жизни: групп, коллективов,
организаций, наций, государств, человеческого
мира в целом.
Непосредственное общение необходимо
человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться
в результате широкого использования
на практике данных ему с рождения, самых
простых и эффективных средств и способов
научения: условнорефлекторного, викарного
и вербального.
Опосредствованное общение
помогает усвоению средств общения и совершенствованию
на базе их способности к самообразованию
и самовоспитанию человека, а также к сознательному
управлению самим общением.
Благодаря невербальному общению
человек получает возможность психологически
развиваться еще до того, как он усвоил
и научился пользоваться речью (около
2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное
общение способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более способным
к межличностным контактам и открывает
для себя более широкие возможности для
развития. Что же касается вербального
общения и его роли в психическом развитии
индивида, то ее трудно переоценить. Оно
связано с усвоением речи, а она, как известно,
лежит в основе всего развития человека,
как интеллектуального, так и собственно
личностного.
Заключение
Итак, общение – это взаимодействия
и взаимоотношения, возникающие между
различными субъектами: между отдельными
личностями, личностью и группой, личностью
и обществом, группой (группами) и обществом.
Общение – это чрезвычайно
тонкий и деликатный процесс взаимодействия
людей. В общении наиболее разнообразно
раскрываются индивидуальные особенности
всех участников этого процесса. Ключевыми
словами в понимании сущности общения
являются: контакт, связь, взаимодействие,
обмен, способ объединения.
Общение имеет свои функции,
средства, виды и типы, каналы, фазы. По
своим формам и видам общение чрезвычайно
разнообразно (непосредственное, опосредованное
общение; межличностное и массовое общение;
межперсональное и ролевое общение и др.).
Рассмотрев общение и деятельность,
мы выяснили, что для каждого периода возрастного
развития человека характерен ведущий
вид деятельности, в зависимости от которого
складывается и определенный тип общения.
Так же оказалось, что специфика
профессиональной деятельности взрослого
накладывает отпечаток на характер общения,
манеру поведения, использование профессиональных
терминов и т.д.
В заключение, хотелось бы дополнить,
какое огромное значение общение имеет
в формировании человеческой психики.
В общении сначала через прямое подражание
(викарное научение), а затем через словесные
инструкции (вербальное научение) приобретается
основной жизненный опыт ребенка. Личностное
общение формирует человека как личность.
Дает возможность приобрести опыт, знания,
интересы, усвоить нормы и формы нравственного
поведения, определить цели жизни, и выбрать
средства для их достижения.
1
Д.Б.Эльконин
2
У.Джеймс
3
Л.С.Выготский
4
Э.Берн