Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:27, контрольная работа
Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В основном, когда говорят о потребностях, подразумевают их органическую форму. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.
Определение понятия о потребностях. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования называется потребностями.
Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, -- это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей». [2, с. 79].
Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).
У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели - те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: «...Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны"».
Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:
1) материальные блага для индивидуума и семьи;
2) власть и слава;
3) знания и творчество;
4) духовное совершенствование.
В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других - к власти и славе; у третьих -- к знаниям и творчеству; у четвертых - к духовному совершенствованию.
Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.
Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:
-потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;
-к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму - потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;
-выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;
-потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;
-базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия. [4, с. 218].
Дееспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности [2, с. 81].
Дееспособность граждан — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечёт недействительность данного акта.
Дееспособность предполагает осознанность лицом своих действий. Понятие дееспособность состоит из нескольких элементов: способности лица самолично осуществлять свои права, возлагать на себя обязанности и приобретать новые права.
Объём понятия «дееспособность» включает в себя определённое лицо как субъект правоотношений, достигший совершеннолетия, т. е. возраста, которым закон определяет психическую зрелость лица, способность сознательно вести дела, осознавать свои поступки, а также все формы действий, имеющих юридическое значение и предусмотренных гражданским законодательством.
Содержанием понятия «дееспособность» является способность гражданина, достигшего совершеннолетия (психической зрелости) осознавать себя, окружающее, свои действия, их последствия и сознательно руководить ими, приобретать таким образом гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.
Дееспособность презюмируется у граждан, достигших совершеннолетия, и предполагает, с одной стороны, возрастную зрелость, а с другой, — такое психическое состояние лица, которое обеспечивает ему способность осознавать свои действия и руководить ими.
Понятие «дееспособность» включает медицинский и юридический критерии. Медицинский — это наличие психического расстройства. Юридический отражает глубину и характер психических расстройств, т.е. способность или неспособность лица понимать значение своих действий или руководить ими. Для признания человека недееспособным оба критерия должны иметь место. Решающее значение придаётся юридическому критерию, так как он отражает выраженность психических расстройств, которые приводят к неспособности понимать значение своих действий и руководить ими. [2, с. 89].
Если раньше проблема воспитания потребностей не выдвигалась в качестве специальной задачи, то сейчас на современном этапе этот вопрос является одним из важнейших.
Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений. В целях обоснования материала нашей работы напомним, что потребность - это психологическое отношение личности, переживаемое как противоречие между общественным эталоном потребления какой-то ценности или блага и уровнем потребления данного индивида и выступающее силой активности. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиски нахождение предметов их удовлетворения.
Основываясь на мнении зарубежных и отечественных психологов можно сказать, что понимание потребности, как отношения личности, выгодно тем, что выводит проблему формирования потребностей на уже освоенный уровень общих закономерностей активности личности. Развитие потребностей в конечном итоге, исходит от самого человека
1 Блэккуэл Д. Поведение потребителей. - СПб.: Питер. – 2002. – 328 с.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. Смысл. – 2000. – 381 с.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер. – 2003. – 299 с.
4. Михайлов Н.Н.
Социализм и разумные
5. Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности. - СПб.: Питер. – 2007. – 377 с.
Информация о работе Понятие о потребности. Понятие дееспособность