Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:18, лекция
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.
Природа психики
Развитие психики в филогенезе
Основные функции психики
Психика, поведение и деятельность
Структура психики человека
Психика, нервная система, мозг
Дисциплина: Психология и педагогика
Тема № 2
Понятие психики в современной психологии
План:
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
1. Природа психики
2. Развитие психики в филогенезе
Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи.
Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.
Живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители.
Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д.
Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
Более развитые живые организмы имеют более сложное анатомическое строение и более сложные условия жизни, что привело к возникновению у них более сложных форм реагирования, называемой – чувствительность.
Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.
По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных – это объективный биологический признак возникновения психики.
С возникновением ощущений (появление чувствительности) живые организмы могут реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные.
Характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, принципиально отличается. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним.
Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д.
В дальнейшем в процессе развития у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира.
Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде.
Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.
Таким образом, чувствительность – это новый тип приспособления к окружающей среде, характеризующийся наличием поведения.
Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности.
Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой.
Чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.
Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу.
Самое сложное поведение наблюдается у человека, который обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Это возможно благодаря сознанию.
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
Сознание – это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, которые предстают перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Однако человека отличает не сама данная психическая деятельность (формирование психических образов), а механизмы ее протекания.
В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию».
«Я-концепция» - это совокупность представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе.
Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение.
«Я-концепция» является ядром системы саморегуляции человека. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека во многом определяется степенью его критичности.
В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо».
Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях.
Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного.
Таким образом, критичность – это механизм контроля за своим поведением.
Наличие такого сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет существование у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.
Характеристики сознания:
Функции сознания:
Таким образом, функцией сознания является – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, и как следствие обеспечение разумного регулирования поведения и деятельности человека.
В онтогенезе сознание развивается в социальных контактах.
В филогенезе сознание человека становилось только в условиях трудовой деятельности, т.е. активного воздействия на природу.
Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, которая возникает одновременно с сознанием в процессе труда.
Таким образом, мы можем выделить четыре основных формы психического отражения у живых организмов:
Кроме того, в зоопсихологии выделены три основные стадии развития психики животных по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.
Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.
3. Основные функции психики:
Информация о работе Понятие психики в современной психологии