Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 01:31, контрольная работа
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
1 Теоретические аспекты изучения способностей
1.1Понятие о способностях. Природные и приобретенные способности
1.2 Общие и специальные способности. Понятие одаренности
1.3 Способности, задатки и индивидуальные различия людей
1.4 Развитие и формирование способностей у детей
2 Практическое задание
2.1 Организация выполнения практического задания
2.2 Результаты и их анализ
Список использованной литературы
Таким образом, одаренным может быть человек, который только приступает к освоению деятельности, а талантливым, как правило, человек, который своим трудом доказал талантливость на деле.
Гениальность - высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гениальный человек – это тот, который не только талантлив, но уже добился выдающихся и признанных успехов. Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.
Таким образом, психологи кроме врожденных и приобретенных способностей выделяют способности общие и специальные. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, под которой понимают удачное сочетание разных способностей. В настоящее время ученые разводят понятия «одаренность», «талант» и «гениальность», рассматривая последние как проявление высокого уровня одаренности в чем-либо.
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.
Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий. В отечественной психологии много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей было уделено в исследованиях, проведенных Б.М. Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств. В ходе исследования было выявлено, что свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М. Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие».
Развивая идеи Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой. Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.
Результаты исследований отечественных психологов позволяют сделать вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.
Однако научные эксперименты показывают, что не существует генотипической обусловленности поведения и психологии людей в отношении межполовых различий. Они напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.
С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включающих владение речью.
Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.
Таким образом, задатки представляют собой лишь условия для нормального развития способностей, но не являются гарантией их успешного развития. При наличии задатков, при правильно организованном обучении и воспитании человека, имеющиеся у него хорошие задатки будут быстрее превращаться в способности, и в своем развитии способности достигнут более высокого уровня, чем у человека, лишенного таких задатков. Однако если человека, имеющего задатки, специально не обучать, то они вряд ли превратятся в высокоразвитые.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.
Рассмотрим этапы развития способностей на примере способснотей, в основе которых лежат анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.
Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Деятельность, которая развивает способности человека должна соответствовать следующим требованиям: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.
Следует отметить, что в справочнике Р.С. Немова отмечены специальные оптимальные условия развития способностей у человека. Под такими условиями понимаются: наличие у человека задатков, своевременное и полное выявление имеющихся задатков, активное включение человека в тот вид деятельности, в котором способности формируются и развиваются, включение человека в разнообразные виды деятельности, которые функционально связаны с формирующимися способностями и соответствуют имеющимся у человека задаткам, наличие грамотных педагогов, владеющих методикой развития способностей у других людей, применение эффективных методов обучения, обеспечение систематического контроля и стимулирования процесса развития способностей.
Таким образом, под способностями понимаются устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности. В настоящее время способности делятся на врожденные (природно обусловленные) и приобретенные (социально обусловленные), общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, под которой понимают удачное сочетание разных способностей. В настоящее время ученые разводят понятия «одаренность», «талант» и «гениальность», рассматривая последние как проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. Психологами определены условия, которые способствуют оптимальному развитию тех или иных способностей личности.
2.1 Организация выполнения практического задания
Цель исследования: изучить способности к целостному восприятию формы предметов, соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений, используя методику Т.Н. Головиной.
Оборудование: таблицы, на которых изображены геометрические фигуры с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений.
Процедура исследования: Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и т.п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером А4.
Обработка результатов: Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение.
2.2 Результаты исследования и их анализ
В исследовании приняли участие 5 младших школьников, обучающихся в первом классе.
Детей опрашивали по одному в спокойной, дружеской обстановке.
Каждому ребенку выдавались таблицы с изображением геометрических фигур с неполными контурами, и незаконченными контурами двух предметных изображений и было дано задание дорисовать эти предметы.
Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования представлены в виде таблицы ниже.
Таблица – Результаты эмпирического исследования
№ и Имя исследуемого |
Предъявляемые картинки | ||
треугольники |
круги |
Бабочки/ паучки | |
1 Наталия |
+ |
+ |
Слегка нарушена ассиметрия |
2 Ирина |
+, практически отсутствие сравнения с образцом |
+ |
Слегка нарушена ассиметрия |
3 Антон |
+, частая ориентация на образец |
+, иногда сравнивал с образцом |
Нарушена ассиметрия в сторону увеличения рисуемой части |
4 Александра |
+, частая ориентация на образец |
+, присутствовала ориентация на образец, ассиметрия практичсеки не нарушена |
Нарушена ассиметрия в сторону увеличения рисуемой части |
5 Илья |
+, частая ориентация на образец |
+, частая ориентация на образец, нарушена ассиметрия рисунка |
Нарушена ассиметрия, часто уменьшал размеры дорисованной части |
Информация о работе Понятие о способностях. Природные и приобретенные способности