Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:56, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие темперамента, охарактеризовать его свойства и виды, а так же выяснить какую роль играет темперамент в профессиональной деятельности юриста.
Задачи:
1) проанализировать литературные источники по данной теме;
2) выявить тип темперамента;
3) выяснить его особенности в профессиональной деятельности юриста.
Введение..................................................................................................3
Глава 1. Понятие о темпераменте…………………………...................5
1.1 Темперамент и его свойства…………………………………………5
1.2 Возникновение учения о темпераменте и его дальнейшее
развитие………………………………………………………………….. 9
Глава 2. Учет особенностей, свойств темперамента
в профессиональной деятельности юриста…………………………….20
2.1 Выбор деятельности исходя из свойств нервной системы………..20
2.2 Роль темперамента в профессиональной деятельности
юриста………………………………………………………………….... 21
Заключение………………………………………………………………..26
Библиографический список…………………………………………… 27
ГЛАВА 2. Учет особенностей, свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста
2.1 Выбор деятельности исходя из свойств нервной системы
Каким образом оценивать свойства темперамента? Данный вопрос оказывается не таким простым. В психологической литературе высказывается обоснованное возражение против ценностного подхода к тому или иному темпераменту, тем более против того, чтобы делить их на «плохие» и «хорошие», «лучшие» и «худшие».1
Более продуктивным представляется иной подход к оценке того или иного темперамента, его отдельных свойств — с точки зрения изучения адаптивных возможностей индивида в процессе поддержания им равновесия между организмом и средой. Поэтому с социальной, тем более с правовой, точки зрения темперамент не подлежит оценке, так как не определяет социальную ценность человека, поскольку не связан с его мировоззрением, убеждениями, правосознанием. «Никакой темперамент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств. Генетически детерминированные свойства темперамента — это лишь предпосылки воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических способностей».2
Исходя из основных динамических свойств нервной системы, темперамента человека, необходимо видеть, к какой деятельности он более всего предрасположен. В этом состоит одно из направлений учета человеческого фактора в решении вопроса о повышении эффективности и качества труда любого работника, в том числе, разумеется, и юриста1.
2.2 Роль
темперамента в
Труд человека со слабым типом нервной системы, быстрее истощающего свои нервно-психические ресурсы в эмоционально насыщенных ситуациях, будет менее продуктивен, особенно по временным показателям. А такие сопутствующие данному типу свойства темперамента, как низкая активность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональная чувствительность, значительно осложняют выполнение функциональных обязанностей юристом с указанными свойствами темперамента и нервной системы, создают для такого человека дополнительные трудности в работе и скорее всего, отрицательно отразятся на ее результатах и на состоянии его здоровья.
В этой связи в литературе высказываются различные мнения о возможности успешно заниматься любой, в том числе и следственной, деятельностью независимо от типа нервной системы и темперамента. Так, проф. А. Р. Ратинов полагает, что нет оснований ставить вопрос «о наиболее предпочтительном для следственной работы типе высшей нервной деятельности или темпераменте», поскольку «различные ситуации в одной и той же деятельности делают предпочтительными разные темпераменты». В принципе это правильно, поскольку «отрицательные в той или иной ситуации расследования свойства темперамента компенсируются положительными, нейтрализуются соответствующими навыками и привычками. Темперамент человек может обуздать и подчинить своему характеру».1
Правоохранительная
Способность организма противостоять отрицательным воздействиям внешних факторов во многом определяется свойствами нервной системы, темперамента. Например, труд человека со слабым типом нервной системы, быстрее истощающего свои нервно-психические ресурсы в эмоционально насыщенных ситуациях, будет менее продуктивен, особенно по временным показателям. А такие сопутствующие данному типу свойства темперамента, как низкая активность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональная чувствительность, значительно осложняют выполнение функциональных обязанностей юристом с указанными свойствами темперамента и нервной системы, создают для такого человека дополнительные трудности в работе и скорее всего отрицательно отразятся на ее результатах и на состоянии его здоровья. В настоящее время со всей очевидностью установлено, что свойства нервной системы, темперамента оказывают существенное влияние на успешность деятельности, особенно в профессиях, предъявляющих повышенные требования к нервной системе.1 Более того, для некоторых профессий (и к ним вполне можно отнести профессию следователя, прокурора, судьи) слабая нервная система может рассматриваться как профессиональное противопоказание.
Таким образом, темперамент с его свойствами следует оценивать не абстрактно, а с точки зрения адаптивных возможностей человека к тому или иному виду профессиональной деятельности с типичными для этой деятельности ситуациями, предъявляющими к психике человека определенные повышенные требования.
Говоря о таких
Таким образом, свойства темперамента нередко проявляются в способах совершения преступления, в тех импульсивных действиях, которые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции. Более заметны свойства темперамента в преступлениях, носящих остроконфликтный характер (убийства, нанесение телесных повреждений и т.п.), сопровождающихся яркими проявлениями аффективно окрашенных эмоций, которые бывает трудно скрыть от окружающих.1
Следователь, как и любой юрист, должен быть осведомлен о свойствах своей нервной системы и темперамента, уметь компенсировать отрицательные проявления отдельных свойств, поскольку нет людей, наделенных только положительными свойствами. И в этом отношении следует полностью согласиться с точкой зрения проф. А. Р. Ратинова. Однако когда человек обладает целым симптомокомплексом отрицательных с точки зрения профессиональных требований к нему свойств, видимо, нецелесообразно ориентировать его на работу в правоохранительных органах, требующую тех свойств нервной системы, темперамента, которых у него нет и для компенсации которых он не располагает необходимыми компенсаторными возможностями.
