Понятие психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:59, лабораторная работа

Краткое описание

Традиционно дают определение психики как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

1. Понятие психики 

 

Традиционно дают определение психики как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. 

 

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая  информация подвергается специфической  обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. 

 

Но  в этимологии слова «психика»  содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа  вышла из тела», «душа ушла в пятки  от страха», «волнение души» —  здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый  субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах  связывали, например, с процессом  питания, с процессом дыхания  и его субстратом (воздухом), с  мельчайшими атомами и пр. Местом помещения «души» считали, в частности, сердце. В сегодняшней психофизиологии  также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. 

 

Проблема  может ставиться так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат! Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но  как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику  нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика  имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.  

 

Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем — как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функция, которая реализуется этим участком мозга. 

 

Однако  взаимосвязь психических функций  и мозга оказалась значительно  сложнее, чем предполагали френологи.

Психические явления соотносятся не с отдельным  нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемоечерез многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. 

 

Человеческая  психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и  не развивается сама по себе, если ребенок  изолирован от людей (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.  

 

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих:

- внешний мир, природа, ее отражение,

- полноценная деятельность мозга,

- взаимодействие с людьми, активная  передача новым поколениям человеческой  культуры, человеческих способностей.  

 

(Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

- оно дает возможность правильно  отражать окружающую действительность, причем правильность отражения  подтверждается практикой;

- сам психический образ формируется  в процессе активной деятельности  человека;

- психическое отражение углубляется и совершенствуется;

- обеспечивает целесообразность  поведения и деятельности;

- преломляется через индивидуальность  человека;

- носит опережающий характер.) 

 

Функции психики:

- отражение окружающего мира,

- регуляция поведения и деятельности  живого существа в целях обеспечения  его выживания. 

 

Этапы развития психологии как науки

Как и любая система  научных знаний, психология имеет  свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления  о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет  душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала  в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая  наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский(Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

Российская психологическая  наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX — начале XX вв. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.

Психология  в системе наук переплетается  со следующими отраслями знаний. Тесно  психология взаимодействует с экономическими науками при исследовании закономерностей  действительности, связанных с хозяйственной  сферой жизни.  Психология также тесно связана с антропологией посредством психологии личности. Общие аспекты изучения имеются у психологии и психиатрии. Прямая связь существует с биологией (через отрасли патопсихологии, психосоматики, психологии аномального вырабатывания); нейробиологией (через нейропсихологию); генетикой (через психогенетику), логопедией (через психолингвистику), юриспруденцией (через судебную психологию, психологию жертвы, уголовную психологию, психологию следствия правонарушений). Теория организации в системе наук также пересекается по многим вопросам с психологией, поскольку организация представляет собой подобие живого организма, состоящего из участвующих в общей деятельности людей.

Школы психологии

Психоанализ. Структурализм. Функционализм. Бихевиоризм. Фрейдизм. Гештальтпсихология. Отечественная психология. Аналитическая  психология. Индивидуальная психология. Когнитивная психология. Гуманистическая  психология. Трансперсональная психология.

 

·  Аналитическая психология   Направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа.

·  Бихевиоризм   Направление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

·  Гештальтпсихология   Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления "инсайта".

·  Гуманистическая психология   Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

·  Индивидуальная психология   Направление психологии, основным предметом исследования которого является способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль.

·  Когнитивная психология   Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

·  Отечественная психология   В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

·  Психоанализ   Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями.

·  Психодрама   Терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации.

·  Социокультуральный психодинамический подход  Подход в психологии, психотерапии, в центре внимания которого - представления о проблеме со стороны пациента и врача.

·  Специализации психологии   Общая психология, психология личности, история психологии. Психофизиология. Психология труда. Инженерная психология, эргономика. Медицинская психология. Социальная психология. Юридическая психология. И другие...

·  Структурализм   Экспериментальное исследование структуры сознания.

·  Трансперсональная психология   Ряд околопсихологических дисциплин, предметом рассмотрения которых являются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта.

Информация о работе Понятие психики