Руководителю органа юстиции следует правильно оценивать свойства темперамента своих подчиненных, выявлять и развивать скрытые ресурсы их личности, умело распределять между ними функциональные обязанности, организовывать их взаимодействие таким образом, чтобы свойства темперамента разных сотрудников дополняли друг друга, взаимно компенсировали их отрицательные особенности в сложных в профессиональном отношении ситуациях.
Кроме того, также надо иметь в виду, что свойства темперамента нередко проявляются в способах совершения преступлений, административных правонарушений, в тех импульсивных действиях, которые в экстремальной обстановке совершения противоправных действий хуже поддаются сознательной волевой регуляции. Более заметны свойства темперамента в правонарушениях, носящих остроконфликтный характер (убийства, причинение вреда здоровью и т.п.), сопровождающихся яркими проявлениями аффективно окрашенных эмоций, которые бывает трудно скрыть от окружающих.
В ходе проведения допроса, других следственных, судебных действий необходимо учитывать свойства темперамента свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), чтобы наиболее продуктивно развивать с ними в нужном направлении диалог, лучше понимать причины психологического характера совершения последними противоправных деяний.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во-первых, темперамент в
отличие от других особенностей психики
относительно устойчив, поскольку его
физиологической основой
Во-вторых, исходя из основных
динамических свойств нервной системы,
темперамента человека, необходимо видеть,
к какой деятельности он более
всего предрасположен. В этом состоит
одно из направлений учета
Таким образом, темперамент с его свойствами следует оценивать не абстрактно, а с точки зрения адаптивных возможностей человека к тому или иному виду профессиональной деятельности с типичными для этой деятельности ситуациями, предъявляющими к психике человека определенные повышенные требования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999;
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003;
3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и свойства нервной системы. М., 1972:
4. Дубинин Н. П., Карпец И.И, Кудрявцев В Н. Генетика, поведение, ответственность (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения) М., 1982 С. 21;
5. Крысько В. Г. Общая
психология в схемах и
6. . Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005:
7. Немое Р. С. Психология Учебник в 3 кн Кн 1 Общие основы психологии 2-еизд М , 1995 С. 333;
8. Небылицын В. Д. Указ соч С. 183;
9. Общая психология. Учебник для педагогических институтов/ Под ред. Проф. Петровского А. В. – Изд-во 2-е, дополненное и переработанное. – М.: «Просвещение», 1976;
10. Общая психология/ Под ред. Богословского В. В., Ковалевой А. Г., Степановой А. А., Шабалиной С. И. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: «Просвещение», 1986;
11. Общая психология. Курс лекций. Составитель Рогов Е. И. – М.: «Владос», 1995;
12. Павлов И.П. Поли собр соч, кн. 2 М., Л , 1951 С 85;
13. Психология. Учебник/ Под Ред. Крылова А. А. – М.: Проспект, 2000;
14. Равич-Шербо И. В. Возможный экспериментальный подход к изучению биологического и социального в человеке // Биологическое и социальное в развитии человека М., 1977 С 160;
15. Ратинов А Р. Судебная психология для следователей С. 72;
16. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различии М., 1979 С. 78;
17. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. С. 162—164;
18. Юнг К. Г. Психологические
типы. – М., 1995.
1 Общая психология. Учебник для педагогических институтов/ Под ред. Проф. Петровского А. В. – Изд-во 2-е, дополненное и переработанное. – М.: «Просвещение», 1976.
1 Юнг К. Г. Психологические типы. – М., 1995.
2 Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. – М.: «Флинта», 1998.
.
.
1 Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: «Владос», 1995.
2 Равич-Шербо И. В. Возможный экспериментальный подход к изучению биологического и социального в человеке // Биологическое и социальное в развитии человека М , 1977 С 160.
3 Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. – М.: «Флинта», 1998.
4 Психология. Учебник/ Под Ред. Крылова А. А. – М.: Проспект, 2000.
1 . Общая психология/ Под ред. Богословского В. В., Ковалевой А. Г., Степановой А. А., Шабалиной С. И. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: «Просвещение», 1986.
2 . Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: «Владос», 1995.
3 Общая психология. Курс лекций.
Составитель Рогов Е. И. – М.: «Владос»,
1995.
1 Общая психология. Курс лекций.
Составитель Рогов Е. И. – М.: «Владос»,
1995.
1 Общая психология/ Под ред. Богословского В. В., Ковалевой А. Г., Степановой А. А., Шабалиной С. И. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: «Просвещение», 1986.
2 Аверин В. А. Психология личности:
Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова
В. А., 1999.
1 . Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003.
2 Общая психология. Учебник для педагогических институтов/ Под ред. Проф. Петровского А. В. – Изд-во 2-е, дополненное и переработанное. – М.: «Просвещение», 1976.
1 Небылицын В Д Психофизиологические исследования индивидуальных различии. М , 1976 С. 182—183.
2 Павлов И.П. Поли собр соч Т III,
кн 2 М., Л , 1951 С 85.
1 Небылицын В.Д. Указ соч С. 183.
1 Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различии М., 1979 С 78.